научный журнал «Актуальные исследования» #25 (104), июль '22

Дискредитация российского флага как элемент идеологической войны

Рассматриваются исторические аспекты формирования образа российского флага, как символа политического суверенитета, в контексте современной идеологической войны Запада против России.

Аннотация статьи
суверенитет
вексиллология
российский флаг
идеологическая война
Ключевые слова

В настоящее время, в связи с углублением политического кризиса между Россией и Западом, в западных СМИ культивируется истерия в отношении демонизации образа России в глазах обывателей. Одним из направлений этой демонизации является дискредитация образа российского флага в восприятии современной молодёжи. Самое неприятное в этом вопросе то, что эта истерия поддерживается КПРФ в лице современных необольшевиков [1, 2] Ситуация усугубляется ещё и тем, что современная вексиллология в России практически не участвует в патриотическом воспитании молодёжи, которая в большинстве своём имеет очень смутное представление о российском триколоре как символе государственного суверенитета.

История государственных знамен России берет свое начало с княжеских хоругвей (стягов) Киевской Руси /1/. Наиболее ранние изображения княжеских стягов мы встречаем в Сильвестровском сборнике второй половины XIV века /2/. Так, в миниатюре сказания о святых Борисе и Глебе, мы видим стяги красного и синего цвета, которые в последующем были использованы в российском триколоре.

В другом источнике, «Сказание о мамаевом побоище», XV века, мы видим уже большее разнообразие цветов русских стягов: здесь и традиционный красный, с оттенками от алого до багрового; и белый; и зеленый; и двуцветный жёлто-зелёный. При этом не встречается синий цвет.

Таким образом, в период татаро-монгольского ига русские князья еще не определились с цветами своего стяга. Цветовой стяговый канон бессомненно формировался под византийским влиянием, который включал в себя пурпурный, белый, желтый (золотой), зеленый, синий (голубой) и черный цвета.

Пурпурный цвет (иссини красный из морских моллюсков) прежде всего рассматривался как императорский цвет (из-за своей дороговизны) и на иных знамёнах не использовался. В византийской цветовой символике пурпур объединял вечное, небесное (синее, голубое) с земным (красным). За пределы иерархической власти в византийском искусстве, пурпур практически не вышел. В обыденной жизни пурпур заменили «составляющие» цвета - красный и синий. Они также воплотили разный символический смысл.

Красный цвет воспринимался как цвет пламенности, огня, «животворного тепла». Отсюда красный – символ жизни, и в то же время он – цвет крови Христовой и знак истинности его пришествия и спасения рода человеческого. В эмблематике красный цвет трактуется как цвет и богов солнца, и богов войны, и как символ власти в целом.

Красному цвету в византийском изобразительном искусстве противостоит обычно белый цвет. Он означает светоносность. Еще со времен античности белый цвет символизировал чистоту, отрешенность от земного (цветного). На иконах и в росписях периода Византийской империи многие святые и праведники изображены в белой одежде, белыми пеленами обвито тело новорожденного Христа, одежды его также белые, светоносные. Синий цвет воспринимался византийцами как символ неба, поэтому он считался нематериальным, условным, ассоциировался с вечной Божественной истиной.

Более приземленными были черный цвет – завершение любого явления, цвет конца, смерти (как противоположность белому) – и зеленый, символизировавший юность, цветение. Он – цвет травы и листвы, считался предельно материальным и близким человеку. Желтое воспринималось как «златовидное», а золото – как «световидное». Блеск золота с глубокой древности воспринимался в качестве застывшего солнечного света [3].

В период активного противостояния с Золотой ордой в середине XIV века стяги приобретают особое значение, как символы освобождения от ига и воспринимаются воинством как знамения скорой победы. На Куликовскую битву объединённое русское воинство выступает уже под знамёнами /3/. При этом знамя Дмитрия Донского представляло собой красное полотнище вытянутой треугольной формы с изображением Христа. С таким же знаменем ходил в 1552 г. Иван Грозный на покорении Казани. При этом цветовая гамма знамени Грозного была более разнообразной и красный цвет сохранился лишь в виде каймы стяга [3].

Уже со времён Дмитрия Донского княжеский штандарт становится символом великокняжеской власти, и всем подвластным князья и боярам предписывалось выступать в военные походы под знаменем Великого князя. Образ великокняжеского знамении оставался на протяжении длительного времени постоянным, за исключением штандарта Василия III, отца Ивана Грозного, который, по сообщению одного из современников, был выполнен из белого полотна.

Русские знамена XVI - XVII вв. обычно кроились «косынею». Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, ее длина была больше высоты; треугольник – откос – пришивался к полотнищу своей короткой стороной, так, чтобы он находился в верхней плоскости знамени. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Материалом для знамен служила камка - шелковая китайская ткань с разводами, а также тафта – гладкая тонкая шелковая ткань. Использовалась также «камка луданная» - шелковая ткань с блестящей (серебристой) наволокой. Расшивались образы и надписи серебряными, золотыми и разноцветными нитями. Размеры знамен были, как правило, большими. Так, знамя Ивана Грозного, с которым он ходил на Казань в 1552 г., имело длину около 3 м, а высоту по древку - 1,5 м. Для ношения знамени назначалось два-три человека. Нижний конец древка изготавливался острым, чтобы его можно было воткнуть в землю [3].

Великий стяг Ивана Грозного 1560 г. был ещё больше по размеру. В настоящее время он также хранится в Оружейной палате. Полотно стяга: изготовлено из китайской тафты с откосом. Середина (прямоугольник) лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг стяга - брусничного цвета, а вокруг откоса - бледно-зеленого цвета.

В лазоревой середине вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – Спаситель в белой одежде на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге - архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

Современные радетели исторической справедливости не вспоминают об этом символе государственной власти в период укрепления Московского царства, когда началось его активное расширение на восток. В 1552 г. была взята Казань – столица Казанского ханства, в 1556 г. капитулировала Астрахань. Вся Волга оказалась под властью Москвы. Открылась дорога за «Урал-камень». Казачий отряд атамана Ермака начал завоевание и освоение Западной Сибири. C 1572 г., после разгрома турецко-татарских войск, южные границы Московского царства не создавали более угрозы государству вплоть до начала правления Петра I.

Сегодня, даже хулителям российского триколора не приходит в голову мысль возрождения государственного символа XVI века, так как существует неумолимый процесс развития нравственных ориентиров общества, и слепой возврат к прошлому превращает государственный символ в фарс.

Впервые единообразный регламент на государственное знамя вводит Алексей Михайлович, отец Петра I, утвердив в 1668 г. «Гербовое знамя». Середина и откос его были сделаны из тафты белого цвета, кайма кругом знамени – из малиновой тафты; в середине в кругу изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла в щитке – изображён царь /4/ на коне колет копьём змия. Под орлом - вид Кремля со стороны Красной площади, около башни надпись: «Москва». На верхней кайме изображен Иисус Христос, богословие и два восьмиконечных креста с подножием. Вокруг орла, по боковой и нижней кайме расположены клейма в картушах, в которых нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. На знамени написан полный титул государя [3] /5/.

Секретарь австрийского посольства Иоанн Корба, находившейся в Москве в 1698-1699 гг., так описывал «Государево знамя» на празднике Богоявление: «Против ограды, где митрополитом совершалось водосвятие, воздвигнут был столб. На этом столбу стояло с государственным стягом то лицо, которого счел достойным этого почета царский выбор... Стяг этот  белый, на нем сияет вышитый золотом двуглавый орел».

Это знамя, за всю свою историю, в отличие от знамени Ивана Грозного, ни разу не участвовало в каких-либо военных сражениях. Его изготовление было определено исключительно требованиями дворцовой церемонии, и носило скорее дань геральдической моде, распространённой в то время на Западе. Следует отметить, что цветовая схема знамени Алексея Михайловича, повторяет стяг Василия III, начала XVI века.

Современная цветовая схема российского государственного знамени связана с созданием государственного военного флота.

В 1666 г. армянский купец Григорий Лусиков, обратился к царю Алексею Михайловичу о дозволении возить товары из Персии в Европу и обратно через Московское царство, так как Османская империя обложила его торговлю непомерными пошлинами, а заодно с просьбой о возмездной охране его торговых караванов во время пути по территории России. В мае был заключён договор, а 19 июня вышло распоряжение о строительстве военной флотилии. В 1667 г. для этой цели в дворцовом селе Дединове на реке Оке начали строить корабль, получивший впоследствии название «Орел», яхту, бот и два шлюпа. Должность капитана «Орла» получил голландец Д. Бутлер (1635 – 1680), многие необходимые «припасы» для корабельного строения были выписаны из Голландии, члены экипажа были голландцы.

В одной из начальных требовательных росписей, которую подали царю голландцы, указаны предметы, в обязательном порядке необходимые строящемуся кораблю. Среди них - материя для корабельных флагов («морских знамен для воинского хода потребных»): «63 аршина киндяку на знамя, на середнее болшое дерево; 108 аршинъ киндяку на знамя, что живетъ на корме... 42 аршина киндяку на долгое узкое знамя». Поскольку флагу на корабле отводилась очень важная роль, то особо выделен вопрос о его цвете: «... а цветами те все киндяки как великий государь укажетъ; только на корабляхъ бываетъ которого государства карабль, того государства бываетъ и знамя». Дополнительно требовалась тафта «... на знамена жъ, для украшения карабля; подъ которое государство бываетъ караблю пристань, въ то время те знамена роспускаютъ; а на техъ знаменахъ писать, что великой государь укажетъ». Согласно этому запросу, Сибирскому приказу было велено прислать всё необходимое по указанному списку.

Кораблю 24 апреля 1669 г. по приказанию царя было «велено прозванье дать Орлом; капитану с товарыщи велено в Посольском приказе поставить на носу и на корме по орлу, и на знаменахъ и на еловчикахъ (вымпелах) нашивать орлы же».

Первый русский военный корабль «Орел», и его флаги просуществовали недолго: он дошел до Астрахани, где его сожгли восставшие казаки Степана Разина, по которым из корабельных пушек был открыт огонь, но, под ответным огнём артиллерии восставших, команда разбежалась, бросив корабельные флаги [3].

В настоящее время нет точных данных, какая цветовая схема была использована на флагах «Орла».

Одни специалисты предполагают, что вокруг равного синего креста, располагались в шахматном порядке белые и красные квадраты. При этом они основывали свой вывод на гравюрах 1704 г., на которых изображены флаги азовской флотилии Петра I.

Другие специалисты, опираются на изображение знамени, подаренного Петром I в 1693 г. архангельскому архиепископу Афанасию, и обосновывают свое предположение участием голландцев в создании корабля и его управлении /6/. В связи с этим, вероятней всего, так же, как и у голландского флага, для русского корабля была предложена линейная цветовая схема. При этом последовательность цветов выбиралась по византийской традиции:

  • красный – символ жизни, власти и войны (нижняя полоса);
  • синий – единство земной и духовной жизни, сплочённость и объединение в жизни мирской (средняя полоса);
  • белый – светоносность, чистота помыслов, непогрешимость в поступках (верхняя полоса).

Эта трактовка представляется более убедительной, тем более что она согласуется с последующей эволюцией российского имперского флага, как государственного символа /7/.

Крестообразная фактура знамени была зафиксирована лично Петром I в 1700 г. как символ объединения (синий крест) четырех морей к которым у России был, есть и будет выход: Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское. В будущем эта фактура не была закреплена в практике, а так и осталась историческим казусом. Возможно, это связано с определёнными ассоциациями со шведским флагом.

Дальнейшая эволюция российского имперского флага напрямую связана с увлечением юного Петра I морским флотом, о котором он грезил, плавая на заброшенном английском ботике по Измайловскому озеру в Москве, в годы своего отрочества.

Первое морское плавание Петр I совершил в 1693 г. в Белом море, где при выходе из Архангельска на его яхте был поднят флаг «Царя Московского»: триколор красный-синий-белый с золотым двуглавым орлом посередине, на груди которого был изображён Георгий Победоносец. Именно этот штандарт Петр I перед отъездом подарил архангельскому архиепископу. До 1703 г. фактура этого знамени использовалась как государственный флаг Московского царя.

После поражения под Нарвой в 1700 г., Петр I составил собственноручную роспись флагов российского флота. Открывало этот список знамя желтого цвета с изображенным посередине двуглавым черным орлом, которое устанавливалось Петром I как государственный флаг Российской империи. Шестым в этом списке значился флаг торгового флота из трёх колоров белого, синего, красного (верх-середина-основание). В общей сложности Петр I собственноручно создал около 30 эскизов морских знамён.

Очевидно, именно поражение под Нарвой повлияло на решение Петра I изменить статус триколора с императорского на торговый.

2 декабря 1700 г. русские войска капитулировали под Нарвой на условиях свободного прохода без оружия и знамён. В качестве трофеев шведы получили 20 000 мушкетов, царскую казну в 32 000 рублей, а также 210 знамён. Несмотря на условия капитуляции свободного прохода русских войск шведы взяли в плен 700 человек, в том числе 10 генералов, 10 полковников, 6 подполковников, 7 майоров, 14 капитанов, 7 поручиков, 4 прапорщика, 4 сержанта, 9 фейерверкеров и одного бомбардира.

Среди пленённых знамён было и знамя Московского царя в виде триколора с золотым орлом. Это унижение было настолько болезненным для Петра I, что в 1703 г. он утверждает в качестве государственного имперского флага желтое полотнище с черным орлом посередине, а триколор закрепляет за торговым флотом.

Своё решение Петр I закрепил 20 января 1705 г. Указом «О флагах на торговых речных судах»: «На торговых всяких судах, которые ходят по Москве реке и по Волге и по Двине и по иным по всем рекам и речкам ради торговых промыслов, быть знаменам по образцу, каков нарисовав, послан под сим Его Великого Государя указом; а иным образцом знамен, оприч того посланного образца, на помянутых торговых судах не ставить...». В качестве образца к указу прикладывалось изображение триколора: белый-синий-красный [3].

Несмотря на особый пиетет Петра I к знамёнам, он так официально и не утвердил императорский штандарт на желтом (золотом) полотнище с изображением черного орла. Это нашло своё отражение в церемонии его похорон, где главный императорский символ власти был представлен знаменем из черного полотна с государственным гербом, расписанного золотом и серебром.

Только в 25 апреля 1742 г., с воцарением Елизаветы Петровны, желтый петровский штандарт с черным орлом приобрел статус государственного символа наравне с короной, скипетром, державой, мантией, гербом и другими атрибутами власти. Отныне он принимал участие во всех церемониях похорон и коронации императорских особ.

Еще во время правления Анны Иоанновны в обиход вошли трехцветные ленты по цвету военной формы: черный кафтан, желтая портупея и белый галстук. Трехцветная лента черный-желтый-белый становится символом принадлежности к воинскому сословию. В дальнейшем практика ношения этих лет стала отождествлять их с государственной принадлежностью. Опираясь на эту традицию, Екатерина II, 26 ноября 1769 г., утверждает положение о Георгиевской ленте с девизом «За службу и храбрость». Из трехцветной лента была превращена в двухцветную, в пятирядном исполнении: черная-желтая-черная-желтая-черная.

11 июля 1858 года Александр II, изъявив желание узаконить уже находившейся в обращении трехцветный символ, издал закон о новом стиле государственных символов, чтобы «знамена, флаги и другие предметы, употребляемые для украшений при торжественных случаях, были из Гербовых цветов Империи Русской». В разъяснении к закону, в частности, указывалось:

«Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная).

Первые полосы соответствуют черному Государственному орлу в желтом или золотом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана Императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во времена царствования Императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса (белая или серебряная) соответствует кокарде Петра Великого и Императрицы Екатерины II.

Император же Александр I после взятия Парижа в 1814 году соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в Московском гербе».

Таким образом, новый формат государственного знамени, полностью отходит от византийских традиций православного менталитета, и сосредотачивается на после петровской исторической эпохе, при этом в очень произвольной трактовке. Так, например, кокарда при Петре I еще не существовала, всадник на груди двуглавого орла в петровское время получил геральдическую раскраску и не был белым.

Александр II, опирался на более чем столетнюю традицию использования трехцветной ленты, возможно, как альтернативу бело-сине-красным флагам, которыми был украшен Париж при заключении мира после Крымской кампании в 1856 г. Бело-сине-красные флаги обозначались тогда во французских газетах «русскими национальными флагами», как грубый намёк на унижение России в Крымской войне.

Повторилась история с унизительным пленением русского флага под Нарвой в 1700 г., но уже в виде издевательского сарказма.

Утверждение нового бело-желто-черного цветового формата было, очевидно, определено желанием Александра II дистанцироваться от петровского красно-сине-белого триколора униженного шведами под Нарвой.

Но новый формат государственного флага не нашёл отклика в обществе, поэтому в стане стало существовать два национальных флага: один правительственный: бело-желто-черный, другой гражданский: красно-сине-белый.

Существование двух национальных флагов до начала 80-х гг. XIX в. не вызывало каких-либо протестов в обществе, так как обязательное украшение государственными флагами зданий не вошло в обычай: они украшались вывешенными коврами, гирляндами цветов и гражданским триколором /8/. Тем не менее сам факт двуфлажья вызывал недоумение. Так Владимир Даль в середине 1860-х г. в стае «Флаг» своего знаменитого Толкового словаря писал: «Все народы Европы знают цвета, масти, краски свои - мы их не знаем, и путаем, подымая разноцветные флаги невпопад. Народного цвета у нас нет; цвет армии: зеленый и алый; казенным цвет, военный, георгиевский: белый, жаркой, черный (серебро, золото, чернь), и это же цвет значков (кокард); знамена наши и крепостные флаги разноцветные; морской военный флаг белый с андреевским крестом; торговый: белый, синий, красный, вдоль; какие же цвета подымать и носить на себе, какими украшать здания и пр. при мирных народных торжествах?»

Исправить ситуацию с двуфлажьем попытался Александр III издав 28 апреля 1883 г. Указ в котором предписывал: «Полиция наблюдает, чтобы в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней  белого, средней  синего и нижней  красного цветов; употребление же иностранных флагов допускается лишь по отношению к зданиям, занимаемым посольствами и консульствами иностранных держав...» [3].

В 1880-х годах начинают набирать силу антимонархические взгляды новой интеллигенции, на фоне которых усиливалось рабочее движение под красными флагами революционной борьбы. Традиция красного флага родилась во Франции в период революции 1848 г. и в конце XIX распространилось по всей Европе, как знамя угнетённого, но не сломленного народа. Русские революционеры занесли эту традицию в рабочую среду России. Теперь, практически каждая забастовка проходила под красным флагом. Само движение рабочего протеста вызывало страх в либеральных кругах, который проецировался в том числе и на красное знамя. В период государственного двоефлажия появление ещё одного флага рассматривалось как опасность престолу, поэтому Николай II, накануне своей коронации в 1896 г., поручил специальной комиссии окончательно определится с форматом императорского знамени. На основании доводов комиссии, 29 апреля 1896 г. Николай II принял решение об утверждении в качестве национального императорского флага бело-сине-красный (сверху в низ) горизонтально линейный триколор, и другие флаги признавались недопустимыми. На следующий же день Военное ведомство издало свое распоряжение с указанием: «прежние флаги обратить в продажу, в пользу казны, на местах хранения».

Таким образом, с 28 апреля 1896 г. Российская империя официально возвратила в обращение триколор Московского царства конца XVII века. Но, противоречия, нараставшие в это время в обществе, вынудили Николая II, с началом Первой мировой войны вновь вернутся к практике двоефлажья. Новая фактура императорского флага была опробована во время празднования 300-летия Дома Романовых в 1913 г. она совмещала в себе петровский триколор и его императорский герб, который размещался на уровне двух верхних полос (белой и синей) с левой стороны возле древка. Новый флаг учреждался циркуляром министерства внутренних дел № 29897 от 12 августа 1914 года и официально не являлся государственным. Целью его учреждения было укрепление единения Царя с народом. Предполагалось, что новый национальный флаг должен был примирить сторонников старого и нового триколоров.

После Октябрьской революции на заседании ВЦИК 8 апреля 1918 г. было принято решения считать национальным и государственным флагом красное знамя. Окончательную юридическую силу это решение получило на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г. с принятием первой Конституции РСФСР.

Во время Гражданской войны воинские формирования Русской добровольческой армии не имели единого знамени и каждое региональное соединение, как правило, выступало под собственным отличительным знамени. Единственное, что их объединяло это шевроны на рукаве в виде петровского триколора. В эмиграции наибольшее распространение получил последний образец императорского флага с петровскими триколором и гербом, вошедшего в обращение в 1914 г.

В последнее время появилось много спекуляций об использовании петровского триколора Русской освободительной армии Власова в период Великой отечественной войны. В действительности немцы не разрешили РОА использовать петровский триколор, а в качестве боевого знамени было позволено использовать Андреевский флаг. Несмотря на это, лента с петровским триколором использовалась в отдельных подразделениях РОА в качестве шеврона или банта. Единственные военные подразделение которые использовали петровский триколор в качестве своего знамени во время ВОВ были Русский Охранный Корпус Скородумова в Сербии и 1-я РНА генерала Смысловского (дивизия «Русланд», была ориентирована на диверсионные и карательные операции на Восточном фронте). Но ввиду малочисленности, их роль была ничтожна.

Новый исторический этап в судьбе российского триколора связан с крушением коммунистической идеологии в России.

22 августа 1991 г. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила «считать исторический флаг России  полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос  официальным Национальным флагом Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» принят Государственной думой 8 декабря 2000 г., 20 декабря закон был одобрен Советом Федерации, а 25 декабря подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Закон установил описание Государственного флага и порядок его официального использования. В ст. 1 говорится: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета».

Таким образом, российский триколор прошёл большой и трудный путь становления от государева знамени Московского царя водружённого на военном корабле «Орёл» 24 апреля 1669 г., через унижение казаками Стенки Разина, пленения шведов, унизительного сарказма французов при заключении позорного мира Крымской войны, практически полного вытеснения черно-желто-белым триколором во второй половине XIX века, через народную любовь в годы забвения, к новому возрождению 28 апреля 1896 г. И снова судьба испытывала его на прочность. С 1918 г., память о нём пытались вытравить в народном сознании, но не смогли. В 1991 г. он, как Феникс из пепла, восстал из забвения, и занял в сердцах россиян достойное место государственного символа национального суверенитета.

Российский триколор, это не просто случайные набор цветных полос на полотнище, как хотелось бы нашим недругам и врагам, это символьный рассказ о «загадочной русской душе»:

Красная полоса в основании знамени – это символ тысячелетней истории (жизни) славянского этноса, кровью своих предков доказавшего наше право владения территорией России; это преемственность власти многих поколений, обустраивавших эти земли, часто в кровавых войнах и конфликтах, как например, сегодня на Украине.

Синяя полоса посередине – это символ объединения народов России вокруг русского этнического центра; единство и неделимость сухопутных и морских территорий России; неразрывность мирских, нравственных и духовных ориентиров российского общества.

Белая полоса – это символ чистоты помыслов, как в отношении народов России, так и её соседей; приоритет нравственного над материальным; забота о вековых духовных ценностях, завещанных предками.

Только духовно слепые и нравственно убогие последователи западных ценностей могут сегодня порочить величие Российского государственного флага.

/1/ Стяг – происходит от сокращённого старославянского слова «стягноти» в значении «связывать», «соединять», «объединять», «укрепить». В этом смысле «стяг» представляет собой некий объединяющий войсковой символ, скрепляющий в единстве князя и его воинов.

/2/ Сильвестровский сборник назван по имени его владельца, известного политического деятеля, писателя, автора «Домостроя», священника Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра, новгородца по происхождению, по оставленной им надписи на первом листе: «Сборник Селиверстовской». После его кончины Сборник хранился в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря.

/3/ Слово «знамя» происходит от слова «знамение», в смысле предзнаменование победы. Происходит от изображения лика Христа, заимствованного с культовых хоругвей.

/4/ В последующих трактовках – Георгий Победоносец. Композиция государственного герба с двуглавым орлом под тремя коронами была утверждена Алексеем Михайловичем в 1667 г.

/5/ Автором композиции знамени был польский живописец Станислав Лопуцкий, которому «велено было на том знамени написать розных государств четырнадцать печатей в гербах». Он расписывал знамя вместе со своими учениками Иваном Безминовым и Дорофеем Ермолаевым. Знамя было выполнено по именному указанию царя.

/6/ Первым государственным символом Нидерландов было знамя лидера буржуазной революции Вильгельма Оранского. Флаг представлял собой полотно, состоящее из трёх равных горизонтальных цветных полос. Оранжевый цвет символизирует Княжество Оранж, которое было одним из феодов Бургундского королевства. Голубой цвет являлся символом Графства Нассау, которое считалось местом происхождения Оранской королевской династии. Белый цвет знамени означает борьбу за свободу, независимость и высшую государственную власть. Этот флаг как государственный символ просуществовал с 1572 по 1795 гг.

/7/ В 1795 году оранжевый цвет голландского флага был заменён на красный, а голубая полоса стала синей. Историки до сих пор спорят о том, что стало причиной изменения цветовой гаммы. Нетрудно заметить, что в это время голландский флаг в точности повторял флаг французской революции 1789 г., который в 1784 г. был изменен на вертикальную цветовую схему. Голландцы просто воспользовались освободившейся цветовой схемой.

/8/ Традиция вывешивания гражданского красно-сине-белого (снизу в верх) триколора в окнах сформировалась в 1812 г. после изгнания наполеоновских войск с территории России, как дань триколору Московского царя 1693 – 1703 гг., или первого государственного знамени Петра I.

Текст статьи
  1. Селиванов А. Атака на российский триколор. // https://ren.tv/blog/aleksei-selivanov/965711-krasnyi-ili-trikolor.
  2. Проблема российского триколора… // https://zen.yandex.ru/media/ stand_up13/
  3. Соболева Н.А. Очерки истории российской символики. - М.: Языки славянских культур; Знак, 2006. – 488 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября