В игровых видах спорта успешность спортивной деятельности во многом зависит от степени сформированности перцептивно-интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов игроков, а не только от развития их физических возможностей. Особенно следует отметить важную роль способности спортсмена непрерывно воспринимать действия соперников и своих партнеров в сжатой форме, оценивать сложившуюся ситуацию и рационально, быстро принимать решения и контролировать совершаемые действия в беспрерывно изменяющихся условиях спортивной деятельности. Игроки принимают решения чаще всего на основе разгадывания замыслов противника, то есть предвидения его действий и прогнозирования последующих событий, проводя при этом и мыслительные операции, и анализ, а также синтез и умозаключения [7].
Специалисты сходятся во мнении о том, что для тактических действий баскетболистов характерной чертой является тактическое мышление. Благодаря хорошо развитому тактическому мышлению у игроков с получением информации происходит активный поисковый выбор решения и способов достижения намеченного результата.
Специалисты в области баскетбола А.А. Орехова, О.В. Ильичёвой, Я.В. Сираковской, А.В. Лаптева указывают на тот факт, что «высокотехничный игрок, обладающий отличной технической подготовкой, не сможет оказать существенного влияния на результат игры, если его игровые действия не будут соответствовать тактическим законам баскетбола» [8]. В то же время тактическая и техническая подготовки неразрывно связаны, поскольку эффективность спортивной деятельности зависит от выбора технических приемов и действий спортсмена при решении тактических задач. Важным условием формирования тактического мышления в тренировочном процессе выступает сопряженность обучения техническим и тактическим действиям [1].
Под термином «тактическое мышление» Т.А. Бельгасем, Н.П. Филатова и И.А. Арбузин понимают «мышление спортсмена, совершающееся в процессе спортивной деятельности, в условиях дефицита времени и психического напряжения, направленное непосредственно на решение конкретных задач в игровых ситуациях, отражающих специфику игровых видов спорта» [10].
По мнению A.M. Фокина с соавторами, для спортсменов игровых видов спорта с высоким уровнем развития тактического мышления в процессе постоянного принятия решения в игровой ситуации характерно умение удерживать в своей памяти большое количество тактических схем (комбинаций) и нескольких вариантов для принятия решений, умение ориентироваться на площадке. В то же время игроки с высоким уровнем тактической подготовленности оценивают игровую ситуацию целиком (полностью), отбрасывая лишние варианты, принимают самое верное решение, а игроки с низким уровнем тактической подготовленности принимают поспешное решение, не оценив игровую ситуацию до конца [11].
А.В. Родионов, рассматривая тактическое мышление в процессе соревновательной деятельности как антиципацию – способность спортсменов к предвидению и прогнозированию для принятия решения, делит спортсменов на 3 группы согласно уровню их антиципации (рис. 1) [9].
Рис. 1. Группы спортсменов по уровням антиципации (по А.В. Родионову)
Ряд характеристик сформированного тактического мышления у опытных спортсменов выделяет в своей работе Е.П. Ильин (рис. 2) [5].
Рис. 2. Характеристики сформированного тактического мышления у опытных спортсменов антиципации (по Е.П. Ильину)
Е.Н. Гогунов и Б.И. Мартьянов расширяют представления А.В. Родионова и Е.П. Ильина о тактическом мышлении спортсменов. Они отмечают, что у спортсменов игровых видов спорта в основе антиципации не только вероятностное прогнозирование, но и упреждающие действия непосредственно в ходе спортивной борьбы. При этом особое место занимают антиципирующие реакции, то есть действия, опережающие начало действий и движений соперника. При этом в одних случаях они осуществляются на основе восприятия движущихся объектов (например, мяча или игроков в игре баскетбол), а в других – на основе памяти, мышления, воображения. По их мнению, тактическое мышление имеет свои особенности, которые выражаются в наглядно-действующем характере, так как непосредственно связано с восприятием соперника и напряженной спортивной борьбой (рис. 3) [4].
Рис. 3. Особенности тактического мышления спортсмена (по Е.Н. Гогунову и Б.И. Мартьянову)
В настоящий момент специалисты наработали определенный практический опыт по вопросам формирования тактического мышления и построения тактической подготовки баскетболистов.
А.В. Быков отмечает важность тактических знаний, умений и навыков для развития тактического мышления в процессе подготовки спортсменов. По его мнению, спортсмен принимает рациональное решение конкретной тактической ситуации на основе собственного анализа и реализовывает его в ходе матча [3].
Так, в рамках предложенной С.Ю. Бахаревой методики программированного обучения баскетболистов студенческих команд тактике защиты (зонным прессингом), происходит развитие мыслительной деятельности, в том числе и тактического мышления спортсменов [2].
В рамках спортивной подготовки квалифицированных баскетболисток С.В. Колотильщиковой предложена методика совершенствования программированной командной тактической подготовки. Разработанная автором методика включает:
- использование алгоритма обучения и комплекс упражнений командным тактическим взаимодействиям баскетболисток в нападении;
- методику оценки командных тактических взаимодействий баскетболисток;
- программу планирования командно-тактических тренировочных заданий;
- модельные характеристики;
- программу коррекции показателей тактических взаимодействий команды в условиях соревнований [6].
В заключении следует отметить, что тактическая подготовка баскетболистов как сложный и важный компонент для достижения высоких результатов в соревновательной деятельности требует от спортсмена наличия высокого уровня тактического мышления и единства понимания с каждым игроком по команде. С целью совершенствования тактического мышления специалисты предлагают обучать спортсменов умениям, связанным с восприятием игровой ситуации, поиском оптимального решения и способа его реализации. При этом, по их мнению, в тренировочном процессе акцент необходимо делать на создании проблемных ситуаций, которые побуждают спортсменов к познавательной потребности, являющейся началом мыслительной деятельности. Особое внимание следует уделять обучению баскетболистов самостоятельно принимать решения, поскольку любое игровое действие является результатом принятого решения спортсменов в конкретной игровой ситуации.