Главная
Конференции
Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации
Развитие контрактной системы в сфере закупок минобороны Российской Федерации – о...

Развитие контрактной системы в сфере закупок минобороны Российской Федерации – одно из условий обеспечения экономического роста России

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

армия
вооруженные силы
контрактная система
закупки Минобороны
форум «Армия-2019»

Аннотация статьи

В статье развитие контрактной системы в сфере закупок Минобороны России рассматривается как одно из основных направлений повышения эффективности бюджетных расходов и управления государственными финансами.

Текст статьи

В настоящее время в Российской Федерации проводятся масштабные реформы в системе государственного финансового управления, важность и немедленность которых отмечается в Послании к Федеральному Собранию Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, 15 января 2020 года: «Нам нужно быстрее, не откладывая решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна».

Основными направлениями данных реформ являются:

  • формулировка бюджетной политики, которая основана на показателях государственных программ Российской Федерации;
  • обеспечение конкурентоспособной и прозрачной системы закупок для удовлетворения государственных потребностей [3];
  • повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

В последние годы были приняты меры для обеспечения устойчивого экономического развития и макроэкономической стабильности путем безоговорочного выполнения обязательств по расходам и выполнения основных приоритетов социально-экономического развития страны.

В то же время была создана прочная основа для следующего шага в рамках текущей работы по повышению эффективности бюджетных расходов.

В указанном и примененном периоде в Российской Федерации области, нуждающиеся в дальнейшем улучшении, являются характеристиками лучших зарубежных практик управления государственными финансами, такими как:

– улучшение целостности и качества финансовой информации государственного сектора;

– оцифровка государственного управления и бюджетного процесса.

Одним из основных направлений повышения эффективности бюджетных расходов и управления государственными финансами является развитие системы закупок в Министерстве Обороны России.

Рычагом для осуществления любой торговой и закупочной деятельности в настоящее время является контрактная система в сфере закупок. Регулирование закупочной деятельности Министерства обороны, происходит в рамках двух федеральных законов: № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» и №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Участники контрактной системы – федеральный орган, регулирующий контрактную систему в сфере закупок Министерства Обороны Российской Федерации, органы исполнительной власти, заказчики и участники этих закупок, электронные площадки отражающие все движения в процессе закупок – должны взаимодействовать, преследуя, прежде всего решение проблемы технического переоснащения Вооруженных Сил. В Послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил: «Обороноспособность страны обеспечена на десятилетия вперёд, хотя и здесь нам нельзя почивать на лаврах и расслабляться, а нужно идти вперёд, внимательно наблюдая и анализируя то, что происходит в этой сфере в мире, разрабатывать боевые комплексы и системы будущих поколений. Сегодня мы так и делаем».

Дальнейшее развитие контрактной системы в сфере закупок Минобороны России невозможно представить без проведения военных форумов Министерства Обороны, на которых представляются высокотехнологичные, инновационные и эффективные образцы вооружения, военной и специальной техники. Именно такие форумы служат отправной точкой для заключения значительного количества государственных контрактов с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Например, в 2017 году на форуме «Армия-2017» было подписано 23 государственных контракта на сумму более 170 млрд. рублей, а в 2018 году на аналогичном форуме– 31 государственный контракт на сумму более 130 млрд. рублей [1].

Изучив данные статистики, мы выяснили, что на сегодняшний день Министерством обороны уже заключено 46 государственных контрактов с 27 предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Только в первые дни форума «Армия-2019» было подписано контрактов на сумму, превышающую один триллион рублей, причем все они носят долгосрочный характер.

Об актуальности и необходимости мероприятий форума свидетельствует также и такая статистика: в 2017 году в работе форума приняли участие 1209 предприятий и организаций, которые представили 18 523 образца продукции военного и двойного назначения. В 2018 году эти цифры соответственно были 1254 и 26 459. В 2019 году уже – 1300 и 27 239. Растёт и число зарубежных участников, а именно: в работе форума в 2017 году приняли участие представители 114 иностранных государств, в том числе 65 официальных, а общее количество представителей иностранных военных ведомств – 300 человек. В 2019 году эти показатели были соответственно 118, 102 и свыше 700. На форум «Армия-2019» прибыли представители из 120 стран мира [1].

Также следует отметить, что по сравнению с прошлогодним военным форумом в два раза увеличилась экспозиция перспективных и новейших образцов ВВСТ. Демонстрировались 22 образца вооружения, военной и специальной техники, из которых более половины представлены впервые.

Министерство Обороны предпринимает беспрецедентные шаги, когда, например, в ходе переговоров добивается снижения цены закупаемого вертолета в полтора раза, путем пересмотра изначальных договоренностей, в результате чего на форуме «Армия-2019» был заключен государственный контракт на поставку 98 вертолетов Ми-28НМ на период до 2027 года. Головным исполнителем ПАО «Росвертол» проведена значительная работа по оптимизации собственных затрат, что и позволило в конечном итоге выйти на приемлемый уровень цен на вертолеты Ми-28НМ.

В 2019 году Министерство обороны России подписало новый контракт на поставку тяжелого военного самолета Ил-76МД-90А [2]. Цена самолетов Ил-76МД-90А в период 2021-2027 годов была определена в конце 2019 года в порядке, определенном во время заключения нового долгосрочного государственного контракта на поставку самолетов этого типа для нужд Минобороны России. В первой половине 2019 года Министерство обороны, Министерство промышленности и торговли и Федеральная антимонопольная служба завершили анализ экономической причины изменения цены самолета Ил-76МД-90А. Затраты на серийный самолет к 2020 году признаны экономически обоснованными. Это стало успешным завершением вопроса о пересмотре условия крупнейшего авиационного контракта, предусматривающего поставку 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А между Минобороны РФ и Объединенной авиастроительной корпорацией, который был поднят еще в 2017 году.

Достаточно важным шагом решения проблемы технического переоснащения Вооруженных сил являются усилия руководства Министерства обороны, направленные на сохранение векторов развития и темпов оснащения в определенных зонах Вооруженных Сил, которыми служат Арктическая зона, Дальний Восток, также полуостров Крым. Следовательно, заключение государственных контрактов по данной тематике особенно ценно для роста как военной экономики, так и экономики России в целом.

Совершенствование методов контрактной системы в сфере закупок Министерства обороны Российской Федерации происходит на фоне динамики экономики, что заставляет ученых исследовать и искать новые подходы к её совершенствованию.

Перед лицом глобального экономического кризиса страны, экономика которой сосредоточена на инновационном развитии и техническом прогрессе, все больше внимания уделяют системе государственных закупок. Государственные закупки являются важной частью общей экономической деятельности страны, поскольку она является крупнейшим игроком на рынке, и для осуществления своей деятельности ей нужны товары, услуги и рабочие места, как и любому другому представителю рыночной экономики.

От того, насколько эффективно выстроена система государственных закупок в стране, зависит как минимум три момента: насколько эффективно будут расходоваться бюджетные средства; какой будет конкурентная среда и каковы перспективы дальнейшего развития экономики в сфере инноваций.

Список литературы

  1. Авдеев Ю., «Красная Звезда». Плановое развитие ведёт к успеху. Инновационные разработки на пути в войска. URL: http://redstar.ru/planovoe-razvitie-vedyot-k-uspehu/ 1 июля 2019.
  2. Криворучко А., Минобороны до конца года заключит контракт на поставку Ил-76МД-90А URL: https://ria.ru/20191218/1562518298.html
  3. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 – 2024 годах», Москва, 2019.

Поделиться

2555

Орехова Н. В., Обыденный Е. В. Развитие контрактной системы в сфере закупок минобороны Российской Федерации – одно из условий обеспечения экономического роста России // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 65-68. URL: https://apni.ru/article/436-razvitie-kontraktnoj-sistemi-v-sfere-zakupok

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января