Внутренний аудит – интегральная составляющая системы внутреннего контроля банка. Внутренний контроль в коммерческом банке находится в ведении ревизионной комиссии (ревизора), главного бухгалтера, структурным подразделениям и служащим, включая Службу внутреннего аудита (СВА) и Службу внутреннего контроля (СВК), а для управления рисками создается Служба управления рисками (СУР).
Внутренний аудит – это независимая оценка разнообразных операций и систем контроля в рамках организации. Он отвечает на вопросы. Проводится ли выявление риска? Придерживаются ли принятой политике, процедурам, стандартам. Насколько эффективно используются ресурсы? Достигаются ли цели банка?
Внутренний аудит в первую очередь оценивает:
- соблюдение банком действующего законодательства;
- работу системы выявления и минимизации рисками;
- эффективность системы внутреннего контроля;
- эффективность состояния процедур по разработке и внедрению новых продуктов, систем, процессов;
- системы и процедуры защиты активов банка и его вкладчиков;
- полноту и достоверность учетных данных как для внутренних, так и сторонних пользователей.
Служба внутреннего аудита вправе предлагать рекомендации по улучшению внутренних процессов, процедур и систем контроля в банке.
Важный момент, именно Служба внутреннего аудита несет ответственность за коммуникацию с контрольными службами, как внутри банка, так и сторонними: независимыми внешними аудиторами; подразделениями ЦБ РФ; Контрольно-ревизионной службой банка, Службой безопасности банка. Это помогает избежать дублирования, делится опытом, а также увеличивать отдачу от вложений в развитие банковских технологий.
Для эффективности деятельности службы внутреннего аудита, требуется следующие предпосылки: Наличие «Положения службы внутреннего аудита», прописывающего функции и права; Наличие необходимого персонала и его профессиональная компетентность; Независимость СВК;
Служба внутреннего аудита в первую очередь: проверяет и оценивает систему внутреннего контроля банка, его операционную систему и процедуры; проверяет эффективность и качество выполнения сотрудниками и руководителями своих должностных обязанностей.
С этой целью производится: Проверка соблюдения положений, внутренних инструкций и процедур (правильность их использования); Проверка и оценка эффективности систем внутреннего контроля; Проверка полноты и точности финансовых управленческих данных; Оценка системы учета и защиты активов; Оценка экономической эффективности использования активов; Проверка осуществленных операций и программ деятельности с целью определения, насколько достигнутые результаты соответствуют запланированным.
Для высшего руководства СВА проводит мониторинг средств контроля со стороны руководства, оценку рисков, а также рассматривает действительные упущения в контроле над рисками; и предоставляет свои рекомендации для достижения целей банка.
Исключительно важен независимый статус Службы внутреннего аудита и внутренних аудиторов: это индикатор отношения руководства банка к поддержанию эффективной системы внутреннего контроля. В банке предпринимают ряд шагов, для утверждения независимого статуса СВА:
- Полномочия и сфера ответственности СВА определяются отдельным «Положением о службе внутреннего аудита», которое утверждается Правлением банка и согласовывается с Советом банка;
- Начальник Службы внутреннего аудита подчиняется напрямую Председателю Правления банка и может взаимодействовать с другими членами Правления;
- Для назначения или увольнения начальника Службы внутреннего аудита требуется одобрение Совета директоров;
- Внутренние аудиторы имеют неограниченный доступ к любым бухгалтерским документам, активам и могут обратиться к любому сотруднику банка за разъяснениями информации;
- Для эффективного выполнения своих обязанностей Служба внутреннего аудита не принимает участия в выполнении и управлении другими направлениями деятельности банка.
В ее функционал не входит разработка и внедрение внутренних процедур, создание документации и выполнение иных задач, качество которых аудиторы обязаны проверять и оценивать, а также работ, которые могут быть истолкованы как нарушение статуса независимой и объективной стороны; Служба внутреннего аудита может вносить замечания относительно стандартов, которым необходимо придерживаться при разработке новых систем и процедур, либо провести оценку существующих или запланированных к внедрению нововведений, предназначенных для повышения надежности систем контроля и/или эффективности операционных и финансовых систем и процедур. Независимости внутренних аудиторов способствует чередование проверок разных подразделений и состава команд аудиторов. Служба внутреннего аудита работает независимо от контрольно-ревизионной службы банка.
Координация деятельности внутренних и внешних аудиторов необходима для обеспечения эффективной работы, а также недопущения дублирования работы, и содержит:
- Периодические обсуждения для определения объемов аудиторской работы в банке, обмена информацией об оценке степени риска, обсуждения планов проведения аудиторских проверок, а также графика работы внутреннего аудита на год;
- Периодические встречи для определения планов внешних аудиторов и уровня помощи, которую необходимо запросить;
- Взаимный доступ к подробным планам аудита друг друга, документации по внутреннему контролю, а также рабочим документам;
- Взаимопонимание в отношении средств, методов, подходов и терминологии, используемых в аудиторской деятельности (важно полагаться на результаты работы друг друга);
- Обмен информацией о графике внутренних и внешних аудиторских проверок и их конкретных целях, оповещение внешних аудиторов о времени проведения итоговой встречи;
- Обмен аудиторской отчетностью и письмами руководству;
- Оценка внешними аудиторами работы персонала Службы внутреннего аудита;
- Доступность образовательных ресурсов внешних аудиторов для использования их внутренними аудиторами;
- Периодические встречи для обсуждения результатов работы и оценки деятельности обеих служб.
Встречается в банковской практике и закреплена законодательно возможность выполнения функции внутреннего аудита за внешними аудиторами. Планирование аудиторских проверок совместно внутренними и внешними аудиторами чрезвычайно полезно для обеих служб. Благодаря обмену информацией и хорошим рабочим отношениям между ними появляется возможность сократить затраты времени и сделать аудит более эффективным.
Примеры взаимной заинтересованности внешних и внутренних аудиторов:
- При составлении или использовании блок-схем системы бухгалтерского учета и контроля.
- При проведении оценки установленных систем контроля с помощью опросных листов.
- При проверке систем бухгалтерского контроля.
- При проведении аудиторской проверки существенных статей финансовых отчетов.
- При принятии внешним аудитором решения о посещении филиала банка на основе информации, предоставленной внутренним аудитором;
- При проверке компьютерной системы банка на основе информации, предоставленной внутренним аудитором.
- При осуществлении своих функций руководителям СВК, СВА, СУР рекомендуется использовать риск-ориентированный подход, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушений и недостатков в деятельности финансовой организации определяется с учетом уровня риска, присущего конкретным объектам контроля (структурному подразделению, бизнес-процессу, объекту имущественного комплекса) коммерческого банка.