Главная
Конференции
Инновационные результаты прикладных и поисковых научных исследований
Влияние образовательных квестов на формирование познавательных компетентностей у...

Влияние образовательных квестов на формирование познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

квест
образовательный процесс
компетентность
формирование

Аннотация статьи

В статье говорится о влиянии образовательных квестов на формирование познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста. Квест – это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, позволяет проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности, а также духовно-нравственные качества.

Текст статьи

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Понятие «компетенция» как педагогическая проблема является сравнительно новым и относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным - не означает быть ученым или образованным. Термины «компетентность» и «компетенция» тесно связаны между собой, как с точки зрения морфологии, так с точки зрения применения и определения. Однако в психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность».

Также необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция же – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии.

Формирование компетенций происходит с использованием различных средств. В итоге у ребенка развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до социальных.

Таким образом, компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам, а, напротив, все перечисленное входит в состав компетентности.

Познавательная компетентность дошкольника — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе обучения и воспитания, представляющее собой системное проявление более широких, углубленных знаний и представлений, умений оперировать этими знаниями и представлениями (рассуждать, анализировать, обобщать, классифицировать и пр.), желания расширять интересующую познавательную область. Она проявляется в ситуации применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались, т. е. умением действовать в ситуации неопределенности.

Познавательная компетентность – это интегративная совокупность свойств личности человека, которая базируется на когнитивных умениях, основывается на самостоятельной познавательной деятельности, умении осваивать методы решения познавательных задач.

Роль образовательных квестов в современном мире недооценивать просто нельзя. Дети способны запоминать материал даже на подсознательном уровне, а если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать.

Квест-технология призвана не только улучшить восприятие образовательного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл из двух взаимоисключающих правил: умение логически мыслить в правильном направлении и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Достоинства использования квестов в работе по формированию познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста состоят в следующем:

  1. квест-игра является привлекательной для ребенка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий;
  2. формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания;
  3.  обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения;
  4. формирует у детей базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе;
  5. позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объеме;
  6. в ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая;
  7. дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу; квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.

Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.

Квест-игра не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Квест – уникальный продукт, который дает возможность введения в игру разнообразных заданий, позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Кроме того, создаются комфортные условия для обучения, при которых каждый ребенок чувствует свою успешность.

В результате проектирования квест-игры каждый педагог имеет возможность:

  1. осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДО: «реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»;
  2. способствовать реализации одной из задач ФГОС ДО: «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, его инициативности»;
  3. обеспечить становление и развитие у каждого ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре».

Таким образом, образовательный квест обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.

Список литературы

  1. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для детей 5-7 лет. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. - 64 с.
  2. Киселок У.Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №4. - С. 68-69.
  3. Методики диагностики познавательного развития дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/katalog-metodik-pedago gicheskih-diagno stik
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 80 с.

Поделиться

962

Белоусова Т. А., Зорина В. А., Дикарёва Д. В. Влияние образовательных квестов на формирование познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные результаты прикладных и поисковых научных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 июля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 43-47. URL: https://apni.ru/article/4334-vliyanie-obrazovatelnikh-kvestov-na-formirova

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря