Главная
АИ #28 (107)
Статьи журнала АИ #28 (107)
Психологические особенности развития эмоциональной сферы личности подростков в п...

Психологические особенности развития эмоциональной сферы личности подростков в процессе учебной деятельности

Автор(-ы):

Мирошникова Оксана Сергеевна

Чернова Ирина Сергеевна

Никулина Юлиана Николаевна

Гюлмамедова Тамара Илгаровна

Секция

Психология

Ключевые слова

эмоциональная сфера
функции эмоций
подростковый возраст

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема развития эмоциональной сферы личности подростков, выявляются особенности эмоциональной сферы подростов, предлагаются психолого-педагогические рекомендации, способствующие гармоничному развитию подростков.

Текст статьи

Проблема развития эмоциональной сферы личности является крайне актуальной на сегодняшний день. Изучение эмоций человека имеет большую теоретическую и практическую значимость, так как они являются одним из психофизиологических механизмов управления поведением человека, а это значит, что в повседневной жизни эмоции могут сыграть ключевую роль в принятии важного решения.

Эмоции возбуждали интерес не только древних мыслителей, они также интересуют и современных ученых. Изучение эмоций в современности началось со статьи Уильяма Джемса «Что такое эмоция» и работы Карла Ланге «Эмоции», вышедшей через год. Теории С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. К. Анохина, П. В. Симонова развивали представлений об эмоциях в отечественной науке [2, с. 98].

Эмоциональные явления в современной психологии понимаются как субъективные переживания человеком по отношению к предметам, явлениям, событиям, другим людям [3, с. 185].

Долгое время ученые считали эмоции явлением, доставшимся современному человечеству от далеких предков, противопоставляя эмоциональные процессы процессам, связанным с познанием окружающего мира. На данный момент общепринято, что структуру эмоций составляют два компонента: субъективный, который является отражением состояния человека, и познавательный, отражающий объекты и явления, которые имеют значение для целей, мотивов и потребностей индивида.

К.Э. Изард в книге «Психология эмоций» называет две причины возникновения эмоций. Первая – необходимость социальной связи ребенка и матери, т. к. носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый [2, с. 23]. Иными словами, ребенок не смог бы выжить без заботы матери. Вторая причина – потребность в передачи информации между матерью и ребенком, а также между несколькими взрослыми.

Павел Николаевич Шишкоедов выделяет пять функций эмоций: оценка значимости происходящего, т. е. эмоция дает возможность оценить силу влияния раздражителя на человека; побуждение к действию с целью удовлетворения возникшей потребности; регуляция деятельности, заключающаяся в оценке результатов трудовой деятельности; предвосхищение, угадывание благоприятного или же неприятного исхода; экспрессивная, т. е. выражение эмоций мимикой, жестами, звуками [5, с. 216].

За всю историю исследования эмоций учеными неоднократно предпринимались попытки выделения фундаментальных эмоций. Так, К. Изард выделяет 10 базовых эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Подростковый период считается наиболее эмоционально насыщенным и потому изучение эмоционального состояния подростков занимает особое место в психологии. В связи с перестройкой организма у подростков повышается возбудимость, появляется чувство неуклюжести, неловкости, обеспокоенность внешним видом, ростом (девочки быстрее растут, чем мальчики) и т.д. У девочек часто проявляются перепады настроения, они становятся обидчивы, слезливы. У мальчиков же проявляется более выраженная двигательная расторможенность. Они подвижны и не могут находиться в состоянии покоя. Обобщая, можно сказать, что эмоциональная сфера в переходном возрасте отличается резкой сменой эмоциональных состояний, повышенной возбудимостью, импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью, амбивалентностью эмоций и чувств [1, с. 110].

В исследовании приняли участие ученики МБОУ «СОШ №17» г. Белгорода, 9А класса в количестве 21 человек.

Для определения особенностей эмоциональной сферы у подростков использовались следующие методики: Дифференциальные шкалы эмоций К. Изарда, Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Дорофеева Э. Т.).

Целью дифференциальной шкалы эмоций по К. Изарду являлось выявление доминирующих эмоций, оценка отсутствия или наличия симптомов депрессии в целом.

Рис. 1. Показатели эмоций у подростков

По результатам исследования, чаще всего подростки испытывают такие эмоции как радость (6 человек) и интерес (5 человек). Удивление, вину и стыд испытывают одинаковое число подростков (2 человека). Горе, гнев, отвращение и презрение доминируют также у одинакового числа учащихся. Единственной эмоцией, которая не возникала ни у одного из опрошенных, – страх.

Таким образом, девятиклассники испытывают положительные эмоции (радость, интерес) – 11, в меньшей степени негативные – 8 и лишь у 2-х ребят доминирует нейтральная эмоция (удивление).

Затем была применена оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности Э. Т. Дорофеевой, целью которой являлось оценка эмоционального состояния человека через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам – красного, зеленого, синего. Данная методика позволяет определить состояния, связанные с возникновением бурных эмоциональных вспышек, доминированием положительных либо отрицательных эмоций.

Рис. 2. Результаты эмоциональных состояний по типу сдвига цветовой чувствительности

Результаты исследования показали, что наиболее часто у испытуемых встречается состояние аффективного торможения – 7 человек (33%). Для них характерно доминирование сильных отрицательных эмоций. Им присуще чувство дискомфорта и растерянности. Второе место по частоте проявления – состояние функционального торможения – 5 человек (24%). Для этой группы исследуемых также характерно доминирование отрицательных эмоций, они чувствуют себя грустно, тревожно. Третье – состояние функциональной напряженности – 4 человека (19%). У участников этой группы наблюдается повышенное внимание и активность. Четвертое место занимает состояние аффективного возбуждения – 3 человека (14%). У учащихся наблюдается склонность к легкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, которые проявляются в чувстве переживания, нетерпимости и длительном возбуждении. Последнее – это состояние функционального возбуждения – 2 человека (10%). Для этой группы учащихся характерно доминирование положительных эмоций, выражающихся в чувстве удовлетворенности, ликования, восторга. Состояние функционального расслабления не возникло вовсе.

Таким образом, можно сказать, что для большинства учащихся характерно положительное эмоциональное состояние. Возможно, данный период обучения в 9 классе приходится окончание переходного возраста. Но все же около 30% учащихся находятся в негативном эмоциональном состоянии, поэтому необходима работа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, имеющих отрицательный эмоциональный фон. Мы предлагаем следующие рекомендации педагогам:

  • Создание на уроках условий для обеспечения ситуаций переживания учениками успеха и положительных эмоций;
  • Обозначение задач, которые способен выполнить ребенок и которые способствуют его личностному развитию;
  • Создание на уроках атмосферы благожелательности, способствующей развитию подростка;
  • Формирование у учеников положительного отношения к учебе;
  • Обоснование выставленных оценок и критериев оценивания;
  • Включение в план урока развивающих игр, викторин и т. д.;
  • Оказание помощи подростку в процессе его самореализации и самоутверждения;
  • Поощрение учащихся за старание;
  • Избежание публичной критики;
  • Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

Выполнение перечисленных рекомендаций позволит педагогу обеспечить на уроке обстановку, способствующую гармоничному развитию личности, не допускающую эмоциональных вспышек, расположить к себе подростка и при необходимости – вывести его из стрессового состояния, либо предотвратить.

Список литературы

  1. Гонина О. О. Психология развития и возрастная психология. М.: КНОРУС, 2020. 150 с.
  2. Изард К.Э. Психология эмоций. М.: Питер, 1999. 464 с.
  3. Крылов А. А. Психология. М.: Проспект, 2005. 495 с.
  4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.
  5. Шишкоедов П. Н. Общая психология. М.: Эскимо. 2009. 418 с.

Поделиться

2102

Мирошникова О. С., Чернова И. С., Никулина Ю. Н., Гюлмамедова Т. И. Психологические особенности развития эмоциональной сферы личности подростков в процессе учебной деятельности // Актуальные исследования. 2022. №28 (107). С. 40-43. URL: https://apni.ru/article/4378-psikhologicheskie-osobennosti-emotsionalnoj

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля