Рассмотрим основные подходы по формированию математической грамотности младших школьников.
Коптякова А.Д. утверждает, что перед образованием появилась главная задача – развитие универсальных учебных действий у школьников. Более важным для ребенка является развитие логических и общелогических умений [1]. Учащийся должен понимать суть заданий, давать на него ответ и приходить к умозаключениям. Само понятие «логическая грамотность» представляет собой способность ребенка или человека находить и применять определенный порядок действий при решении той или иной задачи. Так педагог обязан целенаправленно и систематически подходить к проведению такого предмета как математика. В начальной школе не так много заданий на логические умения, зачастую педагоги не делают акцент на них. Но именно эти задания должны присутствовать на уроках. Например, темы «Истинные и ложные утверждения» могут рассматриваться от более легких к более сложным. Ребенок должен усвоить все азы данной темы. Если он смог это сделать, то уже положено начало для развития логической грамотности.
Овчинникова Л.Н. рассматривает преподавание математики как один из способов развития логического мышления [4]. Она утверждает, что не стоит преподносить математику как что-то должное. Ребенок обязан развиваться при изучении математики, получать какие-либо результаты. Педагог в свою очередь должен обеспечить такие условия, где ребенку бы пришлось решать задачи с реальными жизненными ситуациями. Все это необходимо для развития универсальных учебных действий, в первую очередь, для развития логического мышления.
Налимова И.В. рассматривают логическую грамотность как основу математической культуры [3]. Такая культура является основной задачей не только в начальной школе, но и на всех ступенях образования. Современная литература трактует математическую культуру как учебную деятельность, которая «направлена на осмысленное овладение математическими знаниями и умениями, в том числе общекультурного характера». Математическая культура включает в себя следующие компоненты: вычислительная культура, алгоритмическая культура, логическая культура, графическая культура и культура речи. Авторы подчеркивают важность «логической культуры». Именно такая культура должна быть хорошо развита у детей младшего школьного возраста. В этот период идет переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Сущность логической культуры заключается в том, что человек умеет рассуждать последовательно, соблюдает законы логики и находит логические ошибки. Ко всему этому существуют условия формирования логической культуры учащихся. Например, «учет возрастных особенностей мышления». Можно сказать, что логически грамотный ученик — это ученик, который умеет давать точный и полный анализ явлений, проводит умозаключения и приводит доказательства.
Коршунова Е.А. также считает, что одной из самых важных задач современного образования является развитие логической грамотности у школьников. Автор указывает, что такой предмет как математика выступает основой для развития логики. Поэтому учащиеся младшей школы должны уметь анализировать, рассуждать и приходить к умозаключению. Чтобы убедиться в эффективности развития логической грамотности с помощью предмета «Математика», автор разработал курс «Мир логики». Суть этого курса заключается в том, что при использовании определенных заданий на классификацию, логическое применение слов и утверждений, заданий на доказательства учащиеся формировали логическую грамотность [2].
Рассмотрим задачу на развитие логической грамотности.
В норках №1, №2 и №3 находились три хомячка: белый, черный и рыжий. В норках №1 и №2 жил не черный хомячок. Белый хомячок в свою очередь жил не норке №1. В каких норках жил каждый из хомячков?
Такие задачи решаются с помощью таблицы. Обучающиеся внимательно изучают условие задачи, заполняя при это таблицу знаками « + » и « – ». осле заполнения таблицы возможно ответить на вопрос задачи.
|
№1 |
№2 |
№3 |
Белый |
– |
+ |
– |
Черный |
– |
– |
+ |
Рыжий |
+ |
– |
– |
Зачастую такие логические задачи встречаются в олимпиадных заданиях. На сегодняшний день задачи на логику необходимо включать в учебный процесс, чтобы учащиеся добивались значительных результатов в развитии познавательных, творческих способностей. Подготовится к решению нестандартных задач и различных творческих заданий ребенок сможет только в том случае, если будет проводиться систематическая выработка логических приемов умственной деятельности при решении частично-поисковых познавательных задач. Все вышеперечисленное является способами развития логической грамотности у младших школьников. Это необходимые компоненты, которые должны быть применены каждым учителем в процессе учебной деятельности.