Роль системы образования значительно возросла, принципиально изменившись за последние десятилетия. Информационная революция и формирование информационного общества повлияли на развитие образования, выдвинув информацию и знание как приоритетные факторы, влияющие на развитие общества. Тенденции в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества.
Модернизация системы образования в Республике Казахстан, успешно реализуемая в течение последних лет, осуществляется с целью ее интеграции в мировое образовательное пространство и приближения к международным образовательным стандартам. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого гражданина качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции [1].
В условиях четвертой промышленной революции главными стали навыки решения проблем, критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект. Поэтому система образования должна сконцентрироваться на подготовке креативных людей, обладающих активным, творческим, критическим, аналитическим мышлением, способных решать неизвестные ранее проблемы, быстро адаптироваться к изменениям, создавать новое. Важны также функциональная, IT-грамотность, знание английского языка, высоконравственная гражданская зрелость.
Отрадно то, что создаются все условия для творческого поиска учителей и учащихся. Школы оснащаются мультимедийными кабинетами, интерактивным оборудованием, кабинетами химии, физики, спортивным оборудованием для начальной военной подготовки, ликвидировано трехсменное обучение. Создаются условия для внедрения проекта автоматизации учебного процесса «e-learning», который обеспечит равный доступ всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям [2].
Забота о подрастающем поколении является залогом процветания государства и общества. При этом забота должна исходить как от родителей, так и от государства. Необходимо обеспечить широкую разъяснительную работу среди населения по мерам, принимаемым государством, для повышения качества и доступности образования. Необходимо постоянно поддерживать эффективную обратную связь с населением, чтобы казахстанцы понимали суть проводимых преобразований и участвовали в них. Все усилия государства направлены на повышение жизненного уровня нашего народа. Благосостояние будет расти, когда люди будут получать качественное образование, иметь востребованные профессии и достойную работу.
Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психофизических и интеллектуальных возможностей. Многое сейчас зависит от личности педагога и руководителя, их преданности школе и детям. Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одаренных, творческих людях, с высокими интеллектуальными способностями, умением критически мыслить, которые могут отвечать на вызовы нового времени. Учитель сегодняшней казахстанской школы должен быть инновационного, творческого типа мышления, способный и стремящийся к профессиональному самосовершенствованию [2].
Основной задачей системы среднего образования должно быть воспитание духовно богатой личности, которая уважает родителей, любит Родину, знает и развивает культуру и историю, сохраняет единство страны, толерантна и укрепляет дружбу народов, любит труд, укрепляет здоровье и сохраняет окружающую среду, владеет казахским и иностранными языками, конкурентоспособна, интеллектуально развита и образованна. Финансирование науки в Казахстане в последние годы существенно растет. Оно осуществляется на основе базового, грантового и программно-целевого финансирования, в области образования – в основном грантового и программно-целевого финансирования.
В настоящее время перед системой образования и науки Казахстана стоят новые цели и задачи. Для их решения по поручению Главы государства разработана новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы, в основу которой легли ряд стратегических и программных документов. Это «План нации: 100 конкретных шагов», программа «Рухани жаңғыру» [3].
Согласно новой госпрограмме определены основные цели:
- Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки;
- Воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей;
- Увеличение вклада науки в экономику страны.
Программой предусматривается внедрение новой системы разработки, экспертизы, издания учебников, завершение перехода на обновленное содержание образования, совершенствование критериальной оценки и учебных программ.
Среднее образование подвергается изменениям, поэтому в 2020 году завершится переход на 12-летнее образование. Это значит, что нулевые классы станут нормой. Такой подход позволяет создать единую программу для подготовки детей к школе. В связи с этим в закон «Об образовании» РК будут внесены данные о нулевых классах [3].
На всех уровнях образования для детей созданы условия для получения качественного инклюзивного образования. В настоящее время инклюзивное образование превысило 55%.
Еще одна важная задача – сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для этого будут приняты комплексные меры: обеспечение малокомплектных школ квалифицированными педкадрами, будет изменена система оплаты труда, предусмотрено полное обеспечение сельских школ учебными материалами, компьютерным оборудованием и цифровой техникой. В этих целях в республиканском бюджете предусмотрены 150 млрд тг.
В новой госпрограмме внимание уделено образовательной культуре, предусмотрено внедрение нового формата школьного и родительского общения. Теперь получение образования будет основываться на ценностях, что также не может не радовать казахстанских преподавателей.