Автор(-ы):
Багманов Тимур Вадимович
Секция
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье освещаются вопросы регламентации использования государственных языков республик при осуществлении деятельности их парламентов в федеральных и региональных нормативных актах. На примере Государственного совета Республики Татарстан рассматриваются особенности и возможные правовые пробелы регулирования данного вопроса. В анализе правового положения парламента Татарстана рассмотрены в каких формах производится употребление обоих государственных языков согласно нормативным актам региона.
Текст статьи
Важной отличительной характеристикой правового статуса республик в составе Российской Федерации является возможность устанавливать собственные государственные языки. Государственный язык Российской Федерации и язык республик действуют на территории региона равноправно, более того законодательство предусматривает возможность их использования в деятельности органов государственной власти и не только. Этим исключением обуславливается актуальность и проблематика данного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с регламентацией использования государственного языка республик в работе его парламента. Предмет исследования – нормы законодательства, устанавливающие право на использование государственного языка республики наряду с русским языком. Для изучения вопроса необходимо подробно рассмотреть законодательные нормы не только на федеральном, но и на региональном уровне. Функция применения языка титульной нации республики в деятельности их законодательных органов будет рассмотрена на примере Государственного совета Республики Татарстан. Был использован мониторинг и анализ текстов внутренних нормативных актов парламента и законов Республики с целью выявления положений о языке.
Прежде всего право на использование государственного языка республики в работе органов власти установлена в части 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации [1]. Также подтверждение конституционного положения содержится в статье 15 Закона РФ от 25.10.1991 №1807–1 «О языках народов Российской Федерации»: «В деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений Российской Федерации используются государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик и иные языки народов Российской Федерации» [2].
Данное право ярко характеризует гарантию равноправия всех национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, а также способствует сохранению и развитию исторических и культурных ценностей республик.
Статус парламента субъекта Российской Федерации – правовая конструкция, включающая в себя законодательно закрепленную характеристику положения органа в теории разделения властей и в системе органов государственной власти, а также широкий круг его компетенции и ответственности.
Рассмотрим регулирование вопроса использование государственного языка республики на примере деятельности Государственного совета Республики Татарстан.
Конституции Республики Татарстан установлено, что на территории данного региона являются равноправными два языка – татарский и русский. Оба носят характеристику государственного, что означает свободу их использования, возможность равного изучения и развития и обязанность сохранения.
Данное положение касательно работы парламента подтверждено упоминанием использования русского и татарского языков в Регламенте Государственного совета Республики Татарстан. Исходя из демократических принципов Российской Федерации, орган законодательной власти на любом уровне призван выражать волю народа при осуществлении своих законодательных, контрольных и иных полномочий. Таким образом, Государственный совет Республики Татарстан, согласно законодательству государства и региона, самостоятельно или через иные органы публичной власти реализует власть народа, которая содержит качество государственного суверенитета. Поэтому баланс в употреблении двух государственных языков при его работе выражает полное соответствие нормам законодательства о языках и доказательством права их использования.
Согласно положениям Регламента все организационно-правовые формы его деятельности (заседания всех внутренних органов и парламентские слушания) организуются на государственных языках региона. Более того, того предусмотрена возможность синхронного перевода с татарского на русский и с русского на татарский языки.
Стоит отметить, что важную роль при исследовании данного вопроса играет внутреннее устройство законодательного органа Татарстана, в частности существование Комиссии по установлению идентичности текстов законов Республики Татарстан на татарском и русском языках внутри парламента. Так как тексты законов в Татарстане публикуются на обоих языках и при этом имеют равноправную юридическую силу при использовании, вопроса о необходимости данной комиссии не возникает.
Побережная И.А. в своем исследовании, включающем сравнительный анализ положений о тождественности текстов законов, публикуемых республиками на двух государственных языках, отмечает, что такая «процедура идентификации текстов на государственных языках республики в более полном объеме урегулирована в Республике Татарстан» [3, с.150].
Данная комиссия формируются из числа депутатов Государственного Совета и на данный момент состоит из 4 членов. Председателем комиссии на сегодняшний день является Ратникова Римма Атласовна. Главной целью образования данного органа нужно считать определение идентичности текстов на обоих языках нормативных актов и их проектов Республики, то есть их проверка перед опубликованием и контроль за соблюдением заключений.
Основное полномочие Комиссии – подготовка предварительного заключения об идентичности текса проекта закона на русском и татарском языках к третьему чтению. Депутаты, исполняя свое главное полномочие в рамках данной Комиссии, пользуются помощью экспертов и назначают независимую лингвистическую экспертизу закона.
Нельзя не отметить, что субъекты законодательной инициативы при предложении текста законопроекта в региональный парламент предоставляют его на татарском и русском языке, помимо документов, которые должны оформляться на одном из них [4].
Как известно, большинство должностных лиц, организующих работу парламента, избираются на первом заседании законодательного органа при тайном голосовании, которое осуществляется с помощью выдачи бюллетеней на государственных языках Республики.
Федеральным законодателем прямо установлено право законодательного органа республики на использование в организационных формах работы помимо русского, еще и государственного языка, в Татарстане – татарский. Современный парламент Республики Татарстан вбирает в себя многовековой исторический опыт этапов развития законодательной власти в регионе, при этом учитывая особенность культурных и языковых традиций жителей территории данного субъекта. Регламент Государственного совета Республики Татарстан при определении внутреннего устройства органа, его компетенции, цели и формах работы отмечает параллельное и равноправное использование двух государственных языков, установленных Конституцией Республики. Так как законы в данном регионе и на татарском, и на русском языках имеют одинаковую юридическую силу, в парламенте логично организована Комиссия по установлению идентичности текстов законов на татарском и русском языках.
Подобное право является исходящим из национального способа организации данного региона и позволяет его многонациональному народу в полной мере использовать родной язык при осуществлении власти через законодательный орган субъекта, одной из главных функций которого является его представительство.
Список литературы
Поделиться
Багманов Т. В. Регламентация использования государственных языков республик в работе их законодательных органов: на примере Государственного совета Республики Татарстан // Актуальные исследования. 2022. №26 (105). С. 19-21. URL: https://apni.ru/article/4341-reglamentatsiya-ispolzovaniya-gosudarstvennik