На сегодняшний день цифровизация в здравоохранении Казахстана – одна из приоритетных задач. Актуальность вопросов цифровизации продиктована растущим запросом граждан на качественное медицинское обслуживание. Повышение качества медицинских услуг требует приоритетного развития сферы электронного здравоохранения и перехода на безбумажный документооборот. В Казахстане принята Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы, целью которой является обеспечение качественного и доступного здравоохранения. Одним из главных акцентов Программы станет укрепление здоровья детей, подростков и молодежи путем предупреждения заболеваний, оказания своевременной помощи и полноценной реабилитации с учетом лучшей международной практики, в соответствии с подходами в Стратегии здоровья на 2016 – 2030 годы ЮНИСЕФ [1].
В настоящее время благодаря современным технологиям сформированы централизованные регистры, необходимые для обмена данными об оказанной медицинской помощи. Утверждены стандарты для обеспечения единых подходов к формированию ИТ-архитектуры цифрового здравоохранения. Завершена разработка интеграционной платформы здравоохранения. Развитие информационных систем расширило спектр автоматизированных государственных услуг, снизило бумажный документооборот в медицинских организациях, повысило качество информации о медицинских и фармацевтических услугах. Однако все эти процессы в то же время не отменят традиционный поход в поликлиники. Люди, привыкшие ходить к врачам на прием лично, также по-прежнему смогут ходить на консультации [1].
Медицина в освоении технологий значительно опережает многие другие сферы. А изменения, которые эти технологии приносят, заметны многим, поскольку позволяют раньше выявлять болезни, предотвращать их развитие, дают доступ к медицине большему числу людей и в конечном итоге – улучшают качество жизни людей. Отечественная система здравоохранения должна перейти от дорогостоящего лечения заболеваний к их профилактике, управлению общественным здоровьем. Такую задачу поставил Глава государства в своем Послании «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции». Современное здравоохранение должно быть сосредоточено на предотвращении болезни, а не дорогостоящем стационарном лечении. Необходимо практиковать внедрение услуги «смарт-медицины», дистанционной профилактики и лечения, «электронной медицины». Эти новые виды медицинских услуг особенно востребованы в такой большой по территории стране, как Казахстан. Цифровые решения предоставляют возможность внедрить новые технологии, позволяющие дистанционно наблюдать за состоянием здоровья пациента [2]. Подобные методы контроля за больными внедрены в странах ОЭСР.
Качество медицинских услуг является важнейшим компонентом социального самочувствия населения. И в первую очередь здесь важна доступность и качество медицинской помощи, а также вопросы профилактики заболеваний. Внедрение цифровых технологий в здравоохранении поможет решить прежде всего, повышение качества медицинских услуг требует развития сферы электронного здравоохранения и перехода на безбумажный документооборот. Все это даст возможность медицинским организациям Казахстана быть готовыми к внедрению обязательного социального медицинского страхования с 1 января 2020 года, а также позволит усилить активность населения в управлении собственным здоровьем, повысить доверие к службам здравоохранения, оптимизировать государственные затраты на оказание медицинской помощи.
Цифровая модернизация здравоохранения рассматриваются в настоящее время как один из основных механизмов модернизации отечественного здравоохранения. В то же время, несмотря на очевидный успех отдельных проектов, массовое внедрение методов цифровизации в повседневную работу большинства учреждений здравоохранения страны остаётся недостаточным. Основные проблемы – отсутствие четко регламентированного механизма финансирования и нормативного обеспечения цифровизации, научно обоснованного алгоритма применения электронных технологий, дефицит технического оснащения и обученных кадров.
На начало 2019 года оснащенность компьютерами организаций здравоохранения составляет 94,1%. На уровне городов и районных центров 65,8% организаций здравоохранения обеспечены доступом к сети интернет. В организациях здравоохранения республики внедрение медицинских информационных систем (МИС) составило 65,1%. На региональном уровне в МИС созданы и заполнены 16,3 млн. электронных паспортов здоровья, что составляет 89% от общего количества населения [3].
Технологическая эволюция системы здравоохранения – это фундаментальная часть развития общества, благодаря которой происходит преобразование, хранение и генерирование информации в цифровом пространстве. Современная медицина все чаще использует электронные возможности, улучшая качество обслуживания и подстраиваясь под быстрый ритм жизни граждан. Казахстанские компании активно вводят цифровые платформы для продвижения медицины нового поколения.
В перспективе повсеместное внедрение цифровой медицины и искусственного интеллекта создаст условия для реализации персонализированной медицины в Казахстане (4П-медицина). Персонализированная медицина позволит на доклиническом этапе выявлять и прогнозировать ход заболевания, выполнять превентивные мероприятия, тем самым снизить расходы на лечение и реабилитацию предотвратимых заболеваний. Будут подготовлены квалифицированные научные и медицинские кадры по персонализированной медицине (биоинформатика, медицинская генетика, фармакогенетика и т.д.) в рамках магистратуры, докторантуры и постдокторантуры [1]. Основную роль в реализации 4П-медицины сыграют генетические лаборатории и биобанки, медицинские информационные системы и искусственный интеллект. Будет создан биобанк для проведения клинических исследований в области персонализированной медицины с базой больших данных.
На наш взгляд, цифровое здравоохранение – это самый действенный и экономически эффективный способ для мирового сообщества достичь целей в области здравоохранения, являющихся Целями устойчивого развития ООН, в частности всеобщего охвата услугами здравоохранения, при котором каждый может получить доступ к качественной медицинской помощи, в которой он нуждается, не подвергаясь финансовым затруднениям.