научный журнал «Актуальные исследования» #25 (104), июль '22

Применение электронного образовательного ресурса во внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматривается понятие электронного образовательного ресурса, его роль и значение в процессе обучения в школе. А также в данной работе раскрываются особенности внеурочной деятельности по биологии и возможности применения во внеурочной деятельности по биологии электронного образовательного ресурса.

Аннотация статьи
биология
электронный образовательный ресурс
внеурочная деятельность
процесс обучения
Ключевые слова

На сегодняшний день создание качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов является одной из главных задач в области информатизации образования. Применение электронных образовательных ресурсов в ходе внеурочной деятельности по биологии делают процесс обучения разнообразным и интересным, повышают познавательную активность обучающихся. Построение учебного процесса с применением электронных образовательных ресурсов несколько изменяет роль учителя. В данном случае учитель является не только источником знаний, а также становится еще и координатором, который помогает ученику занимать активную позицию участника учебного процесса, изучающего особенности электронных образовательных ресурсов и использующего их для решения учебно-практических задач внеурочной деятельности.

Применение электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности по биологии приводит к повышению мотивации учащихся в связи с возможностью применения разнообразных методик и форм обучения, обеспечению наглядности любого изучаемого материала, обучение современным способам самостоятельного получения знаний, применение методов дифференциации и индивидуализации, ведущих к стимулированию успешного обучения всех категорий учащихся, что, безусловно, является условием достижения нового качества образования. Внеурочная работа по биологии – это разнообразная деятельность учащихся, организуемая учителями во внеурочное время, которая обеспечивает необходимые условия для овладения навыками и умениями теоретической и практической работы и для более глубокого усвоения и положительного восприятия биологического опыта.

Разработка электронно-образовательного ресурса для внеурочной деятельности по биологии будет более эффективной, если

  • содержание внеурочных занятий соответствует интересам и потребностям школьников;
  • разрабатывать и использовать электронно-образовательные ресурсы в соответствие с темой внеурочного мероприятия;
  • внеурочная деятельность способствует повышению успеваемости по предмету у некоторых учащихся.

Внеклассная деятельность относится к образовательной деятельности, проводимой вне классной комнаты для достижения предполагаемого эффекта основного образовательного плана гуманитарного образования [1, с.64].

Внеурочная деятельность предназначена для освоения результатов основной образовательной программы и деятельности, обучающихся в рамках учебной программы. Но в первую очередь его задача – достижение личных результатов. Это определяет детали внеурочной деятельности в этот период и учащиеся учатся принимать решения, чувствовать и действовать [2, c.96].

Электронные образовательные ресурсы могут включать следующие основные разделы: теоретическая информация, тестовые задания, кроссворды и базовые формулы. В разделе теоретической информации основные темы школьной программы в разделе «Биология» могут находиться в доступной для учащихся обработке.

Раздел по «Биологии» будет включать необходимый минимум знаний по этому разделу. В то же время там можно найти и новые знания. Обучающиеся могут использовать этот раздел в качестве шпаргалки. Следующие два раздела предназначены для проверки знаний. Тестовые задания могут быть представлены разным набором качественных и количественных заданий. Школьник может самостоятельно проверить свои знания, например, готовясь к экзамену. Вместо этого кроссворды – это более увлекательный, но все же полезный процесс проверки знаний. Современные учителя должны идти в ногу со временем, развивать знания, проводить исследования и обеспечивать учащихся новыми интересными формами, средствами и методами обучения [3, с.65]. Следовательно, часто существуют веб-сайты учителей-предметников или личные веб-ресурсы, предназначенные для помощи школьникам. В нашем случае действительно хороший сайт должен быть информативным и интересным, в основном ориентированным на школьников [4, с.19].

В данной работе был разработан электронный образовательный ресурс для организации внеурочной деятельности по биологии, который представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Создания ресурса по биологии

Практическая значимость данной работы состоит в возможности применения полученных результатов в деятельности учителя биологии, способствующей повышению его компетентности и мобильности в условиях современной образовательной системы. Таким образом, можно сказать, что использование электронно-образовательного ресурса во внеурочной деятельности при обучении биологии очень эффективно. Использование сайтов для создания кроссворда, личной странички педагога или блока обеспечивает повышение качественной эффективности, повышение интенсивности знаний, повышение общей работоспособности и интереса учащегося к биологии. На рисунке 2 представлен личный сайт педагога, который помогает при проведении внеурочной деятельности по биологии.

Рис. 2. Личный сайт педагога

Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Большую пользу электронные образовательные ресурсы могут принести учителю на внеурочных занятиях по биологии. Это связано с тем, что специфика биологической дисциплины предполагает постоянную работу с иллюстративным материалом. Демонстрация видеофильма, компьютерные программные технологии, слайды создают эффект присутствия. В своей работе мы описали возможности использования электронных образовательных ресурсов, использование электронного образовательного ресурса во внеурочной деятельности при обучении биологии очень эффективно. Использование сайтов для создания кроссворда, личной странички педагога или блока обеспечивает повышение качественной эффективности, повышение интенсивности знаний, повышение общей работоспособности и интереса учащегося к биологии.

Текст статьи
  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование. 200 – С. 64-68.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2018. 211 с.
  3. Осетрова Н. В. Книга и электронные средства в образовании / Н. В. Осетрова. - М.: Изд. сервис Логос, 200 144 с.
  4. Телегин А. А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по биологии: автореф. дис. канд. пед. наук. Курск, 2006. 23 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября