В этой работе авторы статьи пытаются рассмотреть правильность выбора часто применяемых, тех или иных приёмов в борьбе дзюдо. В процессе спортивной деятельности тренерам и спортсменам приходится задаваться вопросом о том, какие приёмы следует более тщательно отрабатывать во время тренировок, а какие изучать дополнительно, отрабатывая контр-приёмы.
Как правило, многие видят решение в том, что им самим больше нравится или в тех приёмах, которые, благодаря определённым физическим качествам спортсмена проводятся более успешно. Всё это выглядит правильно, но весьма недостаточно для построения тренировочного процесса с учётом долголетнего пребывания атлета в данном виде борьбы. Из всех приёмов спортивного дзюдо на отработку, как правило, приблизительно берутся пятнадцать или десять, а порой и того меньше, -пять, четыре, а то даже и три. Встречаются даже такие атлеты, которых называют «борец одного приёма». Этот приём доводится ими до такого совершенства, что выходя на ковёр соперники знают, что он будет его применять и всё равно попадаются на него и проигрывают. Да в таких случаях мы видим, что качество их выполнения и частота удачного применения заметно улучшаются, но другой атлет, обладая более широким спектром набора изученных и отработанных им приёмов,- может с большим успехом применять их в различных ситуациях во время схватки, а главное в дальнейшей своей спортивной деятельности, переходя в более тяжёлую весовую категорию решать,- на какие из них следует обратить особое внимание.
Ни для кого не секрет, что от школьного возраста до более зрелых лет в организме происходят значительные физиологические изменения, вынуждающие атлета переходить из одной весовой категории в другую. Здесь как следствие начинает меняться и возрастная категория, а также ранг соревнований в которых он принимает участие. В этой связи, как правило, и возникают определённые трудности. В новой весовой категории может меняться темп схватки, количество проводимых приёмов, частота их проведения. Отличия можно увидеть и в разнице проведённого времени борьбы в партере и в стойке, а также более частого проведения тех приёмов, которые в лёгких весовых категориях применяются гораздо реже. То есть если ранее в схватке делалась ставка именно на любимые и хорошо отработанные приёмы. То теперь в более тяжёлой весовой категории приходится перестраиваться, меняя и тактику борьбы и арсенал имеющихся в наличии приёмов. Столкнувшись с этим, тренеру и атлету требуется определённое время чтобы привыкнуть к данной весовой категории и почувствовать себя в ней «своим». У каждого борца адаптация занимает различное время, что явно говорит о том, - как он и его тренер подготовились к ней за последние годы, и учитывался ли сей фактор вообще? А вот здесь как правило и следует обратить пристальное внимание на составляющие тренировочного процесса, чтобы не расстраиваться в дальнейшем. Для этого при составлении методики занятий и их продолжительности не следует ориентироваться только на получение хороших результатов на ближайшие полгода или год, а внимательно изучать физические качества, характер спортсмена, его возможности, желание быть в спорте на несколько лет вперёд. То есть, проще говоря, требуется серьёзное отношение к избранному виду спорта со стороны спортсмена и правильное понимание всего тренировочного процесса, который поначалу может и не давать положительных результатов.
Опытный тренер всегда заранее готовится к такому развитию событий и начинает за несколько месяцев до перехода подготавливать атлета, изучая проводимые там приёмы и контр-приёмы. Необходимо понимать, что данный вид спорта также прогрессирует, как и любой другой. Если, например, в лёгкой атлетике в беге на длинные или короткие дистанции мы ясно можем судить о процессе, по времени их прохождения, то заметить какие-либо продвижения в нашем виде спорта порой бывает очень тяжело. Только опытные специалисты, работая в этом виде спорта десятилетиями, могут сделать правильные выводы об изменениях в процессе его существования.
В связи с вышеизложенным авторы статьи предлагают своё видение на решение вышеизложенных задач. Современное развитие ИТКС, информационных технологий, программного обеспечения, компьютерной техники, систем управления базами данных позволяет создавать записи по каждому атлету, фиксируя его спортивные результаты и показания его физических данных во время проведения специальных тестов и медосмотров. Также есть возможность фиксировать те приёмы, которые им используются, ранжируя их по числу удачных попыток во время проведения соревнований и контрольных схваток. Наличие таких баз данных позволяет решить выше поставленные вопросы с помощью методов математической статистики, предварительно проведя сбор сведений, сводку и затем уже научный анализ интересующих нас данных. После этого должны быть определены статистические совокупности, элементами которых выступают удачно проведённые приёмы в той или иной весовой категории, а также правильно сделанные выборки из этих совокупностей для их исследования и получения необходимых научных результатов.
Сбор информации следует проводить во время соревнований регионального и федерального уровней. Лучше будет, если для этого вами будет создана специальная группа сотрудников, оснащённая видеотехникой, для решения спорных вопросов во время проведения схваток. После завершения соревнований следует уделить внимание только атлетам, занявшим места с первого по шестое. Рассмотреть приёмы применяемые каждым из них. Это необходимо сделать по каждой весовой категории. Атлетов, занявших места с седьмого и ниже, для чистоты эксперимента, можно не брать во внимание. Таким образом, наиболее часто применяемые атлетами приёмы, пересчитываются и суммируются по каждой весовой категории. После ранжирования и корреляции уже создаётся приблизительная картина видимости, - какой из приёмов применялся наиболее часто в той или иной весовой категории в отличии от других. Получив таким образом необходимую статистику, можно уже достаточно ясно сделать начальные выводы о необходимости введения в тренировочный процесс в подростковых группах младшего и среднего возраста, наиболее часто применяемых приёмов, а также определиться с изучением контр-приёмов согласно полученных данных с помощью статистических методов. Собираемые данные должны быть сведены в таблицы по каждой весовой категории во всех возрастных группах для дальнейшего проведения научного анализа методом корреляции. Статистические результаты будут более точными, если сбор информации будет произведён на как можно большем числе проведённых соревнований одного уровня т.к. с увеличением выборки мы вправе ожидать более точного результата и небольшого значения предела погрешности в зависимости от всей совокупности. Именно это должно позволить нам, - более чётко увидеть имеющиеся различия при изучении того или иного приёма при подготовке спортсменов высокого уровня. Даже если у атлетов не всегда есть желание их выполнять в виду того, что хорошо могут владеть техникой совершенно других приёмов, то всё равно стоит обратить внимание на эти расчёты чтобы подобрать свой индивидуальный набор приёмов, математические ожидания которых будут составлять наибольшие величины. Проделав подобные расчёты по всем, часто применяемым приёмам, мы можем сравнивать их средние значения частот на графиках, и получать более ясную картину согласно целесообразности ставящихся целей и задач. Также всем должно быть понятно, что создание баз данных, сбор информации и её обработка должны вестись раздельно по женским и мужским весовым категориям. Научное сравнение их между собой проводить не следует.
Итак, к примеру, статистическое исследование авторы статьи рекомендуют начать с составления таблицы, где в верхних ячейках по горизонтали должны быть представлены весовые категории, а по вертикали отражены согласно визуальным наблюдениям шесть или более наиболее часто используемых приёмов. Следует заметить, что к исследованию нами берутся только приёмы, выполняемые в положении стоя и не берутся приёмы удушающие или болевые. Наиболее часто применяемыми приёмами были выявлены:
- Бросок через спину с колен.
- Передняя подножка.
- Задняя подножка.
- Бросок через бедро.
- Зацепы голенью.
- Подхват под одну ногу.
В дальнейшем, по ходу статистических исследований предлагается обозначать их с помощью аббревиатуры П1. П2. П3. П4. П5. П6.
Задача предлагаемого статистического исследования заключается в том, чтобы непосредственно выяснить, - какие из предлагаемых приёмов имеют первостепенное значение, а какие второстепенное. Насколько они соотносятся в процентном отношении и какая частота их применения в той или иной весовой категории. При этом авторы статьи не претендуют на абсолютную точность результатов исследования т.к. для изучения всей совокупности необходимо иметь результаты по нескольким выборкам сделанных по ходу нескольких чемпионатов, плюс произвести определение относительной погрешности. Это должно занять гораздо больше времени и требует более продолжительной кропотливой работы по части статистического анализа со стороны действующих тренеров спортивных обществ и сборных команд, где при желании можно исследовать и большее количество приёмов. В итоге после проведения одного из чемпионатов нашего края среди кадетов, в таблицу были внесены следующие результаты:
Таблица
|
46кг |
50кг. |
55кг. |
60кг. |
66кг. |
73кг. |
81кг. |
90кг. |
+90кг. |
П1 |
65 |
75 |
70 |
70 |
62 |
57 |
40 |
22 |
17 |
П2 |
64 |
72 |
69 |
67 |
60 |
51 |
38 |
19 |
15 |
П3 |
60 |
62 |
59 |
57 |
55 |
49 |
32 |
14 |
10 |
П4 |
51 |
47 |
43 |
39 |
37 |
31 |
21 |
9 |
6 |
П5 |
24 |
25 |
21 |
20 |
18 |
13 |
10 |
7 |
6 |
П6 |
18 |
17 |
15 |
12 |
9 |
7 |
2 |
2 |
1 |
Визуально по табличным данным уже можно получить ответ на вопрос об эффективности того или иного приёма, но результаты будут более интересными после исследования с помощью мер центральной тенденции. В первом случае (П1 – бросок через спину с колен) где набор данных будет составлять
65 75 70 70 62 57 40 22 17
можно определить, что мода будет составлять 70 и 70 с частотой два. Среднее значение удачных выполнений на каждую весовую категорию будет равно 53.
То есть до весовой категории 73 кг приём может быть использован с хорошей эффективностью.
Размах по данному приёму (П1) будет составлять (X max -X min) 75-17 = 58
Размах по второму приёму (П2) будет составлять 72-15=57
Размах по шестому приёму (П6) будет составлять 18-1=17
Размах позволяет нам получить представление о разбросе набора данных и показывает широту использования данного приёма по всем весовым категориям.
Более интересный результат мы можем получить при определении среднего арифметического взвешенного.
Средняя арифметическая взвешенная покажет нам средний вес атлета (весовую категорию), до которой указанный приём может применяться с наибольшей частотой (f). Далее частота постепенно начинает снижаться. В каждом приёме чётко прослеживается зависимость частоты выполнения от весовой категории. В заключении хочется сказать, что преимущество одного приёма над другим надо скрупулёзно просматривать на протяжении долгого времени при переходе атлета из одного дивизиона в другой сравнивая их попарно.