В рамках социально-экономического развития Российской Федерации в настоящее время вопросы таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, приобретают особую значимость. При этом государственный контроль, ввозимых товаров на территорию РФ остро стоит ввиду того, что введенные против России санкции существенно осложнили (а иногда и сделали невозможными) доставку товаров воздушным и водным видом транспорта.
Оптимизация таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, должна реализовываться по различным направлениям. Одним из приоритетных направлений является правовое обеспечение государственного контроля. Сегодня разработано огромное количество нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление государственного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. Однако это создает определенного рода трудности. В рамках оптимизации государственного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, необходимо создание нормативно-правового акта, который содержит основные положения порядка осуществления таможенного контроля с использованием ИДК. Данное мероприятия позволит существенно облегчить работу должностных лиц таможенных органов при осуществлении государственного контроля, а также сократит время на проведения государственного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
Также одним из перспективных направлений оптимизации таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является использование современных технологий при проведении государственного контроля. В рамках данного направления на базе структурных подразделений Федеральной таможенной службы необходимо разработать единую систему обмена актуальной информацией по вопросам проведения таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. Данное обстоятельство позволить существенно сократить количество предоставления в таможенный орган не достоверных документов и сведений. Также в рамках оптимизации таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, в данном направлении существенно сократиться влияние человеческого фактора на осуществление государственного контроля.
«Министерство транспорта РФ предложило разработать модели интеллектуальных пунктов пропуска с учётом особенностей каждого вида транспорта. Созданные модели будут применять в качестве стандарта при строительстве и модернизации пограничных переходов, чтобы перейти от электронной таможни к таможне интеллектуальной, которая подразумевает автоматизацию всех операций. Минтранс подготовил изменения в общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению пунктов пропуска через государственную границу России. Необустроенность пунктов пропуска является основным фактором, сдерживающим развитие таможенных технологий. По данным Минтранса, всего около 15% таких объектов соответствуют Единым типовым требованиям к их оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, применяемым в Евразийском экономическом союзе. Две трети пунктов пропуска нуждаются в существенной реконструкции и модернизации, утверждают в ведомстве.
Для развития погранпереходов Минтранс собирается разработать перспективные модели, которые будут базироваться на использовании современных информационно-коммуникационных технологий. Предполагается создать единую цифровую платформу и интегрировать её как с базами данных контролирующих органов, так и с программным обеспечением технических средств контроля. Эта платформа будет аккумулировать информацию, поступающую от контрольно-измерительной техники, имеющейся на объектах, в их числе комплексы потокового сканирования и весогабаритных измерений, системы радиационного контроля. Предусмотрено внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц в местах перемещения товаров через таможенную границу, в частности речь идёт о применении технологии машинного зрения для автоматизированного анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов. Умная система сама будет читать снимки и выдавать готовые решения, что будет способствовать развитию цифровых транспортных коридоров, заявляли ранее в ФТС» [1].
О необходимости развития инфраструктуры погранпереходов заявляют и в ОАО «РЖД». В ходе январского брифинга заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило отметил, что «в холдинге рассчитывают в 2027 году перевезти по сети 4 млн транзитных контейнеров, для этого нужно будет развивать пункты пропуска на границе с Китаем, а также искать новые точки для выхода в Европу. На фоне роста грузопотока по коридору Восток – Запад ощущается нехватка пропускной способностью инфраструктуры погранпереходов. В 2020 году произошёл взрывной рост транзитных перевозок в сообщении Китай – Европа и обратно через сухопутные погранпереходы, в том числе в Монголии, Белоруссии и Казахстане. Это было связано со значительным ростом ставок морского фрахта ввиду дефицита провозных мощностей. В 2021 году благодаря субсидиям Китая и росту ставок на морской фрахт тенденция сохранилась, что позволило установить сразу два рекорда: перевезти по сети РЖД в общей сложности 6,5 млн ДФЭ (+12% к 2020 году), в том числе 1,076 млн ДФЭ в транзитном сообщении (+34%). В то же время в 2021 году логистические компании столкнулись с недостаточной пропускной способностью инфраструктуры, в том числе погранпереходов, со сменой железнодорожной колеи. По оценке президиума Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП), для увеличения пропускной способности пунктов пропуска необходимо в ближайшее время модернизировать инфраструктуру и нормировать время операций на пунктах пропуска. Важными задачами для облегчения межгосударственного трафика становятся организация юридически значимого электронного документооборота между всеми участниками перевозки, упрощение таможенных процедур, отмена досмотра транзитных составов, перенос его на станцию прибытия для импорта» [2].
Страны, которые являются основными торговыми партнерами Российской Федерации, осознают важность обеспечения сбалансированной работы пунктов пропуска, позволяющей проводить достоверный контроль грузов и обеспечивать оперативных их пропуск через границу. Поэтому при проведении модернизации и обустройства пунктов пропуска активно применяют современные технические решения, в первую очередь, основанные на применении неинтрузивных технологий. Например, «по состоянию на 2021 год США используют на своих границах около 500 ИДК, Китай – около 400, в Европе эксплуатируется около 300» [3]. В то же время сегодня именно Россия имеет реальный шанс, стать лидером в применении комплексного подхода в области контроля и автоматического анализа данных.
Активное внедрение цифровых технологий сегодня, становится новой реальностью нашей повседневной жизни. Мы видим, как меняются коммуникации государства и общества, трансформируются целые сектора экономики, как большие объемы накопленных данных становятся новыми сырьевыми ресурсами. Цифровизация процессов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границы Российской Федерации, является сегодня тем самым прорывным решением, которое коренным образом способно изменить существующее положение дел в пунктах пропуска. В основе источника данных могли бы быть ИДК. «Принципы заложенные в основу работы российских ИДК, производимых ООО «Скантроник Системс», базируются на разработанном российскими учеными ООО «ЛЭУ МГУ» в кооперации с АО «НПП Торий» ускорителе электронов – клистрон, применение которого в ИДК, позволило реализовать алгоритмы высокоточного распознавания материалов инспектируемых объектов, определять вес товара, создавать библиотеки образов, тем самым задать мировой тренд в области инспекционно-досмотровой техники на ближайшее десятилетие.
Управление большими объемами данных, идеальная сфера для применения отечественных наработок в области искусственного интеллекта, работающего в рамках заданных алгоритмов машинного обучения с большим объемом потоковых данных, поступающих с ИДК и иных интегрированных средств контроля, мониторинга и управления цифрового пункта пропуска. В пунктах пропуска применяются разные технические средства, кроме того, существующие научные разработки позволяют внедрить новые технические решения, которые могли бы дополнить информационный поток, позволяющий анализировать и принимать решения государственным органам» [4].
Современные технологии позволяют отказаться от «контактных» проверок грузов на пунктах пропуска через госграницу, сократив время досмотра до считанных минут. Новейшие ИДК в буквальном смысле «видят» груз сквозь стены и способны обнаружить запрещенные товары любого размера.
Оптимальным считаем оборудование ЖДПП инспекционно-досмотровым комплексом для контроля железнодорожных вагонов СТ2630Т, который обеспечивает качественный и быстрый анализ грузов на высоких скоростях движения железнодорожного состава до 70 км/час, что достигается использованием в комплексе линейного ускорителя электронов с частотой повторения до 2000 Гц (рис. 1).
Рис. 1. Инспекционно-досмотровый комплекс для контроля железнодорожных вагонов СТ2630Т
«Использование в комплексе источника излучения с модуляцией энергии наряду со специальным устройством калибровки изображений позволяет проводить распознавание 4-х групп материалов по эффективному атомному номеру, а также оценивать массу груза и отдельных объектов с погрешностью не более 10%. Камеры фотофиксации позволяют получать фотографические изображения вагонов и осуществлять их привязку к соответствующему рентгеновскому изображению, что значительно облегчает работу операторов по анализу изображений. Система автоматики комплекса обеспечивает радиационную безопасность, осуществляет фрагментацию отдельных рентгеновских изображений вагонов, их масштабирование и сохранение в базе данных. Концепция комплекса СТ-2630Т предусматривает возможность его удаленного размещения и работу в автоматическом режиме с интеграцией в IT-инфраструктуру таможенного органа. Это позволяет устанавливать технологическое оборудование на железнодорожном перегоне, а контроль полученной информации осуществлять на ж/д станции или в офисах Заказчика» [5].
Внешне ИДК для железнодорожных вагонов представляет собой бетонный периметр со встроенными отсеками для источника излучения и системы детектирования (рис. 2).
Рис. 2. ИДК СТ-2630Т для досмотра поездов в Забайкальске
Высокую проникающую способность излучения обеспечивает линейный ускоритель электронов, «сердцем» которого является мощный СВЧ-клистрон производства НПП «Торий» (входит в «Росэлектронику»).
Таким образом, потребность в повышении пропускной способности железнодорожных пунктов пропуска с одновременным обеспечением экономической безопасности государства делает необходимым использование инспекционно-досмотровых комплексов. Оптимальным считаем оборудование ЖДПП инспекционно-досмотровым комплексом для контроля железнодорожных вагонов СТ2630Т, который обеспечивает качественный и быстрый анализ грузов на высоких скоростях движения железнодорожного состава до 70 км/час, что достигается использованием в комплексе линейного ускорителя электронов с частотой повторения до 2000 Гц.