Современное цивилизованное государство должно чутко реагировать на запросы общества. Таким откликом стал Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В рамках новых «майских указов» Президент России Владимир Путин поручил Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования учитывать необходимость обеспечить к 2024 году решение ряда стратегических задач, в том числе создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет.
Ранний возраст ребенка является основой для формирования гармонично развитой, социально сформированной личности. В раннем возрасте закладывается база для воспитания достойных граждан своей страны, талантливых, реализованных людей.
Согласно распоряжению президента, дети от 2 месяцев до трех лет должны иметь возможность посещать детские образовательные учреждения. Однако, в последние десятилетия, не смотря на принимаемые меры, остро стоит проблема нехватки мест в дошкольных учреждения для детей раннего возраста. Такая ситуация становиться серьезной проблемой для молодых родителей который хотели бы выйти на работу. Ребенок находясь с мамой не получает достаточных навыков социализации, воспитываясь в семье где как правило нет других детей, ребёнок не получает возможности адаптироваться к обществу, научиться взаимодействовать с другими людьми. Такие детки эмоционально зависимы от своих родителей трудно адаптируются к новым условиям, часто не общительны, возможности развития раннего возраста ограничены и как следствие возникновение проблем с адаптацией к школе. С каждым годом все больше возрастает необходимость ранней социализации детей.
В связи с этим возникла необходимость модернизации отношений с семьями детей раннего возраста и переход в новую систему отношений – социального партнерства с семьями, где есть дети раннего возраста. Так на базе нашего образовательного учреждения открыт Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста «игры рядом».
Основными направлением работы центра стало ранняя адаптация ребенка. В рамках центра дети раннего возраста осваивают новые возможности взаимодействия с окружающим социумом, делают первые шаги навстречу незнакомому, но такому интересному миру. Малыши учатся играть рядом с мамой, вместе с мамой, осваивают первые правила и нормы поведения.
Такая форма работы позволяет выстроить единое образовательное пространство, где педагог становиться другом и наставником в первую очередь для родителей. Повышение родительской компетентности является гарантом успешной адаптации и социализации ребенка. Теплые доверительные отношения с родителями и детьми способствует формированию положительного образа дошкольной организации, повышает престиж детского сада.
Работа в рамках центра игровой поддержки обладает огромным потенциалом в развитии социального партнерства с родителями. Особенности общения и взаимодействия в условиях ЦИПР способствует установлению между педагогом, родителями и детьми наиболее тесного эмоционального контакта. Присутствие родителя рядом с ребенком, небольшая наполняемость групп, все это создает камерную, теплую атмосферу. Такая доверительная и доброжелательная остановка помогает решать непростые, но очень важные задачи:
- Повышение педагогической компетентности родителей.
- Изучение и диссеминация опыта семейного воспитания.
- Создание единого образовательного пространства в жизни ребенка и на территории дошкольного учреждения
- Совместный с родителями поиск новых форм сотрудничества.
Работа ЦИПРа выстраивается в двух направлениях. Первое направление – это консультационный центр, для родителей организуются индивидуальные и подгрупповые консультации, беседы, предоставляется наглядно-практический материал на информационных стендах и папках-передвижках, родители знакомятся с новинками психолого-педагогической литературы. Тематика консультаций разнообразна: вопросы воспитания, развития, формирования личности ребенка; преодоление кризиса первого года жизни, трех лет; игры и игрушки для детей раннего возраста; упрямство, агрессивность ребенка, знакомства с возрастными особенностями детей раннего возраста. Для построения маршрута работы в этой области периодически, раз в 2 месяца проводиться анкетирование и обновляется запрос на констатирование родителей.
Второе направление работы – это совместная игровая деятельность. Родители, педагог и дети являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса. ЦИПР работает с сентября по май. Образовательная программа составлена с учетом возрастных потребностей малышей раннего возраста. Занятия проводятся два раза в неделю и представляют чередование деятельности по 10-15 мин, с учетом организационного времени. Как правило, это дидактические игра с продуктивной деятельностью плюс музыкальное развитие или физкультурное развитие.
Образовательная деятельность с педагогами выстроена на основе дидактической игры и освоения системы сенсорных эталонов. Малыши совместно с родителями осваивают первые занятия по рисованию, аппликации и лепке. Музыкальный руководитель проводит музыкальные театрализованные мини-спектакли, игры – драматизации. Инструктор по физической культуре прививает малышам потребность к движению, обучает родителей культуре физического воспитания ребенка. В течение года была проведена серия мастер классов для родителей по изготовлению игрушек и пособий для игры с детьми. Данная форма приобрела большую популярность, мамы получили возможность погрузиться в творчество, отвлечься от повседневных забот, почувствовать свою нужность.
В течение учебного года для семей организовываются праздники, в которых семьи принимают активное участие, так например, на Новогоднем утреннике Дед Морозом стал папа нашего маленького воспитанника.
В конце учебного года мы проводим рефлексию, семьям предлагается заполнить анкету и поделиться с нами впечатлениями, пожеланиями о нашей совместной работе. Обратная связь помогает спланировать предстоящую деятельность, учесть запросы и пожелания родителей, выстроить более качественную систему социального партнерства с семьями воспитанников, которые та нуждаются в грамотной педагогической поддержке.
Воспитанники ЦИПРа, как правило, переходят в контингент нашего детского сада, проводя анализ мы выявили, что дети, которые проходят обучение в центре игровой поддержки, полностью адаптированы к условиям детского сада и при посещении группы, уже без мамы, не проявляют признаков беспокойства. Такие детки уверенно идут на контакт, с удовольствием воспринимают игру, практически не болеют.
Таким образом социальное партнерство с семьями воспитанников помогает растить и воспитывать здорового, психически устойчивого, любознательного ребенка.