Главная
АИ #25 (104)
Статьи журнала АИ #25 (104)
Смысловая парадигма дизайн-процессов

Смысловая парадигма дизайн-процессов

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

тотальный дизайн
смысловой императив
мировоззрение
art-ментальность
рhomo creatives
смысловая парадигма
акт креации
«акт-до-акта»
сингулярность
дизайнер
дизайн-объект
art-объект
информационный метаболизм
намеревание
сценарий
медийная среда
онтогенез
«идея-как-сингулярность»
автор
дизайн-структура
«кот Шредингера»

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу конструкционных особенностей дизайн-процесса. Рождение идеи есть процесс, который содержит в себе видимую и невидимую части. Креативность является требованием эпохи игнорировать эту среду невозможно. Автор и среда – что здесь первородно и что движет процесс? В нескольких главах описывается погружение в сознательные и подсознательные процессы во время творческого процесса. Описание разновидностей среды и реакции на нее автора «до», «во время» и «после» создания идеи. Локализация идеи в среде, локализация смыслового императива и собственной системы координат в среде.

Текст статьи

МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ЭПОХУ ТОТАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

«Свершилось». Может быть достаточно для главы? Но нет, – как любой арт-объект, первое предложение требует пространного разъяснения.

Мир изменился и человеку приходится успевать за его ходом. Коммуникация в обществе сейчас требует манифестации, именно манифестации, а не просто выражения личности в обществе. Отказ от публичного выражения также расценивается как тип манифестации. Каждое действие субъекта, его слово, его мысль требуют хорошей маркетинговой базы, стратегии, и, если не представления в виде продукта, то как минимум понимания своей роли в медийно-экономической иерархии, которым в данный момент общество является.

Такова эпоха. Мейнстрим. Является ли это мировоззрением? Отчасти. Это технические условия среды, требование эпохи. К мировоззрению мы приходим через эти процессы – art-ментальность, homo creativus, человек созидающий.

СУЩНОСТЬ МГНОВЕНИЯ ИЛИ ПАРАДОКС СИНГУЛЯРНОСТИ.

Парадигма любого творческого процесса предполагает «совершение» акта креации до самого акта и выделение смыслового императива к нему. Если императив отрицательный, то совершение действия не имеет смысла. Если императив нейтральный, то автор и среда пребывают в состоянии «кота шредингера», или паузы, – ничего не совершено, но существует, в ожидании приведения среды в подходящее качество. Положительный императив, предполагает начало действия и само действие.

Иначе, – сущность мгновения до акта креации можно охарактеризовать как сингулярность. Сингулярность рождается из покоя, наблюдения. Очень близка к этому космологическая сингулярность. Нет данных и нет характеристик, потому что нет наблюдателя, – есть лишь необъяснимая и неназываемая критическая масса субстанции.

Но как же происходит наблюдение там, где нет наблюдателя? Парадокс? Нет, дело в том, что границы иллюзорны. То есть среда порождает идею, а «вас» как бы нет. Об этом продолжение в последней главе.

Далее следует взрыв, озарение, рождение идеи, и затем, выделение смыслового императива, который зависит от качества среды.

Различия в информационном метаболизме предполагают, что описанные процессы креации могут иметь иные конструктивные особенности или терминологическую базу у различных людей. Данный описательский паттерн наблюдается при интуитивной генерации дизайн-структур.

КАЧЕСТВО СРЕДЫ.

Все действия входят в цепочки причинно-следственных связей, то есть одновременно являются следствием и причиной. До совершения акта креации автор наблюдает среду, которая одновременно является катализатором формы идеи и будущей площадкой, в которой будет локализована идея.

Средовой анализ во время «акта-до-акта» предполагает несколько возможных качеств среды и катализуемых ими императивов:

Таблица

 

Качество среды

Смысловой императив

1

Среда не плодородна, и не может принять объект творчества, – нахождение объекта творчества в среде непродуктивно и не имеет смысла в наблюдаемом состоянии причинно-следственных кластеров. Отрицательный императив блокирует дизайн-процесс.

Отрицательный императив

2

Среда находится в переменном состоянии, – отсутствует возможность локализации объекта творения, но присутствует время и возможность для подготовки локализации творческого процесса. Аналогия с «котом Шредингера» в некоторой степени может отразить данный императив как в положительном, так и в отрицательном направлении.

Нейтральный императив

3

Состояние момента, когда объект (структура) создан в голове дизайнера, наблюдаемая среда доброжелательна и локализация объекта в среде имеет смысл на данном промежутке времени.

Положительный императив

Выделение смыслового императива может происходить мгновенно, в случае локальных процессов, либо может быть растянуто во времени. Однако, смысловой императив порождает качество дальнейшего действия в дизайн-процессе.

Описанные три градации смысловых императивов в дизайн-процессах довольно условны, то есть, к примеру, градиент императивов может иметь 33 ступени, характеризующие различные состояния среды.

ДЕЙСТВИЕ.

Само действие в дизайн-процессе соотносится напрямую с выработанным императивом и носит аналогичное название: отрицательный, нейтральный и положительный (акт). Их может быть сколько угодно, но эти три основных.

Фактически, наблюдаемая вселенная подразумевает состояние автора где-то между отрицательным и нейтральным императивом. Поэтому данная глава не будет написана в векторе положительного императива.

Так или иначе, каждый автор сам приходит к тому императиву, который побуждает его создавать дизайн-объект или не создавать его.

Иногда приходится заниматься приведением среды в удовлетворительные условия, если дизайнер намерен реализовать свою идею в исходно неблагоприятных условиях.

Иллюзорность благоприятного состояния среды может послужить ошибочным фактором, при котором будет потеряно время и ресурсы автора. Поэтому выбор действия дизайнера (автора, разработчика) всегда должен соответствовать смысловому императиву момента и требует критического осмысления.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ В СРЕДЕ.

Локализация в среде описывает «вхождение» автора в среду одновременно «до и после» материализации дизайн-структур.

1. Нерожденная вселенная.

Локализация пустоты в наблюдаемой среде, здесь, может являться действием дизайнера в состоянии отрицательного императива. Фактически, это деградация среды на том или ином промежутке времени, в которую никто не вмешивается.

2. Намеревание.

Идеальный дизайн-объект представляет собой идеальный совершенный объект, по типу «готового» золотосеченного природного творения. Идеальный дизайн-процесс – это «золотой сценарий» творческого процесса.

Локализация «золотого сценария» в состоянии нейтрального императива это действие автора, совершившего акт-до-акта и ожидающего приведение среды в благоприятное состояние.

Локализация «золотого сценария» может подразумевать намеревание условий положительного императива, намеревание самого акта, либо намеревание уже локализованного объекта креации.

Локализация «золотого сценария» может включать проживание эмоционального состояния автора после реализации акта креации.

3. «Золотой сценарий»

«Золотой сценарий» представляет собой реализацию сформированного «акта-до-акта» в пространстве в состоянии положительного императива автора. Все действия происходят в потоке и эмоционально насыщенны.

ТИШИНА.

Важная часть процесса креации – умение сохранить себя (или верность выбранной стратегии) в коммуникационном поле, одновременно преобразовав результаты дизайн-процесса в новые инструменты.

Здесь важно понимать, что каждый дизайнер (автор) изначально определяет для себя свою форму, свои качества и систему координат, в которых двигается. После каждого действия дизайнера (автора) его система координат может расширяться, качества могут множиться.

Медийная среда многомерна и не имеет конца. Следует понимать, что каждое из многих последовательных действий дизайнера представляет собой путь, состоящий из импульсов в локальных циклах, или локальных циклов в глобальных циклах или же стремится в бесконечность.

Понимание масштаба системы координат дает спокойствие в моменте творения и уверенность автора в каждом сказанном слове, мысли, форме или текстуре.

ВИШЕНКА НА ТОРТЕ.

Учитывая природу процесса, описанного во второй главе, онтогенез идеи-как-сингулярности можно трактовать неоднозначно. Дизайнер рождает идею на основе смыслового императива, или же среда рождает идею посредством дизайнера, который является всего лишь частью среды.

Поделиться

908

Погосов А. С. Смысловая парадигма дизайн-процессов // Актуальные исследования. 2022. №25 (104). С. 56-58. URL: https://apni.ru/article/4327-smislovaya-paradigma-dizajn-protsessov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря