научный журнал «Актуальные исследования» #26 (105), июль '22

Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка в малокомплектной школе

В статье рассматривается тема важности использования самостоятельной работы на уроках в малокомплектной школе.

Аннотация статьи
малокомплектная школа
самостоятельная работа
Ключевые слова

Эффективность самостоятельной работы непосредственно зависит от ее организации и предлагая самостоятельную работу в классе-комплекте, учитель должен:

  • хорошо понимать ее цели;
  • отчетливо видеть ее место и роль в общей структуре учебного процесса и в структуре данного урока;
  • ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;
  • учитывать уровень подготовленности и возможности учеников;
  • использовать активные, индивидуальные и дифференцированные задания;
  • предвидеть трудности и «барьеры», которые будут возникать во время выполнения самостоятельной работы;
  • обоснованно выбирать ее объем;
  • разнообразить самостоятельные задания по содержанию;
  • предлагать ученикам интересные, нестандартные самостоятельные работы, составленные в форме викторин, кроссвордов, игр, считалок и т. п.;
  • определять длительность самостоятельной работы и следить за расходованием времени;
  • готовить необходимые дидактические материалы, в частности инструкции, предписания, «опоры»;
  • искать рациональные способы проверки работ;
  • подводить итоги выполнения самостоятельной работы;
  • проектировать развивающие самостоятельные работы с учетом достигнутого уровня;
  • правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством учителя.

Для экономии времени на уроке необходимо свести к минимуму те объяснения учителя, которые можно записать на доске или в карточках для самостоятельной работы. Со временем инструкции становятся все более сжатыми.

Урок в малокомплектной школе проводится по одному общему для класса-комплекта плану. Поэтому для его структуры характерны не этапы урока, а переходы: «с учителем – самостоятельно», «самостоятельно – с учителем». В поурочных планах учителя малокомплектной школы появляются графы «работа с учителем» и «самостоятельная работа». Учитель должен настолько хорошо понимать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения и ему необходимо подключиться к работе. Он выделят так называемые «зоны особого педагогического внимания». Длительность самостоятельных работ обусловливается многими причинами. Прежде всего – объемом и сложностью задания. Оно может быть и небольшим, но если ученики только начали работу с новым материалом, то потребуется больше времени на его выполнение. Длительность самостоятельной работы зависит также от работоспособности учеников, объема их внимания, темпа чтения и письма, степени овладения учебными умениями и навыками. Бывают «сквозные» задания, рассчитанные на несколько уроков. Тогда по звонку каждый начинает работу с того места, где он остановился, и продолжает ее без дополнительного напоминания. Замечено, однако, что при выполнении длительных однотипных скучных заданий быстро наступает усталость, снижается интерес. Сэкономленные на организации минуты теряются. Поэтому не рекомендуется использовать такие задания. Их можно разнообразить многими способами: пусть ученик выполняет ту же самую работу, но делает ее чуть иначе – осуществляет выборочное списывание, делает фонетический или грамматический разбор, пробует силы в творческом изложении, составляет «обратную» задачу и т. п. Чаще всего на самостоятельную работу выносится закрепление и повторение (около 60% всего объема), реже усвоение нового материала (около 20%), часть самостоятельных работ предназначается для выполнения контрольных функций (около 20%).

Самостоятельная работа, направленная на повторение изученного материала

Задания учитель готовит заранее, пишет (лучше, если напечатает) на отдельных листочках каждому ученику. Перед началом урока дежурный раскладывает конверты с заданиями по партам. Очень часто задания дифференцированы, т.е. составлены отдельно для сильных, средних и слабых учеников. Это позволяет решать еще одну проблему – повышать качество знаний, умений.

Проверочные самостоятельные работы необходимы для контроля знаний, умений, способов их применения. Следует стремиться придавать им обучающую направленность. Действует правило: проверяя – обучаем. Выполнение всех самостоятельных работ обязательно контролируется. Поэтому обучающие задания, кроме своего прямого назначения – учить, выполняют и контрольную функцию.

Самостоятельная работа направлена на развитие навыка говорения. Речевые ситуации

Предлагая ситуацию общения, я учитываю языковую подготовку учащихся, решаю вопрос о том, какая помощь будет оказана слабым ученикам. Например, в 4 классе предлагаю ситуацию:

You have a new flat. Help your dad and mum to arrange all the furniture in the living-room.

Для слабых учащихся готовлю карточки с алгоритмом выполнения работы:

Навыки диалогической и монологической речи по теме: «Семья» (2класс) отрабатываю с помощью таких ситуаций:

You have a new friend and he (she) wants to know about your family.

Учащиеся работают в парах.

Все вышеописанные приёмы обучения и виды работы помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учащихся.

Минусы самостоятельной работы

При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом. А как известно организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке является одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Не имея времени на подробное объяснение материала, учитель вынужден предлагать ученикам осваивать его самостоятельно и очень скоро достигает успеха: дети из начальной малокомплектной школы самостоятельные работы выполняют лучше учеников полных классов.

Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства. Для особо одаренных детей – это уникальная возможность пройти курс начальной школы за 1,5-2 года.

Учащиеся класса-комплекта должны научиться:

  • сосредоточиваться на выполнении задания;
  • не слушать объяснений учителя для другого класса;
  • не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им;
  • не слушать ответы учеников другого класса;
  • моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.

Использование наглядности в одном классе невозможно без отвлечения всех детей. Поэтому полное ее применение допустимо только на общих для всех уроках. В условиях работы с двумя-тремя классами у учителя особенно остро стоит вопрос о правильном распределении и использовании времени. Поэтому сокращение потерь, рациональное использование каждой минуты важны для эффективности урока.

Текст статьи
  1. Горчев А.Ю. Самостоятельная работы школьников по иностранному языку; условия эффективности. // Иностранные языки в школе. – 1988. - №4.
  2. Гурневская К.П. Что такое языковая лаборатория // Иностранные языки в школе. – 1995. - №5.
  3. Паршина И.В. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 1987. - №2.
  4. Тупичкина Е.А., Крючкова И.В. Виды самостоятельных работ в условиях развивающего обучения // Начальная школа. - 1996. - № 5. - С. 10.
  5. Хакунова Ф.П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 70.
  6. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. - 2008.- № 2. - С. 8.
Список литературы