Главная
АИ #26 (105)
Статьи журнала АИ #26 (105)
Социализация детей раннего возраста в условиях вариативного социального партнерс...

Социализация детей раннего возраста в условиях вариативного социального партнерства в дошкольной образовательной организации

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

воспитание
воспитательно-образовательная среда
социально-культурный кластер
раннее развитие и воспитание

Аннотация статьи

В статье социализация детей раннего возраста рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития социального партнерства в дошкольной образовательной организации.

Текст статьи

Современное цивилизованное государство должно чутко реагировать на запросы общества. Таким откликом стал Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В рамках новых «майских указов» Президент России Владимир Путин поручил Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования учитывать необходимость обеспечить к 2024 году решение ряда стратегических задач, в том числе создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет.

Ранний возраст ребенка является основой для формирования гармонично развитой, социально сформированной личности. В раннем возрасте закладывается база для воспитания достойных граждан своей страны, талантливых, реализованных людей.

Согласно распоряжению президента, дети от 2 месяцев до трех лет должны иметь возможность посещать детские образовательные учреждения. Однако, в последние десятилетия, не смотря на принимаемые меры, остро стоит проблема нехватки мест в дошкольных учреждения для детей раннего возраста. Такая ситуация становиться серьезной проблемой для молодых родителей который хотели бы выйти на работу. Ребенок находясь с мамой не получает достаточных навыков социализации, воспитываясь в семье где как правило нет других детей, ребёнок не получает возможности адаптироваться к обществу, научиться взаимодействовать с другими людьми. Такие детки эмоционально зависимы от своих родителей трудно адаптируются к новым условиям, часто не общительны, возможности развития раннего возраста ограничены и как следствие возникновение проблем с адаптацией к школе. С каждым годом все больше возрастает необходимость ранней социализации детей.

В связи с этим возникла необходимость модернизации отношений с семьями детей раннего возраста и переход в новую систему отношений – социального партнерства с семьями, где есть дети раннего возраста. Так на базе нашего образовательного учреждения открыт Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста «игры рядом».

Основными направлением работы центра стало ранняя адаптация ребенка. В рамках центра дети раннего возраста осваивают новые возможности взаимодействия с окружающим социумом, делают первые шаги навстречу незнакомому, но такому интересному миру. Малыши учатся играть рядом с мамой, вместе с мамой, осваивают первые правила и нормы поведения.

 Такая форма работы позволяет выстроить единое образовательное пространство, где педагог становиться другом и наставником в первую очередь для родителей. Повышение родительской компетентности является гарантом успешной адаптации и социализации ребенка. Теплые доверительные отношения с родителями и детьми способствует формированию положительного образа дошкольной организации, повышает престиж детского сада.

Работа в рамках центра игровой поддержки обладает огромным потенциалом в развитии социального партнерства с родителями. Особенности общения и взаимодействия в условиях ЦИПР способствует установлению между педагогом, родителями и детьми наиболее тесного эмоционального контакта. Присутствие родителя рядом с ребенком, небольшая наполняемость групп, все это создает камерную, теплую атмосферу. Такая доверительная и доброжелательная остановка помогает решать непростые, но очень важные задачи:

  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  • Изучение и диссеминация опыта семейного воспитания.
  • Создание единого образовательного пространства в жизни ребенка и на территории дошкольного учреждения
  • Совместный с родителями поиск новых форм сотрудничества.

Работа ЦИПРа выстраивается в двух направлениях. Первое направление – это консультационный центр, для родителей организуются индивидуальные и подгрупповые консультации, беседы, предоставляется наглядно-практический материал на информационных стендах и папках-передвижках, родители знакомятся с новинками психолого-педагогической литературы. Тематика консультаций разнообразна: вопросы воспитания, развития, формирования личности ребенка; преодоление кризиса первого года жизни, трех лет; игры и игрушки для детей раннего возраста; упрямство, агрессивность ребенка, знакомства с возрастными особенностями детей раннего возраста. Для построения маршрута работы в этой области периодически, раз в 2 месяца проводиться анкетирование и обновляется запрос на констатирование родителей.

Второе направление работы – это совместная игровая деятельность. Родители, педагог и дети являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса. ЦИПР работает с сентября по май. Образовательная программа составлена с учетом возрастных потребностей малышей раннего возраста. Занятия проводятся два раза в неделю и представляют чередование деятельности по 10-15 мин, с учетом организационного времени. Как правило, это дидактические игра с продуктивной деятельностью плюс музыкальное развитие или физкультурное развитие.

Образовательная деятельность с педагогами выстроена на основе дидактической игры и освоения системы сенсорных эталонов. Малыши совместно с родителями осваивают первые занятия по рисованию, аппликации и лепке. Музыкальный руководитель проводит музыкальные театрализованные мини-спектакли, игры – драматизации. Инструктор по физической культуре прививает малышам потребность к движению, обучает родителей культуре физического воспитания ребенка. В течение года была проведена серия мастер классов для родителей по изготовлению игрушек и пособий для игры с детьми. Данная форма приобрела большую популярность, мамы получили возможность погрузиться в творчество, отвлечься от повседневных забот, почувствовать свою нужность.

В течение учебного года для семей организовываются праздники, в которых семьи принимают активное участие, так например, на Новогоднем утреннике Дед Морозом стал папа нашего маленького воспитанника.

В конце учебного года мы проводим рефлексию, семьям предлагается заполнить анкету и поделиться с нами впечатлениями, пожеланиями о нашей совместной работе. Обратная связь помогает спланировать предстоящую деятельность, учесть запросы и пожелания родителей, выстроить более качественную систему социального партнерства с семьями воспитанников, которые та нуждаются в грамотной педагогической поддержке.

Воспитанники ЦИПРа, как правило, переходят в контингент нашего детского сада, проводя анализ мы выявили, что дети, которые проходят обучение в центре игровой поддержки, полностью адаптированы к условиям детского сада и при посещении группы, уже без мамы, не проявляют признаков беспокойства. Такие детки уверенно идут на контакт, с удовольствием воспринимают игру, практически не болеют.

Таким образом социальное партнерство с семьями воспитанников помогает растить и воспитывать здорового, психически устойчивого, любознательного ребенка.

Список литературы

  1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Синицына Г.П., Михайлова В.Е. Образовательное партнерство учреждений общего и дополнительного образования // Дополнительное образование. - 2005. - №7. - С.30-33.
  3. Шель, И. Б. Социальное партнерство / И. Б. Шель, Е. С. Родионова // Справочник старшего воспитателя дошк. учреждения. - М., 2009. - №8.

Поделиться

1280

Золотова Н. В. Социализация детей раннего возраста в условиях вариативного социального партнерства в дошкольной образовательной организации // Актуальные исследования. 2022. №26 (105). С. 37-39. URL: https://apni.ru/article/4329-sotsializatsiya-detej-rannego-vozrasta-v-usl

Похожие статьи

Актуальные исследования

#45 (227)

Прием материалов

2 ноября - 8 ноября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

13 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября