Главная
Конференции
Личность как субъект социальных изменений: экономические, политико-правовые и гуманитарные аспекты
Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому язык...

Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

школа
проект
коммуникативный подход
чтение
английский язык

Аннотация статьи

Статья посвящена роли технологий проектирования в процессе реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку.

Текст статьи

Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации, а в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий ля интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии.

Система урочной и внеурочной работы в школе направлена на решение этих задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом облает иностранный язык. В современной методике преподавания этого предмета основной упор делается на развитие умения общаться, на формирование коммуникативной компетенции.

Изучение определенной лексической темы на уроках английского языка формирует у учащихся представление об англоязычных странах, традициях, обычаях, о людях, проживающих в этих странах. Более широкое приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка позволяют осуществить проекты.

Проект представляет огромную возможность включения учащихся в активный диалог культур, чтобы они могли на практике познать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.

Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению английского языка. В конечном итоге предполагается достижение определенного уровня языковых, социокультурных, страноведческих знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, которые позволяют иноязычное общение.

Сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться самим учащимся на основе его интересов, индивидуальных особенностей. Вследствие этого личностно-ориентированное обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение традиционной схемы взаимодействия учитель-ученик, на схему партнерского учебного сотрудничества.

Как же применяется метод проекта на уроках английского языка. Прежде всего, необходимо выбрать интересную тему для учащихся при выполнении проекта. Затем необходимо сформулировать несколько примерных тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе.

В старших классах проекты усложняются по форме и содержанию, практикуется научный подход к их оформлению.

В период выполнения проектной работы у школьников развиваются следующие умения:

  1. Общеучебные (работа со словарем, учебником, справочной литературой, составление плана работы, выступления по теме);
  2. Специальные (осуществлять тематический подбор лексики, умение сокращать текст и передавать его в устной форме, пользоваться словарем, делать краткие записи);
  3. Коммуникативные.

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются:

  • связь идеи проекта с реальной жизнью;
  • наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;
  • ведущая консультативно-координирующая роль преподавателя.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Сложно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то не так.

У учащихся при выполнении проекта возникают специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе – лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

  • намечать ведущие и текущие цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусмотреть последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Меняется и роль учащихся: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование критического мышления, которому трудно научить при обычной форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и так далее. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку окружающего мира и себя в этом мире.

Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Проектная деятельность дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить свою точку зрения, выразить себя.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации:

  • тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран;
  • проблема формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
  • необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

Работа над проектом осуществляется по определенной схеме:

  1. Подготовка к проекту.
  2. Организация участников проекта.
  3. Выполнение проекта.
  4. Презентация проекта.
  5. Подведение итогов проектной работы.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала.

При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Следует отметить, что такая форма работы позволяет дифференцированно подходить к формированию и развитию целого ряда коммуникативных способностей и личностных качеств, которые помогут любым учащимся адаптироваться в социальной среде. Учащиеся приобретают опыт выступления перед аудиторией на английском языке.

Проанализировав опыт применения проектной методики с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку, можно сделать следующие выводы, что проектная методика значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень их самостоятельности. А компьютерные технологии с использованием мультимедийных ресурсов необходимы для построения эффективной коммуникации всех участников проекта.

Список литературы

  1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д, 2010. – 315 с.
  2. Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности // Среднее профессиональное образование. – 2011. – N 1. – С. 24–25.
  3. Компанеева Л.Г. Преподавание иностранных языков. – http://pn.pglu.ru
  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2000. - №2. – С.3-10.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.:Изд.центр «Академия», 2001.
  6. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2007. - №3. - С.27-33.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М., 1998.
  9. Синицина Г. П. Технологии обучения студентов в вузе. Омск, 2002.

Поделиться

930

Мельникова Л. М. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку // Личность как субъект социальных изменений: экономические, политико-правовые и гуманитарные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 10-14. URL: https://apni.ru/article/4367-proekt-kak-metod-realizatsii-kommunikativnogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января