Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Понятие «компетенция» как педагогическая проблема является сравнительно новым и относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным - не означает быть ученым или образованным. Термины «компетентность» и «компетенция» тесно связаны между собой, как с точки зрения морфологии, так с точки зрения применения и определения. Однако в психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность».
Также необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция же – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии.
Формирование компетенций происходит с использованием различных средств. В итоге у ребенка развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до социальных.
Таким образом, компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам, а, напротив, все перечисленное входит в состав компетентности.
Познавательная компетентность дошкольника — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе обучения и воспитания, представляющее собой системное проявление более широких, углубленных знаний и представлений, умений оперировать этими знаниями и представлениями (рассуждать, анализировать, обобщать, классифицировать и пр.), желания расширять интересующую познавательную область. Она проявляется в ситуации применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались, т. е. умением действовать в ситуации неопределенности.
Познавательная компетентность – это интегративная совокупность свойств личности человека, которая базируется на когнитивных умениях, основывается на самостоятельной познавательной деятельности, умении осваивать методы решения познавательных задач.
Роль образовательных квестов в современном мире недооценивать просто нельзя. Дети способны запоминать материал даже на подсознательном уровне, а если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать.
Квест-технология призвана не только улучшить восприятие образовательного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл из двух взаимоисключающих правил: умение логически мыслить в правильном направлении и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.
Достоинства использования квестов в работе по формированию познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста состоят в следующем:
- квест-игра является привлекательной для ребенка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий;
- формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания;
- обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения;
- формирует у детей базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе;
- позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объеме;
- в ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая;
- дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу; квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.
Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.
Квест-игра не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Квест – уникальный продукт, который дает возможность введения в игру разнообразных заданий, позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Кроме того, создаются комфортные условия для обучения, при которых каждый ребенок чувствует свою успешность.
В результате проектирования квест-игры каждый педагог имеет возможность:
- осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДО: «реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»;
- способствовать реализации одной из задач ФГОС ДО: «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, его инициативности»;
- обеспечить становление и развитие у каждого ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре».
Таким образом, образовательный квест обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.