Презентационный или же имиджевый фильм, в условиях жесткой конкуренции и большого внимания к аудио-визуальным средствам передачи информации, становиться острой необходимостью для каждого крупного предприятия. И если раньше такая необходимость возникала, в основном, у новых компаний, только начинающих представлять свой бренд на рынке, то условия нового времени требуют постоянного обновления контента. В свою очередь, компании обновляя свои презентационные фильмы – создают исторические сведения для будущих поколений, с помощью которых можно будет судить об этапах развития, ключевых лицах и экономических потенциалах компании, на определенных исторических этапах. Видео-хостинги, на которых, в своей основе, демонстрируются подобные фильмы, постепенно становятся историческими энциклопедиями для нового поколения, предпочитающего получать информацию с помощью медийного, а не письменного контента. Таким образом мы можем выдвинуть гипотезу, что серии современных презентационных (имиджевых) фильмов крупных предприятий могут выполнять историографическую функцию и дать будущим поколениям представление не только о компаниях, презентуемых в фильмах, но и об определенных исторических этапах в целом и в частности.
В своем исследовании мы обратились к материалам русскоязычных научных работ, в которых давались определения интересующим нас терминам («историография», «имидж», «имиджевый фильм», «презентация» и «презентационный фильм»). Попытка ограничиться исследованиями, в области истории и журналистики оказалась невозможной в силу междисциплинарности современной науки. Тема историографии представлена также в исследованиях социологов, искусствоведов, культурологов, философов и т.д., в связи с чем мы включили в выборку и эти работы.
В качестве методов исследования использовались анализ, синтез, дедукция, сравнительный, логический и исторический подходы, а также метод моделирования.
Для того чтобы правильно интерпретировать понятия «историография», «презентационный фильм» и «имиджевый фильм», необходимо разбить эти понятия на составляющие и четко рассмотреть все их определения. Для наиболее точно определения термина «фильм» следует обратиться к нескольким источникам и визуализировать из с помощью таблицы (табл. 1).
Таблица 1
Определения понятию «Фильм»
Толковый словарь русского языка С.П. Ожегова |
Такая лента со снимками, объединёнными единым сюжетом или задачей информации, предназначенная для проекции на экран, для показа в кино, по телевидению; произведение кино- или телеискусства. |
Большая советская энциклопедия |
Совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на плёнке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; кинопроизведение. |
Новый толково- словообразовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой |
Произведение киноискусства, предназначенное для демонстрации на экране; кинофильм, кинокартина. Киноплёнка с отснятым на ней изображением и записью звука. |
Большой энциклопедический словарь |
Совокупность фотографических изображений (кадров) – последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле – фильмокопия. |
Википедия |
Отдельное произведение киноискусства. В технологическом плане фильм представляет собой совокупность движущихся изображений (монтажных кадров), связанных единым сюжетом. Каждый монтажный кадр состоит из последовательности фотографических или цифровых неподвижных изображений (кадриков), на которых зафиксированы отдельные фазы движения. Фильм, как правило, имеет звуковое сопровождение. |
На основе анализа предложенных таблице определений мы можем установить, что интерпретация понятия «фильм» предполагает некий записанный аудио-визуальный контент. И если более ранние определения предполагают «пленочную» фиксацию изображения, то более современные обозначают цифровую запись.
Следующее определение необходимое к интерпретации – «имидж». Давайте рассмотрим его в следующей таблице (табл. 2).
Таблица 2
Определения понятию «Имидж»
Толковый словарь русского языка С.П Ожегова |
Представление о чьёмн. внутреннем облике, образе. Сложившийся и. руководителя. |
Социологический словарь |
Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других. |
Толковый словарь Кузнецова |
Образ, мнение, представление, сложившиеся в обществе (или целенаправленно созданные) о каком-л. о человеке, организации, товаре и т.д. |
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой |
Целенаправленно формируемый образ кого-либо или чего-либо, задача которого – произвести благоприятное впечатление (в целях рекламы, популяризации и т.п.). |
Педагогический терминологический словарь |
Целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально- психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. |
Википедия |
Совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Имидж создаётся пиаром, пропагандой, рекламой, ложью с целью создания в массовом сознании определённого отношения к данному объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые, вымышленные. |
Из приведенных в таблице 2 определений следует, что имидж – это в первую очередь образ (зачатую положительный), намеренно формируемый вокруг объекта (в нашем случае предприятия).
Анализируя имеющиеся определения понятий «фильм» и «имидж», можно, используя синтез, дать определение понятию «имиджевый фильм»:
Имиджевый фильм – это записанный аудио-визуальный контент, объединенный общим смыслом, создающий у зрителя положительный образ об объекте фильма.
Данное определение дает нам возможность рассматривать имиджевые фильмы как нечто промежуточное между рекламными видео и документальными фильмами, поскольку первые направлены (одно из свойств) формирование положительного образа продукта или услуги, а в основе вторых лежит записанный аудио-визуальный контент действительности. Главная функция обоих направлений – это передача данных, а именно информирование широкой аудитории.
Существует понятие с аналогичными функциями и это – журналистика. Специалисты этой профессии зачастую определяют информационную повестку и формируют общественное мнение, с помощью передачи информации от узкого к широкому кругу людей. Одна из важнейших функций журналистики – «историографическая»: материалы, созданные поколениями журналистов, позволили множеству историков сформировать представление об определенных исторических этапах и описать облик исторических личностей.
Для дальнейшего исследования нам необходимо дать точную интерпретацию понятию «историография», рассмотрим таблицу 3, в которой представлены определения:
Таблица 3
Определения понятию «историография»
Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой |
Наука, изучающая развитие и накопление знаний по истории человеческого общества, а также исторические источники. Совокупность исторических сочинений, появившихся в какой-л. период или посвященных какой-л. эпохе или проблеме. |
Большая российская энциклопедия |
Спец. науч, дисциплина, трактующая опыт познания истории. Изучает гл. обр. историю история. науки (истории), но, наряду с ней, также и историю формирования историч. представлений в пространстве культуры, историю обществ.-политич. мысли. |
Голиков Андрей Георгиевич (профессор; доктор исторических наук) |
Научная дисциплина, изучающая опыт изучения истории в его исторической ретроспективе. |
Википедия |
Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме либо исторической эпохе, или же совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении |
Анализируя определения, приведенные в таблице 3, историография – это наука, занимающаяся изучением накопленных знаний по истории из различных источников. Что делает эту науку уникальной, так как она способно опираться в своих исследованиях на любые источники, в том числе литературные, театральные, художественные, музыкальные, а также научные и, что принципиально для нашей статьи – журналистике. Важно отметить, что журналистика – одна из самых быстроменяющихся по своей форме профессий: так, например первыми журналистскими газетами были одностраничные листовки во Франции, содержавшие в своей основе развлекательные новости, то в условиях современной реальности журналистика видоизменила себя и сейчас создает короткий информационный видеоконтент способный интегрироваться в быстрорастущие социальные сети. И если факт, что в среднем 60% людей лучше воспринимают информацию, представленную визуальным образом, то сегодня подавляюще большинство молодого населения утрачивает концентрацию для восприятия длинных текстов и переходит на более быстрый и «красочный», а главное короткий визуальный контент. Можно сказать, что молодые и юные люди поглощают, а следовательно и формируют представление о действительности на основе той информации, которую получили из коротких видео. Таким образом их основными источниками информации становятся такие хостинги как: Youtube, VK, Facebook и Instagram (запрещенные в РФ организации). Из этого следует, что данные хостинги для будущих поколений (в не столь далекой перспективе), станут историографическими ресурсами (выполняя роль журналистских материалов на новом этапе эволюции). И одними из таких источников информации постепенно становятся красочные презентационные фильмы о компаниях, которые публикуются с определенной периодичностью (по мере необходимости обновления информации о компании), исполняя историографическую функцию.