Главная
АИ #29 (108)
Статьи журнала АИ #29 (108)
Идеологическое воспитание сотрудников органов внутренних дел

Идеологическое воспитание сотрудников органов внутренних дел

Автор(-ы):

Сухоруков Владимир Анатольевич

Секция

Педагогика

Ключевые слова

деполитизация и деидеологизация
работа с личным составом
воспитательная работа
идеологическое воспитание
государственная идеология
политработник
военно-политическая работа

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме становления системы воспитательной работы в органах внутренних дел в постсоветский период. В ходе её современного развития появляется необходимость разработки и оформления нового направления воспитательной работы – идеологического воспитания и использования опыта советской системы партийно-политической работы в органах внутренних дел, положительно зарекомендовавшей себя на разных этапах развития государства. Воссоздание института политруков для организации военно-политической работы в Вооруженных Силах – это первый шаг на пути решения этой сложной, но важной задачи.

Текст статьи

Постсоветский период в России характеризовался активной департизацией, деполитизацией и деидеологизацией всех сфер общественной жизни, и в первую очередь системы работы с личным составом всех силовых структур. Не минула эта участь и органы внутренних дел.

Надо отметить, что в тот период это было компромиссное решение, вызванное условиями переходного периода. Но теперь, спустя многие годы, стало понятным, что деполитизация была ошибочным шагом. Ведь органы внутренних дел являются не только силовым, но и политическим институтом.

Сегодня, как никогда, очевидным стало создание эффективной системы формирования политического сознания сотрудников органов внутренних дел.

Развал системы политических органов в силовых структурах привёл к необратимым последствиям. После того как М.С. Горбачев 24 августа 1991 года сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС, было объявлено об их деполитизации. Спустя 5 дней, 29 августа 1991 г., Президент СССР М.С. Горбачев подписал Указ «Об упразднении военно-политических органов в Вооруженных Силах СССР, войсках Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войсках Министерства внутренних дел СССР и железнодорожных войсках». К ноябрю того же года они были полностью расформированы. В сентябре – в них полностью были упразднены партийные организации.

Так бесславно закончила свое существование некогда мощная военно-политическая структура и ушла в прошлое плеяда замполитов, политруков. Ни одному внешнему врагу не удалось победить Советское государство или как-то повлиять на существовавшую в ней политическую систему. Но «внутренние реформаторы» на удивление легко и в рекордно короткие сроки разрушили то, что создавалось десятилетиями, проверялось в горнилах войн и скреплялось пролитой кровью.

«Ваше слово на той войне,
К сердцу путь самый верный выбрав,
Шло с гранатами наравне,
Со снарядами всех калибров.
Обжигая командой рот,
Видно участь у вас такая,
Всюду первыми шли вперёд,
За собою нас увлекая».
(Из песни «Комиссары»: поэт – М. Матусовский, композитор – Е. Жарковский).

В октябре 1990 года МВД СССР предложило перестроить политико-воспитательную и кадровую работу, создав единую структуру – систему подразделений по работе с личным составом. На них были возложены функции по подбору, расстановке, подготовке и повышению квалификации кадров органов внутренних дел, социально-правовой и воспитательной работы с личным составом. В центральном аппарате МВД СССР было создано Главное управление по работе с личным составом МВД СССР.

С 1991 года в центральном аппарате МВД России было создано Главное управление кадров, в состав которого вошло Управление по работе с личным составом органов внутренних дел. Оно включало в себя четыре отдела, соответствующие направлениям работы с личным составом. В том числе – отдел дисциплины и организации воспитательной работы.

Аналогичные по структуре и по функциям отделы (отделения) по работе с личным составом, входящие в состав управлений (отделов) кадров, были созданы в МВД республик, ГУВД, УВД и УВДТ. В горрайлинорганах внутренних дел руководителями и непосредственными организаторами проведения целенаправленной воспитательной работы с личным составом являлись начальники органов внутренних дел и их заместители по кадрам (в последующем – заместители по кадровой и воспитательной работе).

Сложившаяся в МВД структура органов по работе с личным составом в условиях переходного периода от разрушенной системы советского воспитания являлась наиболее оптимальной, способной успешно решать сложные проблемы, связанные с обеспечением реализации требований кадровой политики в органах внутренних дел.

В целях устранения выявленных недостатков в организации и проведении воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел 1 февраля 2007 года был издан приказ МВД № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», а затем была утверждена Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007-2009 годы.

Результатом кропотливой работы по выполнению Программы комплексного реформирования является функционирующая сегодня система работы с личным составом органов внутренних дел, обеспечивающая выполнение задач оперативно-служебной деятельности.

Теория и практика последних лет с учетом исторического опыта привела к появлению нового вида деятельности по реализации государственной кадровой политики в органах внутренних дел – морально-психологическому обеспечению деятельности органов внутренних дел, получившему своё обоснование в приказе МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

Сегодня порядок организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации определён приказом МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Морально-психологическое обеспечение в нём рассматривается как «вид управленческой деятельности…, направленной на формирование и поддержание морально-психологического состояния личного состава на уровне, позволяющем эффективно выполнять служебные задачи в повседневных и особых условиях» [2, Приложение. П. 2], включающее воспитательную, психологическую и социальную работу.

«Воспитательная работа является основным видом морально-психологического обеспечения, представляющим собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностями службы» [2, Приложение. П. 4.5].

В работе с личным составом органов внутренних дел особая роль принадлежит подразделениям воспитательной работы и заместителям (помощникам) руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений внутренних дел по работе с личным составом.

Вместе с тем обозначение воспитательной работы одним из видов деятельности (хотя и основным) морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел и отделение её от других видов работы совсем не логично.

Забота о личном составе, социальная защита сотрудников всегда были составными частями воспитания. Одним из принципов воспитательной работы является сочетание требовательности к личности с уважением её личного достоинства и с заботой о ней.

Забота о питании, об улучшении морально-бытовых условий сотрудников, об удовлетворении их нужд и запросов, о своевременном и полном обеспечении положенным довольствием, чуткое отношение к заявлениям и жалобам, – эти формы воспитательной работы и есть необходимое условие того, чтобы требовательность не переродилась в администрирование, не потеряла воспитательного характера. Даже единичные случаи его нарушения приводят к ущербу в воспитательной работе, способствуют созданию нездоровой морально-психологической обстановки.

Формирование функциональной готовности сотрудников к осуществлению профессиональной деятельности, в том числе психологической готовности, является одним из направлений деятельности начальников органов и подразделений внутренних дел и их заместителей по работе с личным составом по организации педагогического процесса.

Все виды деятельности, включённые в состав морально-психологического обеспечения, по сути, являются воспитательными и составляют содержание воспитательной работы. Таким образом, морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел – это и есть воспитательная работа, направленная на формирование у сотрудников необходимых нравственных качеств и психологических свойств.

Воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел должна быть чётко ориентированной и наступательной. Невозможно воспитывать человека просто так. Цели и задачи воспитательной работы должны определяться государственной идеологией.

Сегодня страна живет в условиях повышенной политической турбулентности, которая непременно оказывает свое влияние и на служебные коллективы, создает мировоззренческие трудности у сотрудников. Зачастую служить в органы внутренних дел приходят молодые люди «с кашей в голове», а государство им даёт оружие, власть, ставит такие задачи, как защита личности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Необходимо не только воспитывать, но и образовывать сотрудников, помогать им искать верные ориентиры в жизни, защищать их сознание от идеологических атак информационной войны, вводящих в заблуждение, насаждающих чуждые идеи. «На основе концептуально оформленных государством взглядов и идей, выработанных критериев оценки социально-политических процессов, важно формировать необходимое личностное отношение сотрудника к событиям, происходящим в обществе с тем, чтобы он осознанно выполнял свое конституционное предназначение. В этом смысле можно говорить ... о целом направлении воспитательной работы – идеологическом воспитании» [3, с. 168].

Но, идеологическое воспитание предполагает наличие государственной (общенациональной) идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? Как учить и как воспитывать? У кого учиться и кто воспитывает?

Чему и как учить, что и как воспитывать в государстве определяет государственная идеология. Сегодня в России такой идеологии нет, частью 2 статьи 13 Конституции Российской Федерации она фактически запрещена: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [1, ч.2. ст. 13].

В условиях конституционного запрета на установление какой-либо идеологии в качестве государственной человеку приходится самому разбираться в широком спектре политических идей, определяться со своими убеждениями. А организовать должное идеологическое воспитание – практически невозможно.

По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «для развития патриотизма сегодня необходимо в полной мере использовать опыт просветительской деятельности, который применялся в дореволюционной России и в СССР» [4]. И такой опыт есть! Это – опыт советской системы партийно-политической работы в органах внутренних дел, положительно зарекомендовавшей себя на разных этапах развития государства.

Конечно, о партийной составляющей этой работы речь не идёт, так как шестая статья Конституции СССР, устанавливавшая «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы» Коммунистическую партию Советского Союза, была отменена в 1990 году.

В условиях политического плюрализма силовые структуры страны должны находиться вне политического влияния какой-либо политической партии. Но находиться вне политического влияния государства – не должны. Во-первых, потому, что это – государственная служба, а государственные служащие – это представители государства, наделённые властными полномочиями. Ну, а во-вторых, потому, что силовые ведомства используются государством в качестве инструмента реализации государственной внутренней и внешней политики.

Первый шаг на пути решения этой сложной, но важной проблемы сделан. В 2018 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации вновь образованы военно-политические органы, главная цель которых заключается в формировании воина-государственника – надежного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества – «государственности», «духовности» и «патриотизма».

Воссоздан институт политруков для организации военно-политической работы, направленной на реализацию государственной политики в области обороны, поддержание в Вооруженных Силах морально-политического и психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины, формирование идейно убежденной личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, способных к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки.

«Хоть седеют давно виски,
Для меня вы ещё не стары,
Замполиты, политруки,
А по-прежнему – комиссары».
(Из песни «Комиссары»: поэт – М. Матусовский, композитор – Е. Жарковский).

Военно-политические органы сегодня функционируют во всех органах военного управления, в военных округах, на флотах, в соединениях и воинских частях Вооружённых Сил. Должности заместителей командиров по военно-политической работе введены во всех подразделениях численностью от 50 человек.

Началась подготовка офицеров военно-политических органов по новым учебным программам в Военном университете и в шести вузах Министерства обороны.

Министерство обороны делится опытом и методическими материалами с Росгвардией, помогает создать в своей структуре институт политических работников. Логично предположить, что такая же система политической работы и идеологического воспитания должна быть создана и в системе МВД.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. – Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Сухоруков В.А. Противоречия морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. // Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 2 (29) 2014: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2014.
  4. Владимир Путин: «Патриотизм – прочный фундамент будущего России»: [Электронный ресурс]. URL: www. slavakubani.ru/p-service/military-service/patriotic-education/vladimir-putin-patriotizm-prochnyy-fundament-budushchego-rossii/.

Поделиться

880

Сухоруков В. А. Идеологическое воспитание сотрудников органов внутренних дел // Актуальные исследования. 2022. №29 (108). С. 60-63. URL: https://apni.ru/article/4386-ideologicheskoe-vospitanie-sotrudnikov-organ

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля