В настоящее время в Российской Федерации проводятся масштабные реформы в системе государственного финансового управления, важность и немедленность которых отмечается в Послании к Федеральному Собранию Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, 15 января 2020 года: «Нам нужно быстрее, не откладывая решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна».
Основными направлениями данных реформ являются:
- формулировка бюджетной политики, которая основана на показателях государственных программ Российской Федерации;
- обеспечение конкурентоспособной и прозрачной системы закупок для удовлетворения государственных потребностей [3];
- повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
В последние годы были приняты меры для обеспечения устойчивого экономического развития и макроэкономической стабильности путем безоговорочного выполнения обязательств по расходам и выполнения основных приоритетов социально-экономического развития страны.
В то же время была создана прочная основа для следующего шага в рамках текущей работы по повышению эффективности бюджетных расходов.
В указанном и примененном периоде в Российской Федерации области, нуждающиеся в дальнейшем улучшении, являются характеристиками лучших зарубежных практик управления государственными финансами, такими как:
– улучшение целостности и качества финансовой информации государственного сектора;
– оцифровка государственного управления и бюджетного процесса.
Одним из основных направлений повышения эффективности бюджетных расходов и управления государственными финансами является развитие системы закупок в Министерстве Обороны России.
Рычагом для осуществления любой торговой и закупочной деятельности в настоящее время является контрактная система в сфере закупок. Регулирование закупочной деятельности Министерства обороны, происходит в рамках двух федеральных законов: № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» и №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Участники контрактной системы – федеральный орган, регулирующий контрактную систему в сфере закупок Министерства Обороны Российской Федерации, органы исполнительной власти, заказчики и участники этих закупок, электронные площадки отражающие все движения в процессе закупок – должны взаимодействовать, преследуя, прежде всего решение проблемы технического переоснащения Вооруженных Сил. В Послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил: «Обороноспособность страны обеспечена на десятилетия вперёд, хотя и здесь нам нельзя почивать на лаврах и расслабляться, а нужно идти вперёд, внимательно наблюдая и анализируя то, что происходит в этой сфере в мире, разрабатывать боевые комплексы и системы будущих поколений. Сегодня мы так и делаем».
Дальнейшее развитие контрактной системы в сфере закупок Минобороны России невозможно представить без проведения военных форумов Министерства Обороны, на которых представляются высокотехнологичные, инновационные и эффективные образцы вооружения, военной и специальной техники. Именно такие форумы служат отправной точкой для заключения значительного количества государственных контрактов с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Например, в 2017 году на форуме «Армия-2017» было подписано 23 государственных контракта на сумму более 170 млрд. рублей, а в 2018 году на аналогичном форуме– 31 государственный контракт на сумму более 130 млрд. рублей [1].
Изучив данные статистики, мы выяснили, что на сегодняшний день Министерством обороны уже заключено 46 государственных контрактов с 27 предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Только в первые дни форума «Армия-2019» было подписано контрактов на сумму, превышающую один триллион рублей, причем все они носят долгосрочный характер.
Об актуальности и необходимости мероприятий форума свидетельствует также и такая статистика: в 2017 году в работе форума приняли участие 1209 предприятий и организаций, которые представили 18 523 образца продукции военного и двойного назначения. В 2018 году эти цифры соответственно были 1254 и 26 459. В 2019 году уже – 1300 и 27 239. Растёт и число зарубежных участников, а именно: в работе форума в 2017 году приняли участие представители 114 иностранных государств, в том числе 65 официальных, а общее количество представителей иностранных военных ведомств – 300 человек. В 2019 году эти показатели были соответственно 118, 102 и свыше 700. На форум «Армия-2019» прибыли представители из 120 стран мира [1].
Также следует отметить, что по сравнению с прошлогодним военным форумом в два раза увеличилась экспозиция перспективных и новейших образцов ВВСТ. Демонстрировались 22 образца вооружения, военной и специальной техники, из которых более половины представлены впервые.
Министерство Обороны предпринимает беспрецедентные шаги, когда, например, в ходе переговоров добивается снижения цены закупаемого вертолета в полтора раза, путем пересмотра изначальных договоренностей, в результате чего на форуме «Армия-2019» был заключен государственный контракт на поставку 98 вертолетов Ми-28НМ на период до 2027 года. Головным исполнителем ПАО «Росвертол» проведена значительная работа по оптимизации собственных затрат, что и позволило в конечном итоге выйти на приемлемый уровень цен на вертолеты Ми-28НМ.
В 2019 году Министерство обороны России подписало новый контракт на поставку тяжелого военного самолета Ил-76МД-90А [2]. Цена самолетов Ил-76МД-90А в период 2021-2027 годов была определена в конце 2019 года в порядке, определенном во время заключения нового долгосрочного государственного контракта на поставку самолетов этого типа для нужд Минобороны России. В первой половине 2019 года Министерство обороны, Министерство промышленности и торговли и Федеральная антимонопольная служба завершили анализ экономической причины изменения цены самолета Ил-76МД-90А. Затраты на серийный самолет к 2020 году признаны экономически обоснованными. Это стало успешным завершением вопроса о пересмотре условия крупнейшего авиационного контракта, предусматривающего поставку 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А между Минобороны РФ и Объединенной авиастроительной корпорацией, который был поднят еще в 2017 году.
Достаточно важным шагом решения проблемы технического переоснащения Вооруженных сил являются усилия руководства Министерства обороны, направленные на сохранение векторов развития и темпов оснащения в определенных зонах Вооруженных Сил, которыми служат Арктическая зона, Дальний Восток, также полуостров Крым. Следовательно, заключение государственных контрактов по данной тематике особенно ценно для роста как военной экономики, так и экономики России в целом.
Совершенствование методов контрактной системы в сфере закупок Министерства обороны Российской Федерации происходит на фоне динамики экономики, что заставляет ученых исследовать и искать новые подходы к её совершенствованию.
Перед лицом глобального экономического кризиса страны, экономика которой сосредоточена на инновационном развитии и техническом прогрессе, все больше внимания уделяют системе государственных закупок. Государственные закупки являются важной частью общей экономической деятельности страны, поскольку она является крупнейшим игроком на рынке, и для осуществления своей деятельности ей нужны товары, услуги и рабочие места, как и любому другому представителю рыночной экономики.
От того, насколько эффективно выстроена система государственных закупок в стране, зависит как минимум три момента: насколько эффективно будут расходоваться бюджетные средства; какой будет конкурентная среда и каковы перспективы дальнейшего развития экономики в сфере инноваций.