Повышение эффективности правоохранительной функции таможенных органов предполагает совершенствование обеспечения ее реализации, в том числе информационного, программного, технического, оперативно-аналитического, учетно-регистрационного, а также улучшение системы внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия для оптимизации производства по делам об административных правонарушениях и уголовным делам. Особую актуальность данные вопросы приобретают и в связи с решением перспективных задач по цифровизации правоохранительной деятельности таможенных органов, обозначенных Стратегией развития ФТС России до 2030 года.
Сущность учетно-регистрационного обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов заключается в следующем. Учетно-регистрационные подразделения создаются прежде всего в целях ведения специальной таможенной статистики, отражающей показатели борьбы таможни с административными правонарушениями и преступлениями в области таможенного дела. Кроме того, такие подразделения ведут регистрацию и учет дел об административных правонарушениях, возбужденных структурными подразделениями таможни, а также материалов, содержащих данные, указывающие на событие административного правонарушения и материалов с определениями об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях или постановлениями об отказе в возбуждении уголовных дел. Учетно-регистрационные отделы таможен осуществляют регулярную передачу перечисленных сведений в оперативную таможню. На основании анализа данной информации происходит координация правоохранительной деятельности таможен в регионе.
Руководящим звеном для учетно-регистрационных подразделений таможенных органов является Управление таможенных расследований и дознания ФТС России. В качестве одной из его функций обозначена организация, методическое руководство, координация и контроль деятельности учетно-регистрационных подразделений (уполномоченных сотрудников) таможенных органов [1].
Направлениями деятельности УТРД являются также:
- сбор и формирование государственной и ведомственной статистической отчетности по рассмотрению сообщений о преступлениях, по направлениям производства по делам об административных правонарушениях, производства предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий, исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, учета оборота товаров, обращенных в федеральную собственность, и задержанных товаров;
- регистрация и учет уголовных дел, находящихся в производстве ФТС России, постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, осуществление деятельности по учету преступлений и иных объектов учета в соответствии с единым порядком регистрации уголовных дел и учета преступлений, а также порядком заполнения и представления учетных документов;
- формирование, ведение, хранение (в том числе в электронном виде) учетных документов по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, находящимся в производстве должностных лиц ФТС России и таможенных органов;
- сбор, формирование согласно установленным формам и порядку государственной и ведомственной статистической отчетности по направлениям производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрения сообщений о преступлениях, производства предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий, исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, учета оборота товаров, обращенных в федеральную собственность, и задержанных товаров;
- организация информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов [1].
Учет административных правонарушений – это специально организованный процесс их регистрации, при котором отражаются определенные характеристики правонарушений. Проведение учета регламентируется приказом ФТС России от 24.04.2007 № 524 «Об утверждении Положения о порядке учета, регистрации, формирования и хранения дел об административных правонарушениях в таможенных органах Российской Федерации», определяющим порядок учета и регистрации дел об административных правонарушениях, производство и рассмотрение которых осуществляются таможенными органами» [2]. Учету в таможенных органах РФ подлежат все дела об административных правонарушениях. Моментом статистического учета является дата составления первичного документа, служащего основанием для регистрации административных правонарушений: протокол об административном правонарушении, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и др.
Учет административных правонарушений осуществляется учетно-регистрационным отделением. Первичной формой статистического учета является Журнал учета дел об административных правонарушениях. Сведения, содержащиеся в журнале учета, используются при составлении форм статистической отчетности по административным правонарушениям [3].
Деятельность учетно-регистрационных подразделений таможенных органов регулируется также целым рядом ведомственных нормативно-правовых актов, содержащих инструкции и положения, касающиеся таких вопросов, как ведение электронных учетных документов по делам об административных правонарушениях, порядок учета, регистрации, формирования и хранения дел об административных правонарушениях в таможенных органах, порядок взаимодействия структурных подразделений таможенных органов при осуществлении учетно-регистрационной деятельности и др. Приведем перечень таких документов:
- приказ ФТС России от 10.08.2011 № 1634 «Об утверждении типовых положений о подразделении административных расследований таможни, подразделении административных расследований таможенного поста, подразделении дознания, криминалистическом подразделении и учетно-регистрационном подразделении таможни»;
- приказ ФТС России от 30.03.2015 № 570 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации при осуществлении учетно-регистрационной деятельности»;
- приказ ФТС России от 24.04.2007 № 524 «Об утверждении положения о порядке учета, регистрации, формирования и хранения дел об административных правонарушениях в таможенных органах Российской Федерации» в части заполнения журналов учета и регистрации, ведение которых возложено на учетно-регистрационное подразделение;
- приказ ФТС России от 31.03.2017 № 482 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации и электронного учета материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и дел об административных правонарушениях»;
- приказ ФТС России от 31.03.2015 № 589 «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России»;
- приказ ФТС России от 13.10.2015 № 2041 «Об утверждении Инструкции об организации контрольно-наблюдательного производства по делам об административных правонарушениях»;
- письмо ФТС России от 28.04.2007 № 01-06/16201 «О направлении методических рекомендаций» о ведении журнала учета и регистрации материалов, сообщений и заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- приказ ФТС России от 09.07.2014 № 1331 «Об утверждении типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации», на основе которой организуется и ведется делопроизводство в учетно-регистрационных отделениях таможен;
- приказ Росстата от 30.07.2021 № 458 (ред. от 21.01.2022) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2022)» в части ведения федерального статистического наблюдения по формам № 1-АЭ, № 3-АЛК (прав);
- приказ ФТС России от 31.03.2015 № 589 «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России» в части утверждения форм ведомственного статистического наблюдения о правоохранительной деятельности таможенных органов (1,2,3,4,5-УТРД, 10,11-СУД).
Взаимодействие подразделений таможенных органов РФ при осуществлении учетно-регистрационной деятельности регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации при осуществлении учетно-регистрационной деятельности, утвержденной Приложением к приказу ФТС России от 30 марта 2015 г. № 570. Данная инструкция определяет порядок взаимодействия подразделений таможенных органов при регистрации и учете материалов, сообщений, заявлений, содержащих информацию об АП, и дел об АП, производство по которым осуществляют таможенные органы, а также проведения сверок сведений.
Задачи учетно-регистрационного подразделения таможни заключаются в следующем:
- Осуществление учетно-регистрационной работы по направлению борьбы с административными правонарушениями;
- Осуществление деятельности по электронному учету зарегистрированных в таможне дел об административных правонарушениях, материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- Ведение специальной таможенной статистики и форм федерального государственного статистического наблюдения по направлению борьбы с административными правонарушениями;
- В отдельных случаях по решению заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности и согласованию с оперативной таможней:
- осуществление деятельности по электронному учету зарегистрированных в таможне сообщений о преступлениях и находящихся в производстве таможни уголовных дел;
- ведение специальной таможенной статистики и форм федерального государственного статистического наблюдения по направлениям рассмотрения сообщений о преступлениях, производства неотложных следственных действий и дознания по уголовным делам [3].
Подразделение ведет работу в нескольких информационных системах, в числе которых программные продукты, позволяющие вести статистику административных правонарушений, уголовных дел, учет вещественных доказательств, документооборот, и готовить статистическую отчетность:
- УКИД-2 (Учет и контроль исполнения документов - документооборот);
- КПС «Правоохрана-Административные правонарушения» (статистика дел об АП);
- КПС «Правоохрана-Уголовные дела» (статистика уголовных дел);
- КПС «Правоохрана-Статистическая отчетность» (отчеты);
- КПС «Учет вещественных доказательств» (изъятые вещ. доки).
В рамках деятельности учетно-регистрационного отделения обеспечивается учетно-регистрационная дисциплина, формируется ведомственная и федеральная статистическая отчетность. УРО, как правило, отвечает за подготовку следующих статистических отчетов:
- 3-УТРД (статистика по делам об АП);
- 1,2 УТРД (статистика по уголовным делам);
- 2-ЦЭКТУ (по экспертизам по делам об АП);
- 4-УТРД (по обжалованию по делам об АП);
- 3-АЛК (Алкоголь по делам об АП).
Электронный учет дел об АП в УРО ведется с помощью КПС «Административные правонарушения» в соответствии с приказом ФТС России от 31.03.2017 № 482 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации и электронного учета материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и дел об административных правонарушениях» [4].
КПС «Административные правонарушения» предназначен для регистрации в таможенных органах информации об АП и дел об АП, формирования базы данных ФТС России по информации об АП и делам об АП, контроля за ходом рассмотрения информации об АП, осуществления оперативного контроля за ходом производства по делам об АП, информационно-справочного обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов, а также обеспечения информационного взаимодействия ФТС России с федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, иными органами государственной власти и организациями.
Регистрация и электронный учет информации об АП и дел об АП представляют собой внесение в КПС «Административные правонарушения» электронных копий информации об АП и дел об АП и присвоение им порядковых номеров, являющихся уникальными в конкретном таможенном органе. На основе электронных копий автоматически формируются электронные журналы учета информации об АП и учета дел об АП.
УРО осуществляет регистрацию сообщений об АП и дел об АП в КПС «Административные правонарушения». В частности, регистрируются:
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события АП;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события АП.
В целях регистрации и электронного учета информации об АП должностное лицо, которому поручено рассмотрение информации об АП, в день получения (составления) документа, указанного в разделе 1 Приложения № 1 [4], представляет его копию на бумажном носителе и при наличии в электронном виде в УРО. Информация об АП регистрируется должностным лицом структурного подразделения, указанного в пункте 2 Инструкции, в день ее получения путем создания в КПС «Административные правонарушения» электронной карточки информации об АП и внесения в нее сведений.
Регистрацию дел об АП осуществляет должностное лицо структурного подразделения, на основании представленных копий процессуальных документов путем создания в КПС «Административные правонарушения» электронной карточки процессуального документа, которым возбуждено дело об АП, и внесения в нее сведений/
В случае технической неисправности КПС «Административные правонарушения» до момента ее устранения регистрация дел об АП осуществляется в журнале учета дел об АП. После устранения технической неисправности дела об АП в первоочередном порядке и той же последовательности подлежат регистрации и электронному учету. Заполнение граф журнала учета дел об АП осуществляется по следующей схеме: 1) дата регистрации, вид документа, которым возбуждено дело об АП и регистрационный номер; 2) дата составления документа и квалификация АП по статье КоАП РФ; 3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело; 4) подразделение, должность, инициалы и фамилию должностного лица таможенного органа, возбудившего дело и (или) проводящего административное расследование; 5) причины регистрации дела в журнале: описание, дата и время технической неисправности, не позволяющей зарегистрировать в КПС «Административные правонарушения».
В целях электронного учета должностное лицо таможенного органа, осуществляющее (осуществлявшее) производство по делу об АП, исполнение постановления по делу об АП, в день составления (получения) процессуального документа, представляет его копию (в том числе при наличии в электронном виде) в УРО. Поступившие документы вносятся в электронную копию дела об АП должностным лицом УРО в день их получения.
В соответствии с требованиями письма ФТС России от 28.04.2007 № 01-06/16201 «О направлении методических рекомендаций» в таможенных органах ежегодно заводится Журнал учета и регистрации материалов, сообщений и заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Сверки сведений по делам об АП проводятся в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 30.03.2015 № 570 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации при осуществлении учетно-регистрационной деятельности». Акты сверок информации о поступивших жалобах, протестах прокурора по делам об АП, возбужденных таможней, и принятых по ним решениях таможенным и судебным органами о вступлении их в законную силу и исполнении, а также по изъятым (арестованным) и обращенным в федеральную собственность товарам и (или) транспортным средствам формируются в отдельные номенклатурные дела.
Для расчетов и обобщения статистических данных используется комплекс программных средств «Статистическая отчетность». Статистическая отчетность сформирована в соответствии с номенклатурой дел УРО.
В целом, подводя итог, отметим, что деятельность учетно-регистрационных подразделений таможенных органов регулируется целым рядом как международных и национальных законодательных актов в сфере таможенного дела, так и ведомственных нормативно-правовых актов, содержащих инструкции и положения, касающиеся вопросов ведения электронных учетных документов по делам об АП, порядка учета, регистрации, формирования и хранения дел об АП в таможенных органах, порядка взаимодействия структурных подразделений таможенных органов при осуществлении учетно-регистрационной деятельности и др.