Главная
Конференции
Инновационные результаты прикладных и поисковых научных исследований
Роль дополнительного образования в образовательном процессе детей с ОВЗ

Роль дополнительного образования в образовательном процессе детей с ОВЗ

Авторы:

Шестакова Нелли Владимировна

Рубрика

Педагогика и психология

Ключевые слова

дополнительное образование
принципы дополнительного образования

Аннотация статьи

В данной статье раскрывается роль дополнительного образования в образовательном процессе.

Текст статьи

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, самовоспитанию.

Содержание дополнительного образования, гибкое и вариативное с учетом особенностей развития каждого ребенка, направленности его интересов и способностей. Дополнительное образование в школе-интернате ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Практика — деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного «продукта», но пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы: общение с людьми старшего возраста, друзьями, с организацией досуга. Поэтому в дополнительном образовании школы-интернат большое внимание уделяется личному опыту обучающегося, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической деятельности. Дополнительное образование носит коррекционную направленность. В связи с незрелостью мотивационной сферы обучающихся, невыраженными интересами, организован специальный «период выбора», в течение которого, ребенок может посетить несколько объединений, попробовать свои силы и решить, где лежит сфера его интересов.

Дополнительное образование в школе-интернате строится по следующим принципам:

  • Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • Единство обучения, воспитания, развития;
  • Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

Дополнительное образование не имеет жестких программных ограничений ни по срокам освоения материала, ни по этапам его усвоения. Сначала создаются условия, благоприятные для участия, обучающегося в творческой деятельности, затем организуется сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоил изучаемый материал. Далее следует самостоятельное творчество и поиск форм и средств реализации творческого потенциала ребенка. Такая логика образовательного процесса создает равные «стартовые» возможности и потребности. Именно поэтому дополнительное образование является одним из действенных средств интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социум. Дополнительное образование обеспечивает неформальное общение детей со взрослыми, способствующее развитию коммуникативной сферы обучающихся. Также способствует формированию социальной, ценностной, профессиональной ориентации обучающегося – это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку к моменту выпуска из школы они, как правило, не достигают психологической зрелости для самостоятельного выбора жизненного и профессионального пути. Дополнительное образование помогает ребенку сориентироваться в мире профессий, познакомиться с основными вариантами трудоустройства или продолжения обучения, «примерить себя» ряд профессиональных областей. В коррекционном учреждении круглосуточного пребывания имеется возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее неразрывную связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития. Важной составляющей единого образовательного пространства является дополнительное образование, способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее значительным социальным, педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом. В основе дополнительного образования лежит личностная мотивация «я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», потребности личности. Целью дополнительного образования является: развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Основные задачи дополнительного образования:

  1. Развитие творческих способностей и творческой активности обучающихся;
  2. Развитие познавательных интересов;
  3. Формирование мотивации успеха;
  4. Создание условий для самоутверждения и самореализации личности;
  5. Создание условий всестороннего развития личности.

Также в системе дополнительного образования не менее важным считается решение следующих задач:

  1. Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципами гуманистического образования;
  2. Освоение здоровье сберегающих педагогических технологий;
  3. Создание здоровье сберегающей образовательной среды;
  4. Формирование у обучающихся общей культуры поведения и как ее неотъемлемой части культуры здоровья.

Во всех объединениях дополнительного образования занятия строятся с соблюдением строгой дозированной учебной нагрузки, построение занятия с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности, с соблюдением гигиенических требований; свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота, а также благоприятного эмоционального настроя. В дополнительном образовании школы-интернат сама специфика деятельности детей требует организации образовательного процесса с позиции развивающего обучения. Здесь образовательный процесс имеет менее формализованный характер, по сравнению с базовым образованием, поэтому он ближе к природным основам развития ребенка. Если на основных уроках обучение инициируется со стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей – прежде всего со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности, следовательно, здоровьесберегающего.

Список литературы

  1. Валеева, А. Р. Социализация детей в условиях разновозрастного творческого коллектива / А. Р. Валеева, Е. М. Вихарева. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2018. – № 5 (20). – С. 38-40.

Поделиться

475

Шестакова Н. В. Роль дополнительного образования в образовательном процессе детей с ОВЗ // Инновационные результаты прикладных и поисковых научных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 июл. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 48-51. URL: https://apni.ru/article/4347-rol-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-obrazovatel

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая