Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках химии

В статье автор рассматривает методы проектно-исследовательской деятельности на уроках химии. Актуальность статьи обуславливает одно из приоритетных направлений развития современного образования.

Аннотация статьи
проблема
формы и приемы исследовательского метода
этапы проведения исследования
урок-исследование
Ключевые слова

Каждый учитель заинтересован в том, чтобы его ученики достигали высоких результатов в обучении. Для этого очень важно научить детей не только мыслить, но и находить выход из различных жизненных ситуаций, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Изменения в современном обществе требуют изменений и в образовании. Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность [3]. Решение этой задачи требует корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения [2].

Классно-урочная система, являясь эффективной при массовом обучении учащихся, становится неконкурентоспособной в современных условиях, когда происходит воспитание свободной от стереотипов личности, когда формируется у детей умение добывать, приобретать и применять полученные знания в любой ситуации.

Все это и обуславливает активное внедрение инновационных технологий в педагогический процесс. Среди всего разнообразия современных методик и технологий, применяемых в образовании, особая роль принадлежит технологии проектного обучения.

Технологию проектного обучения называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная,

творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности [3].

При использовании проектной технологии передо мной как перед учителем стоят следующие задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук.

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Так, программа курса химии автора О.С. Габриеляна позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как: 8 класс: “Соединения химических элементов”, “Изменения, происходящие с веществами”, “Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов”; 9 класс: “Металлы”, “Неметаллы”, 10 класс: “Углеводороды”, “Спирты и фенолы”, “Альдегиды и кетоны”, “Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры”, “Углеводы”, 11 класс: “Строение вещества”, “Химические реакции” [4].

Технологию проектного обучения на уроках химии можно использовать при различных видах учебных занятий. Например, данная технология может быть использована на уроке, который полностью состоит из работы над проектом. Такие уроки требуют от учащихся высокой организованности и самостоятельности. В результате ученики не только получают возможность работать творчески, но и закрепляют и расширяют свои знания по химии в процессе работы над проектом.

Итак, урок-проект. Применить такую форму урока очень легко, т.к. уже к 8 классу учащиеся владеют основами проектной деятельности. Роль учителя на уроке – это роль не консультанта, не помощника, а направляющего звена.

Учащиеся делятся на группы («спонсоры знаний», «исследователи» и «эксперты»). Каждой группе выдаются пошаговые инструкции, в ходе выполнения которых они приходят к определенному результату. При этом учащиеся обращаются к разным источникам информации: учебник, книги, проводимые самостоятельно эксперименты. В конце урока каждая группа выступает с презентацией материала, происходит обмен информацией, и записываются выводы.

Например: урок по теме «Кислоты», 8 класс. В начале урока перед учащимися ставится проблемный вопрос: почему все кислоты обладают кислым вкусом? «Спонсоры знаний» изучают информационные карточки, дополнительную литературу, «исследователи» в это время заполняют предложенное «досье» на кислоты, а «эксперты» - экспериментально исследуют химические свойства кислот. В конце работы каждая группа представляет отчет о проделанной работе в виде рассказа, иллюстрации и т.д., происходит обмен знаний, полученных на уроке. Совместно делается вывод о том, что кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. Именно водород придает кислый вкус кислотам. Каждая группа приводит свои аргументы в пользу этого утверждения. В конце урока создается проект «Кислоты».

При обучении химии непосредственно на уроках могут быть использованы проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Работа над проектом включает следующие этапы:

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
  3. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
  4. Самообразование и актуализация знаний при помощи учителя.
  5. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе).
  6. Исследование, решение конкретных задач.
  7. Обобщение результатов, выводы.
  8. Реализация проекта.
  9. Анализ успехов и ошибок [3].

Приведу тематику проектов, выполненных учащимися нашей школы:

  1. Научная и практическая деятельность Д.И. Менделеева в области физикохимии растворов и её значение в современном производстве (на примере Веселолопанского спиртового завода).
  2. Актуальность работ Д.И.Менделеева по проблеме чистой воды в современном мире.
  3. Использование местного минерального сырья для очистки воды от ионов свинца.
  4. Развитие работ Д.И. Менделеева по получению эфирных масел и их использование в медицине.
  5. Использование растений в качестве индикаторов.
  6. Мониторинг воздушной и почвенной среды микрорайона школы.
  7. Мониторинг химического состава почвы.

Перспективы для развития технологии проектного обучения существенно увеличиваются при установлении тесных контактов школьных образовательных учреждений с ВУЗами, непосредственном участии вузовских преподавателей, ученых и специалистов в проведении исследований, помощи и руководству этого вида деятельности [1].

Преимущества такого сотрудничества заключаются в возможности ознакомления учащихся с современными методами научного исследования, с первоначальным освоением современного исследовательского оборудования, с уяснением сущности и особенностей работы современного ученого. При этом задача профессионального исследователя заключается в предложении темы исследования, методов проведения научного эксперимента, в ознакомлении учащихся с современными научными воззрениями в выбранной тематике, а задача учителя – в соотнесении темы исследования со школьными курсами дисциплин естественнонаучного цикла, в адаптации представленных научных знаний в соответствии с возможностями восприятия школьниками. Очевидно, для успешного проведения исследования необходимо творческое сотрудничество обоих руководителей, их взаимное понимание и разумное распределение функций [1].

Работа над проектами позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу [3].

Использование технологии проектного обучения – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо активнее включать проектную деятельность в образовательный процесс школы.

Текст статьи
  1. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг / Т.Я. Ашихмина. – М: АГАР, 2000.
  2. Гузеев, В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. – 1997. – №1. – С. 3-11.
  3. Ширшина, Н.В. Химия: проектная деятельность учащихся / Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2008 – 184 с.
  4. Щербакова, С.Г. Метод проектов: «Организация деятельности по химии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/311944/ (дата обращения: 20.06.2022)
Список литературы