Главная
АИ #29 (108)
Статьи журнала АИ #29 (108)
Медиа как средства коммуникации

Медиа как средства коммуникации

Рецензент

Алибекова Патимат Хамзатовна

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

коммуникация
медиа-коммуникация
массовая коммуникация
СМИ
информатизация
информационная эпоха

Аннотация статьи

В статье рассмотрено историческое и культурное понимание медиа-коммуникаций, оценено влияние СМИ на человека. Изучены функции медиа-коммуникации, позитивные и негативные тенденции влияния на функционирование современного образования.

Текст статьи

Современное общество характеризуется глобальным технологическим и информационным развитием, это касается глобальных и локальных сетей, которые оказывают влияние на формирование информационной среды, роль которой в профессиональной и повседневной жизни современного человека стремительно возрастает [1]. Вследствие этого мы наблюдаем растущий приоритет информации над традиционными экономическими и политическими ценностями; ведущую роль и значение коммуникаций, сетевых информационных технологий; возникновение глобального общества, основанного на общей информационной культуре, глобальную информатизацию общества, приводящую к изменению критериев социальной дифференциации, формирующихся на основе образования и культуры (в широком смысле - на основе владения информацией и контроля над ней).

Таким, образом быстро меняющиеся условия социальной среды, интенсивные технологические изменения приводят к необходимости реструктуризации системы высшего образования в связи с новыми требованиями к качеству и содержанию подготовки современного специалиста. Перефразируя П. Г. Щедровицкого [7], можно сказать, что высшее образование в настоящее время ориентировано на следующие цели:

Цель №1: обеспечение высокой мобильности образования, в том числе за счет развития виртуальной информационно-коммуникационной среды университета, предоставление студентам доступа к информационным ресурсам, образовательному и научному оборудованию, электронным библиотекам с любого рабочего места в единой информационной среде;

Цель №2: разработка технологической инфраструктуры, которая позволила бы использовать мультисервисный подход к обучению с использованием высокоскоростных компьютерных курсов, интерактивных мультимедийных систем, телекоммуникационных технологий, цифрового телевидения и телефонии в режиме реального времени;

Цель №3: подготовка специалистов с высоким уровнем технологической и информационной культуры, способных освоить новые технологии обучения - эти цели неразрывно связаны с:

  1. пониманием трансформации и сложности структуры общения в виртуальных образовательных средах;
  2. разработкой критериев информационной культуры учителей и учащихся;
  3. расширением понимания психологических особенностей интерактивного общения в среде виртуального общения;
  4. развитием направлений активизации творческого и инновационного сотрудничества преподавателей и студентов в виртуальном общении.

Особое значение для современного образования имеют системы дистанционного образования, которые служат инновационной формой профессионального образования, созданной и разработанной в соответствии с требованиями современного общества. В качестве преимущества дистанционное педагогическое общение обеспечивает образовательную мобильность, высокую привлекательность учебно-воспитательного процесса в целом для человека, а также создает благоприятные условия для проведения образовательного процесса и повышает доступность образования, что особенно актуально в современное время, когда ввиду регулярных ограничительных и карантинных мероприятий, многие учебные заведения вынуждены переходить на дистанционный режим, а иностранный студенты не всегда имеют возможность пересечь границу. Так же необходимо отметить, что преподаватели и учащиеся, работающие на основе образовательных дистанционных технологий, должны обладать специальными навыками в работе с ИТ-продуктами и системами на основе самых передовых достижений науки и техники, а также ориентироваться на новейшие информационно-образовательные технологии.

В связи с этим необходимо рассмотреть основные направления в понимании понятия "информация" в современном информационном обществе, характеризующемся междисциплинарным подходом, петицией к множеству теорий. Междисциплинарность исследований в области СМИ определяется их сложным воздействием на личность и общество, процессами глобализации и проблемами современного времени, такими как взаимное проникновение в физический мир и киберпространство, когнитивное, межличностное и социальное воздействие информационных средств массовой информации.

Историческое и культурное понимание медиа-коммуникации связано с идеей СМИ постепенной "человеческой экспансии" (М. Маклюэн, 2003 и др.) от времени устного общения, "рукописного" и "книгопечатного общества" до "электронной эры". Каждая ступень характеризуется особым когнитивно-коммуникативным стилем – опосредованным через средства массовой информации набором способов восприятия реальности человеком.

В соответствии с социально-ориентированным подходом, коммуникация и СМИ рассматривается как особый тип социальной практики в контексте связей с общественностью (М. Кастельс, 2000; Н. Луман, 2005 и т. д.). В связи с этим медиа-коммуникация является важнейшим информационным средством для осуществления большинства социальных взаимодействий, она интегрируется в различные сферы человеческой деятельности, что является непременным фактором формирования современного мировоззрения.

Техноцентрические концепции изучают медиа-коммуникации как одно из важнейших условий эволюции культуры [6]. В качестве определяющих факторов рассматриваются как технологические возможности медиа-коммуникации, так и особенности ее содержания. Этот подход фокусируется на функциях медиа как системы, ее организации и связях с другими слоями общества. Анализ содержания осуществляется в контексте его детерминации элементами социальной структуры и особенностями функционирования массовых коммуникаций [8].

В семиоцентрическом подходе специфика медиа-коммуникации определяется ее семиотической природой как взаимодействия, опосредованного знаками, знаковыми системами, языками, кодами (С. С. Пирс, 2000 и др.). Здесь также важны технические возможности ее реализации: высокая информационная вместимость, легкость и убедительность чувственного восприятия, доминирование образного восприятия, превосходство продуктивных возможностей по сравнению с репродуктивными, скорость и широта перевода и тиражирования, массовость и доступность.

В психологических исследованиях медиа-коммуникаций изучаются индивидуальные и групповые процессы, посредничество в неформальных взаимодействиях, поведение медиа-коммуникаций, индивидуальное использование медиа-коммуникаций, влияние СМИ на человека П. Винтерхофф-Шпурк, 2007 и др.). Несмотря на множество концепций, нет ни в одной из них единого, общепризнанного определения коммуникации со средствами массовой информации, т.к. концепция "медиа-коммуникации" еще не разработана. Этимология этого термина относится к использованию латинских прототипов communicatio – общение, передача, а также медиум – это промежуточный, т. е. посредник.

Рабочее определение термина в этом материале основано на понимании коммуникации в средствах массовой информации как процесса, связанного с распространением специально подготовленных социальных и личных сообщений между различными группами и отдельными лицами с использованием технических средств.

Средства связи включают технические устройства для создания, записи, копирования, репликации, хранения, распространения, восприятия и обмена информацией. Разнообразие электронных устройств постоянно способствует развитию средств массовой информации. К ним относятся: телеграф, телефон, радио, кинопроектор, фонограф, телевизор, ксерокс, автоответчик, компьютер, видеомагнитофон, CD, голография, мобильный телефон, факс, DVD, модем, интернет, смартфон, планшетный компьютер и др.

Для компьютерной связи основные технологии, которые повлияли на ее создание и развитие, включая сетевое оборудование и программное обеспечение: компьютерная сеть, электронная почта, глобальный Интернет, услуги SMS – дискуссионные группы, списки рассылки, конференц-связи, форумы, IRC, ICQ, графические браузеры, средства видео связи и мгновенного обмена сообщениями, социальные сити, телеграмм каналы, мессенджеры, динамический HTML и интерактивные технологии.

Особенностями сетевого медиа-общения являются: интегративность (англ. integration) – обладание системой свойствами, отсутствующими у элементов, т.е. включение в себя характеристик медиа-предшественников (журналы, телевидение и т. д.), интерактивность - возникновение специфических форм социальной интеграции. Отличительными чертами деятельности, связанной с компьютером, являются: сообщество всех, без ограничений во времени и пространстве (независимо от того, кто/когда/где); отсутствие централизованного управления; независимость и высокая степень ответственности отделов; сеть, которая обеспечивает нелинейные взаимодействия (Г. Рейнхольд, 2006). Общение может осуществляться в режиме реального времени с одним собеседником (канал чата, ICQ, вотсап, телеграмм) или большим количеством участников (компьютерная видеоконференция, zoom) или с другим собеседником (личная электронная почта, скайп) или со многими (рассылки, конференц-связь, форумы, чаты в мессенджерах). Психологические особенности коммуникации со средствами массовой информации в компьютерных системах включают:

  1. анонимность и специфичность средств выражения из-за отсутствия прямого контакта;
  2. особый характер восприятия коммуникативного пространства и времени.

В качестве критериев (причин) выделения видов коммуникационной деятельности рассмотрим следующие параметры: количество участников (межличностное общение, групповое общение, общение в СМИ); использование конкретных технических средств; синхронность–несинхронность; периодичность–непереодичность; использование словесных текстов–средства мультимедиа; использование различных сенсорных каналов людьми в процессе общения. Изучение функций медиакоммуникации проводится в соответствии с номотетическим (в учении Канта способ «законодательной» деятельности разума в установлении им законов и правил познания) и идеографическим подходами. Подход к работе связан с изучением общих образцов знаний, в то время как номотетический направлен на изучение любого средства коммуникации, как уникальный артефакт, с последующей формулировкой структуризации его эволюции. Функции медиа-коммуникации включают в себя: идеологическое и политическое влияние, поддержание социального сообщества, организацию, информатизацию, просвещение, общение и развлечение. Конкретное содержание функций медиа-коммуникации определяется особенностями социального, экономического и культурного контекста, что радикально меняет формы и методы общения, культурного производства и потребления, сферу экономических, политических и межличностных отношений.

Список литературы

  1. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. №
  2. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – Москва: РИП-Холдинг, 2004. – 174 с.
  3. Луман Н. Медиа-коммуникации / Пер. с нем. / А. Глухов, О. Никифоров. М.: Издательство «Логос», 2005.
  4. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации. – Санкт-Петербург: В.А. Михайлов, 2006. – 494 с.
  5. Гребеньков С.Д. Проблемы глобализации в СМИ. – Москва: Лаборатория книги, 2011. – 97 с.
  6. Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с фр. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
  7. Щедровицкий П. Г. Ситуация в области образования // Русский журнал, ноябрь 2000. Режим доступа: http://www.russ.ru/ist_sovr/ckp/200011031.html.
  8. Якобсон Р. О. Речевая коммуникация; Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.

Поделиться

1927

Хвалько Д. Т. Медиа как средства коммуникации // Актуальные исследования. 2022. №29 (108). С. 32-35. URL: https://apni.ru/article/4382-media-kak-sredstva-kommunikatsii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря