Главная
Конференции
Инновационные результаты прикладных и поисковых научных исследований
Своеобразие жизненного пути и значение открытий Грегора Менделя для развития мед...

Своеобразие жизненного пути и значение открытий Грегора Менделя для развития медико-биологических наук, включая анатомию

Секция

Биологические науки

Ключевые слова

Г.И. Мендель
гибридологический метод
законы Менделя
биология
генетика
анатомия

Аннотация статьи

Статья посвящена одному из выдающихся ученых XIX века Грегору Иоганну Менделю, который стал основоположником генетики, причем его открытия дали мощный толчок развитию всех медико-биологических наук, включая анатомию. В статье рассматривается необычная биография ученого, анализируются его научная деятельность и причины ее высокой эффективности. Показаны особенности личности и общебиологическое значение открытий Грегора Менделя.

Текст статьи

Грегор Иоганн Мендель был великим исследователем, значительно опередившим свое время. Его научные работы не получили признания при жизни, но потомки оценили выдающийся вклад Грегора Менделя в науку и заслуженно считают этого ученого основоположником генетики. 20 июля 2022 исполняется 200 лет со дня его рождения, и это обязывает вспомнить о заслугах великого биолога в канун его юбилейной даты.

Мальчик по имени Иоганн Мендель родился 20 июля 1822 года в местечке Хейнцендорф на моравско-силезской границе в Австрийской империи (позже Австро-Венгрии). Теперь это место называется Гинчице и представляет собой часть села Вражне у нового Йичина в Чехии. Родители Иоганна, Розина и Антон, были потомственными крестьянами, в их семье росли еще две дочери (старшая и младшая сестры Иоганна – Вероника и Терезия). О таком сыне, как Иоганн, можно было только мечтать. Мальчик рос спокойным, серьезным, любознательным, трудолюбивым. Он обожал природу, свой кусочек земли, уже в раннем детстве его очень интересовали садоводство и пчеловодство. Но здоровье у мальчика было слабое, из-за частых недомоганий он месяцами не посещал сельскую школу. Однако природные способности позволили ему получить ему начальное образование (учился он в школах Хейнцендорфа и Липника). В течение последующих 6 лет Иоганн учился в гимназии Троппау. Теперь этот город, вошедший в состав Чехии, называется Опава. В 1843 г. Иоганн окончил философские классы при университете в Ольмюце (ныне это учебное заведение, расположенное в чешском Оломоуце, называется университетом Палацкого). Предметами изучения юноши были практическая и теоретическая физика, философия. В период студенчества Менделя главой факультета естественной истории и сельского хозяйства был Иоганн Карл Нестлер. Этот ученый интересовался исследованиями наследственных признаков животных, в частности, овец и растений. Возможно, именно под его влиянием у Менделя пробудился интерес к изучению законов наследственности.

Образование было платным, денег на обучение сына у Розины и Антона не хватало. Иоганн, тяжело переживавший финансовую несостоятельность родителей, впал в отчаяние. На помощь ему пришла сестра Терезия. Чтобы брат мог продолжить образование, она отдала ему свое приданое. Впоследствии Иоганн отплатил добром за добро: когда у него появилась возможность, он оказал финансовую поддержку трем сыновьям Терезии. Покровительство дяди позволило двум племянникам получить дорогое медицинское образование и в дальнейшем работать врачами.

Когда молодому человеку исполнился 21 год, он решился на монашество и оформился послушником в мужской монастырь г. Брюнне [2, c.993]. Он не был особенно набожным человеком, но хотел заниматься наукой, а для этого необходимо было учиться дальше. Духовные лица имели доступ к бесплатному образованию, что и привлекло Менделя. Облачаясь в рясу, он также хотел навсегда избавить себя от вечного беспокойства о хлебе насущном.

Юноша, постриженный в монахи в австрийском городе Брюнне (сейчас это Брно, Чехия), в Августинском монастыре Святого Фомы, получил новое имя – Грегор. Теперь полностью его звали Грегор Иоганн Мендель. После пострижения он незамедлительно стал студентом Брюннского богословского института, в 1847 г. принял сан священника.

Возник самый настоящий парадокс – религиозный деятель одновременно являл собой естествоиспытателя. Пикантности в нестандартную ситуацию добавляло еще и то, что он положил начало генетике – науке, раскладывающей на геномы саму теорию божественного замысла. Грегор, испытывавший непреодолимую тягу к знаниям, поглощал научную литературу целыми томами, подменял местных педагогов в школе. У него была заветная мечта – стать преподавателем. Для этого требовалось пройти экзаменационные испытания, но, по иронии судьбы, он не смог сдать экзамены по биологии и геологии [5, c.39].

В течение трех лет (1849-1851 гг.) Мендель служил в должности преподавателя Зноймской гимназии, обучал гимназистов математике, латинскому и греческому языкам. В дальнейшем он уехал в Вену, где в период 1851-1853 годов, благодаря поддержке настоятеля своего монастыря, обучался в Венском университете физике, химии, математике, зоологии, ботанике, палеонтологии. Вернувшись в Брюнне, Мендель стал преподавателем этих дисциплин в Высшей реальной школе. Он так и не получил диплом преподавателя, но ему разрешали заниматься обучением. В 1856 г. Мендель сделал еще две попытки стать дипломированным педагогом, но он так и не смог сдать экзамен по биологии. Очередная неудача только подхлестнула его интерес к этой науке. В 1856 г. он начал свои знаменитые опыты по скрещиванию разных сортов гороха.

Грегор Мендель обладал важнейшими для настоящего ученого качествами. Во-первых, он умел формулировать конкретные цели исследования. Во-вторых, он мог правильно понимать и трактовать результаты опытов, т.е. был способен сделать точные и правильные выводы из результатов экспериментов [3, c.61]. В своей работе Грегор Мендель использовал гибридологический метод, который стал основой его опытов. Суть гибридологического метода заключается в скрещивании специально подобранных пар организмов и тщательном изучении полученного потомства. Скрещивание организмов, отличающихся друг от друг одним или несколькими признаками, называют гибридизацией, а потомков от такого скрещивания – гибридами. Потому и метод получил название гибридологического, он до сих пор лежит в основе генетических исследований. Мендель работал с горохом, используя для скрещивания растения, относившиеся к определенным сортам. Сорта, в которых все растения по определенным признакам одинаковы, называются чистыми линиями. Горох легко выращивать, в условиях Чехии он дает несколько урожаев в год. Горох – самоопыляемое растение, поэтому в природных условиях сорта обычно не смешиваются. В эксперименте самоопыление легко предотвратить, и экспериментатор может опылять растение пыльцой с другого растения, т.е. перекрестно.

В целом можно сказать, что результативности работ Менделя способствовало то, что он при проведении экспериментов использовал строгую и хорошо продуманную методику. Основные ее особенности заключаются в следующем: использование самоопыляющегося растения (гороха); использование только чистых линий, на выведение которых Мендель потратил несколько лет; исключение возможности случайного переопыления (проводилось либо перекрестное опыление самим исследователем, либо имело место самоопыление); в начале своих исследований Мендель наблюдал за наследованием одного признака, и лишь после установления закономерностей наследования одного признака он перешел к изучению наследования одновременно нескольких признаков; выбор для работы признаков, встречающихся лишь в двух четко различающихся формах (альтернативные признаки); индивидуальный анализ потомства каждого скрещивания; использование больших выборок и математических методов обработки результатов экспериментов [1, c.252].

Мендель провел более 10000 опытов, предметом которых было более двух десятков разновидностей гороха. Растения отличались друг от друга семенами и цветками. Ученый работал без устали, без жалости к себе, с невероятным увлечением. Только фанатик науки мог осуществить этот титанический труд, ведь каждую из горошин приходилось осматривать, исследовать вручную. Чтобы передать в гибридах единственный признак поверхности семян («гладкий-сморщенный»), упорный биолог отсмотрел свыше 7000 горошин. Всего же отличительных признаков гороха в его исследованиях было 7 [2, c.994].

На основании полученных данных Мендель сначала сформулировал закон единообразия гибридов I поколения, или закон доминирования, или I закон Менделя: при скрещивании двух чистых линий организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды I поколения будут иметь признак только одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.

Проявляющиеся у гибридов I поколения признаки (например, желтый цвет или гладкость семян), Мендель назвал доминантными, а подавляемые признаки (соответственно, зеленый цвет или морщинистость семян) – рецессивными (табл.).

Таблица

Признаки растений гороха, использованные Менделем в его исследованиях

Признак

Доминантный

Рецессивный

Поверхность семян

Гладкая

Морщинистая

Окраска семян

Желтая

Зеленая

Окраска цветков

Красная

Белая

Форма бобов

Вздутая

Плоская

Окраска бобов

Зеленая

Желтая

Положение цветков

Пазушное

Верхушечное

Высота стебля

Высокая

Низкая

Продолжив свои опыты, Грегор Мендель из гибридных семян I поколения вырастил растения и скрестил их между собой. Подсчитывая число желтых и зеленых горошин в потомстве многих пар растений гороха, он обнаружил, что у растений II поколения большая часть горошин (3/4) имела желтую окраску, а меньшая часть (1/4) – зеленую. Таким образом, соотношение желтых и зеленых семян в потомстве составило 3:1. Явление, при котором скрещивание приводит к образованию части потомства с доминантным, а части – с рецессивным признаком, получило название расщепления признаков. Затем Грегор Мендель подтвердил характер расщепления в опытах с другими признаками растений гороха и обосновал свой второй закон – закон расщепления: при скрещивании двух гибридов I поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ часть от всего числа потомков II поколения.

Только определившись с закономерностями моногибридного скрещивания, Мендель перешел к изучению дигибридного скрещивания и вывел свой третий закон – закон независимого наследования: при дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом 4 фенотипических группы, характеризующиеся соотношением 9:3:3:1 [1, c.235].

Кроме трех законов, по праву носящих сейчас его имя, Мендель вывел еще гипотезу (закон) чистоты гамет: находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков не смешиваются при образовании гамет и по одному от каждой пары переходят в гаметы в чистом виде.

Сформулировав результаты своих опытов, Мендель в ходе двух заседаний, 8 февраля и 8 марта 1865 года, доложил их Брюннскому Обществу естествоиспытателей, которое в конце следующего года опубликовало конспект его доклада в очередном томе «Трудов общества …» под названием «Опыты над растительными гибридами». Этот том попал в 120 библиотек университетов мира. Вдобавок к этому Мендель заказал 40 отдельных оттисков своей работы и почти все их отправил именитым ботаникам, но ни у кого из них опыты Менделя интереса не вызвали. Наука того времени еще не была готова к восприятию идей Менделя. Его открытие не получило адекватной оценки и долгое время оставалось в тени. Оно не было известно и Чарльзу Дарвину, тогда как именно теория Менделя разрешала «самое опасное возражение», которое, по словам самого Дарвина, когда-либо было сделано его теории. Это – утрата вновь приобретенных признаков в последующих поколениях [4, c.333].

Великий чешский ученый значительно опередил свое время, его работы были по достоинству оценены лишь через 36 лет после их публикации. В 1900 г. три исследователя – Гуго де Фриз (Германия), Карл Эрих Корренс (Голландия) и Эрих Чермак - Зейзенегг (Австро-Венгрия) – независимо друг от друга и на разных объектах переоткрыли законы Менделя. Только после этого была найдена и повторно опубликована забытая работа Менделя. Гуго де Фриз, Карл Эрих Корренс и Эрих Чермак - Зейзенегг честно признали первенство Менделя в этом вопросе и присвоили его имя переоткрытым ими закономерностям. 1900 год считается датой рождения науки генетики, а ее официальное название было предложено английским биологом Уильямом Бейтсоном в 1907 году [3, c.60].

Основное значение работ Менделя для всего последующего развития биологии состоит в том, что он впервые сформулировал основные закономерности наследования: дискретность наследственных факторов и независимое их комбинирование при передаче из поколения в поколение. Следует иметь в виду, что во времена Менделя биологи придерживались принципиально иных взглядов на наследование: они были сторонниками теории слитной наследственности. Важно обратить внимание и на то, что Мендель сформулировал законы наследования задолго до открытия материальных носителей наследственности (хромосом и генов) и механизмов обеспечения передачи этих носителей следующим поколениям – мейоза и двойного оплодотворения у цветковых растений [1, c.253].

Сам Мендель имел возможность заниматься наукой только в бытность свою рядовым священником. Его монастырь был центром культуры и науки целого региона, во главе его стоял аббат Кирилл Напп, поощрявший интерес своих монахов к научной деятельности. Они были кураторами школьного образования во всей округе. Мендель с большой радостью выполнял обязанности школьного учителя, ученики называли его любимым педагогом. Грегору Менделю было 46 лет, когда скончался аббат Напп и его назначили на пост усопшего наставника. Мендель был вынужден свернуть свои опыты в монастырском саду, поскольку вверенное ему святое место требовало неустанных забот и внимания. С той поры и до конца жизни административная работа занимала все его время. Аббат Мендель, страдавший хроническим нефритом, скончался от уремии в 1884 году. Похоронен он в Брно, там же ему поставлен памятник, на месте аббатства создан музей этого великого ученого.

Интересно выразил свое мнение о высокой эффективности научной деятельности Г. Менделя крупный советский генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, известный соотечественникам как главный герой нашумевшего в период «перестройки» романа Даниила Гранина «Зубр»: «Гриша Мендель был, как известно, мних (мних – устаревшее «монах»). Ему было, как говорится, наплевать на всю Западную Европу. Никакие практические проблемы его не интересовали, поэтому он так здорово двинул вперед науку. Что и всем нам надлежит всегда помнить: науки продвигаются тем быстрее, точнее и лучше, чем меньше они имеют дело с практикой» [5, c.44].

Но открытия Грегора Менделя имели значение для развития не только биологии и генетики, они сказались и на развитии других наук, в т.ч. медицины и анатомии. В медицине появилась такая самостоятельная отрасль, как медицинская генетика, а в анатомии прояснились причины и механизмы развития пороков и аномалий строения, возникла классификация анатомической изменчивости. Мощный толчок признание открытий Менделя дало развитию эмбриологии. В общем значение деятельности скромного чешского труженика науки для любого раздела естествознания трудно переоценить.

Список литературы

  1. Богданова Т.Л. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 3-е изд. / Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова // Москва: «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА». – 2006. – 816 с.
  2. Мендель Грегор Иоганн. Большая Медицинская Энциклопедия. Том 17, медиаторы – мерпанит, издание 2-е / Главный редактор А.Н. Бакулев // Москва: государственное научное издательство «Советская энциклопедия». – 1960. – С.993-995.
  3. Пасечник В.В. Биология. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. – 8-е изд. // Москва: Просвещение. – 2021. – 208 с.
  4. Сорокина Т.С. История медицины. – 7-е изд., испр. / Т.С. Сорокина // Москва: Издательский центр «Академия». – 2008. – 560 с.
  5. Тимофеев-Ресовский Н.В. Генетика, эволюция, значение методологии в естествознании. Лекции, прочитанные в Свердловске в 1964 г. / Н.В. Тимофеев-Ресовский // Екатеринбург: Токмас-Пресс. – 2009. – 240 с.

Поделиться

1831

Михалкина М. В. Своеобразие жизненного пути и значение открытий Грегора Менделя для развития медико-биологических наук, включая анатомию // Инновационные результаты прикладных и поисковых научных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 июля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 5-13. URL: https://apni.ru/article/4342-svoeobrazie-zhiznennogo-puti-i-znachenie-otkr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января