Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью любой экономики. Существование данных видов хозяйствующих субъектов способствует увеличению налоговой базы, поддержанию справедливой конкуренции, обеспечению стабильности общественного развития. Также малые и средние предприниматели выступают важным структурным элементом процесса импортозамещения санкционных товаров [1].
В течение своего жизненного цикла представители малого и среднего бизнеса испытывают финансовые трудности, которые могут быть устранены посредством получения внешних средств. Новые финансовые потоки позволяют предприятию восстановить финансовую устойчивость и избежать риска банкротства. Основным способом привлечения средств в малый и средний бизнес является кредитование МСБ.
В современных реалиях высокий спрос на заемные средства для малых и средних предприятий полностью не удовлетворяется. Первопричиной подобного явления выступают низкие объемы инвестирования средств в МСБ, что обусловлено высокой рискованностью данного сегмента бизнеса и большой вероятностью наступления дефолта [2]. Соответственно, кредитно-финансовые организации ограничивают данным видам хозяйствующих субъектов доступ к заемным средствам посредством создания непреодолимых барьеров. Для минимизации проблем кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства государству необходимо не только расширять пакет мер поддержки МСБ, но также стимулировать создание комплексной модели кредитования малых и средних предприятий.
Удовлетворение потребности малых и средних предпринимателей во внешних средствах путем кредитования становится первоочередной экономической задачей государства. Развитие данного направления обеспечивает поддержание устойчивого экономического развития и роста национальной экономики.
На сегодняшний день государство разработало несколько федеральных и региональных программ льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. В зависимости от особенностей построения программы сфера ее действия распространяется либо на отдельную отрасль производства, либо на всех представителей малого и среднего бизнеса, функционирующих на рынке. Реализуемые меры поддержки МСБ ориентированы на устранение различных, в том числе финансовых барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства [3].
Необходимость поддержки малого и среднего бизнеса связана с его огромным влиянием на устойчивость экономики. Данные хозяйствующие субъекты стимулируют экономический рост, обеспечивают увеличение налоговых поступлений, формирующих статью доходов государственного бюджета, повышение доходов и, следовательно, качества жизни населения. В условиях российской экономики расширение числа субъектов МСП должно компенсировать снижение стоимости нефтегазовых продуктов и введение экономических санкций со стороны недружественных государств.
Современное состояние сферы кредитования субъектов МСП характеризуется как положительное, что связано с резким увеличением объемов займов. В 2021 году общая сумма выданных малого и среднему бизнесу кредитов за декабрь составила 1,3 трлн. рублей, а за весь год – 10,6 трлн рублей (прирост по сравнению с 2020 годом – около 40%) [4].
Причиной положительного изменения динамики кредитования субъектов МСП выступает, в первую очередь, повышение ключевой ставки до 8,5%. Незаинтересованные в выплате дополнительных средств, предприниматели старались оформить кредиты до момента подъема банками их собственного процента. Также поводом к увеличению объемов внешнего финансирования субъектов МСП является повышение цен на сырье и материалы, вызванное инфляцией. При этом структура кредитования остается стабильной – 83% всех кредитов были выданы банками из ТОП-30.
Структура общей задолженности по кредитам включает долю задолженности по кредитам, выданным субъектам МСП, равную на начало января 2022 года 17,3%, что показывает прирост на 1,7 п.п. При этом доля просроченной задолженности по указанным кредитам снизилась с 11% (640,7 млрд. руб.) до 8,2% (610 млрд. руб.), что говорит об улучшении качества кредитного портфеля субъектов МСП. Также следует отметить, что на момент декабря 2021 года средневзвешенные процентные ставки по кредитам, выданным малым и средним предприятиям, не являющимся финансовыми организациями, по краткосрочным кредитам (менее 12 месяцев) составили 9,66%, а по долгосрочным кредитам (более 12 месяцев) – 9,67%. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года анализируемый показатель увеличился на 1,54 п.п. и 2,10 п.п. соответственно.
В начале января 2022 года было отмечено, что кредиты были выданы 420 508 субъектам МСП. Суммарная задолженность по кредитам, выданным малым и средним предприятиям, равнялась 7 410,5 млрд. руб., что на 27,5% больше, чем в январе 2021 года. Из них кредиты общим объемом 570,1 млрд. руб. были предоставлены субъектам МСП Центрального федерального округа, что на 53% больше, чем в 2021 году. В структуре кредитования субъектов МСП ЦФО наибольшую долю занимают заемщики г. Москвы, которые получили кредиты общей суммой 373 млрд. рублей (табл.).
К началу 2022 года в разрезе по федеральным округам наблюдается прирост задолженности по кредитам МСП во всех федеральных округах. Наименьший уровень прироста зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе (11,1%), наибольший – в Центральном федеральном округе (36,6%).
Таблица
Объем кредитов, предоставленных субъектам МСП за декабрь 2021г. (разрез по федеральным округам)
Федеральный округ | Объем кредитов, предоставленных субъектам МСП, млн. руб. | Темп прироста к предыдущему отчетному периоду, % | Темп прироста к соответствующему периоду предыд. года, % |
---|---|---|---|
Центральный федеральный округ | 570 074 | 51,87 | 53,03 |
Северо-Западный федеральный округ | 162 262 | 41,66 | 21,74 |
Южный федеральный округ | 110 029 | 37,58 | 40,26 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 21 003 | 33,12 | 8,64 |
Приволжский федеральный округ | 200 021 | 33,03 | 45,05 |
Уральский федеральный округ | 99 786 | 40,36 | 49,40 |
Сибирский федеральный округ | 115 506 | 24,24 | 41,73 |
Дальневосточный федеральный округ | 57 677 | 51,52 | 10,35 |
В течение последних лет в России проявляется устойчивая тенденция расширения предпринимательской базы за счет появления ежегодно около
1 млн. новых субъектов МСП. При этом за 2021 год было ликвидировано почти 800 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса.
Действующая модель поддержки малого и среднего бизнеса состоит из нескольких направлений, в том числе из государственных мероприятий по финансированию субъектов МСП. Потребность данных предприятий во внешних средствах также удовлетворяются путем предоставления кредитов банковскими и микрофинансовыми организациями [5].
В системе кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства функционируют различные виды финансовых предприятий и институтов. Микробизнес чаще получает кредиты от микрофинансовых организаций. Более крупные субъекты МСП привлекают заемные средства путем оформления кредитного договора с банковской организацией, которая, в свою очередь, предлагает разнообразные формы кредитования. Значимым элементом системы кредитования субъектов МСП является государство, осуществляющее экономическую политику в области предоставления льготных условий финансирования анализируемых хозяйствующих субъектов, а также устранения барьеров для получения ими кредитов.
На сегодняшний день поддержка субъектов МСП осуществляется в соответствии с принятыми федеральными и региональными программами. Основной из них является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», согласно которому государство реализует следующие виды поддержки:
- финансовая;
- имущественная;
- информационно-консультационная.
Меры финансовой поддержки субъектов МСП реализуют государственные институты, гарантийные фонды и уполномоченные банки. Для оказания финансовой поддержки предусмотрено использование следующих инструментов, обеспечивающих доступность кредитов для анализируемых хозяйствующих субъектов:
- гарантии по кредитам, выданным уполномоченными организациями;
- субсидирование недополученных банками доходов по указанным видам кредитов;
- льготные условия предоставления кредита: сниженная процентная ставка, льготный лизинг и др.
Дальнейшая модернизация системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечивает повышение доступности кредитных ресурсов для указанных хозяйствующих субъектов.
Для лучшего понимания специфики кредитования субъектов МСП следует рассмотреть основные проблемы, существующие в данной отрасли:
Для банка:
- неудовлетворительное финансовое состояние предприятия;
- непрозрачность конкретной сферы предпринимательства;
- юридическая и экономическая безграмотность руководителей малых предприятий;
- низкая ликвидность залогов и т.п.
Для субъекта предпринимательства:
- высокий уровень процентной ставки;
- необходимость предоставления ликвидного залога;
- жесткие условия кредитования, длительное рассмотреть заявки, недостаточная информационная обеспеченность и т.п.
Для удовлетворения спроса на кредитование субъектов МСП банковские организации вынуждены снижать процентную ставку, которая складывается из стоимости привлеченных кредитных ресурсов, прибыли банка и премии за риск.
Кредитование субъектов МСП в России является дорогостоящим ввиду существования высоких рисков невыплаты кредита заемщиком, что приводит к повышению процентной ставки в целях компенсации возможных потерь, а также наличия особенностей данной отрасли предпринимательства. В частности, специфическими чертами МСБ выступают: сильный разрыв между формальным и реальным хозяйственным оборотом, информационная непрозрачность, низкий уровень компетентности менеджмента.
Таким образом, система кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства выступает динамичной структурой, развитие которой обеспечивается посредством внедрения новых инструментов кредитования.