Работая над проблемой духовно-нравственного воспитания Гимназии № 6 им. Зорина Ф.М. была проанализировано психолога-педагогическая литература по данной проблеме, рассмотрены сущность, содержание и основные понятия духовно-нравственного воспитания, изучены методы, формы и приемы духовно-нравственного воспитания школьников в учебной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.
Важнейшим средством духовно-нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса духовно-нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс духовно-нравственного воспитания динамичный и творческий. Основополагающими критериями нравственности у человека выступают убеждения, ценностные ориентации, моральные принципы, к тому же поступки, совершенные по отношению к незнакомым и его близким людям.
Анализ современного состояния духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных школах выявил ряд существующих трудностей и рисков, среди них:
- опасность заорганизованности, заформализованности воспитательной работы в связи с обязательностью духовно-нравственного воспитания для каждой школы и каждого учителя в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
- риск организации усвоения, а не принятия духовно-нравственных ценностей, вследствие чего риск перекоса в результатах духовно-нравственного воспитания детей в сторону усвоения поверхностных характеристик понятий, правил, норм;
- опасность принудительности и отсутствия выбора в изучении учебной дисциплины духовно-нравственной направленности (Основы религиозных культур и светской этики) и как следствие – формальное отношение к духовно-нравственной культуре народов России;
- риск снижения уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям;
- трудности выбора инструментария для диагностики духовно-нравственного развития и личностных результатов обучающихся;
- трудности в подготовке педагогических кадров, обладающих не только профессиональной компетентностью в сфере духовно-нравственного воспитания, но и ценностно-мотивационным отношением к соответствующей деятельности, готовых к переходу к новой концепции духовно-нравственного воспитания как процесса принятия духовно-нравственных ценностей, как процесса смыслообразования.
Действенным средством предупреждения вышеназванных рисков и преодоления трудностей является научно обоснованная система управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, которая способна выявлять нестабильность или неустойчивость состояний управляемого процесса (элементы содержания духовно-нравственного воспитания школьников; виды деятельности, имеющие разную направленность и т.п.), вносить коррективы в его модель (смена системообразующего вида деятельности, углубление ценностных отношений и т.п.); определять альтернативные пути развития системы духовно-нравственного воспитания, имеющих основу в традициях школы.
Процесс духовно-нравственного воспитания – процесс, который происходит в условиях постоянно изменяющегося мира (разнотипность духовно-нравственных ценностей, переоценка ценностей, утеря или замена исконного их значения и т.п.), и, следовательно, требует соответствующего управления.