В настоящее время многих родителей беспокоит процесс развития речи у детей. Отмечается рост обращений родителей к логопеду с тревожным вопросом: «Почему мой ребенок не говорит?». Давайте, попробуем разобраться в этом вопросе. В норме ребенок говорит первые осознанные слова к 1 году, в 1,5-2 года ребёнок говорит фразу из 2 слов, у него появляются простые бытовые глаголы и прилагательные, к 3 годам малыш говорит развёрнутыми предложениями, но его звукопроизношение и грамматический строй еще не совершенны. В 4-5 лет речь ребёнка близка к речи взрослого человека. Малыш осваивает звуковой состав родного языка, его словарный запас, а уровень освоения грамматических норм позволяют связно выражать свою мысль, составлять рассказы.
Для правильного и своевременного развития речи, необходимы условия:
- Соматическое здоровье
- Физическое здоровье, двигательная и игровая активность
- Нормальное развитие психических процессов
- Эмоциональное благополучие
- Нормальное развитие органов артикуляционного аппарата и речеслухового анализатора
- Правильное речевое окружение
- Разнообразная и правильно организованная предметно-развивающая среда.
Любое нарушение речевого развития – следствие невыполнения одного или нескольких условий.
Если у ребенка отсутствует речь в 2 года, то это может быть лишь небольшая задержка речевого развития, которая встречается довольно часто. Если же ребёнок не говорит в 3-4 года, то это повод для серьёзного беспокойства. Любой случай задержки речевого развития - повод для немедленного обращения к врачу: неврологу, психоневрологу, логопеду, дефектологу. Задержка речевого развития является, как самостоятельной проблемой, так и симптомом, указывающим на серьёзные проблемы здоровья ребенка.
Одной из весомых причин задержки речевого развития – это недоразвитие высших психических функций.
У всех детей с задержкой речи, отмечаются нарушения фонематического восприятия, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. В ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.
У дошкольников с речевой патологией зрительное восприятие также отстает в своем развитии от нормы, и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Дети с задержкой речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
Для детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития характерно нарушение ориентировки в пространстве. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.
Внимание у детей с задержкой речевого развития характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание. Детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. Темп деятельности в процессе работы снижается.
Все виды контроля за деятельностью часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает связанный с анализом условий задания. Контроль, по результату, и его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания. Особенности произвольного внимания у детей с задержкой речи ярко проявляются в характере отвлечений. У детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (смотрят на педагога, пытаются определить по его реакции, правильно они выполняют задание или нет, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «просмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания».
У детей с задержкой речевого развития объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.
На развитие мышления у детей с задержкой речевого развития влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов, отмечаются трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны.
У таких детей отмечается отставание в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.
Дети с задержкой речи по уровню воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. Для таких детей характерно использование штампов, однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе, отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности.
Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, в связи с чем, игра, не контролируемая взрослым, обретает порой весьма неорганизованную форму. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.
Нормальное и своевременное развитие психических процессов – это основа для формирования правильной речи. Педагогам, проводящим коррекционную работу с детьми с задержкой речевого развития, необходимо уделять должное внимание формированию психических процессов, являющихся психологической базой речи.