Главная
Конференции
Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации
Особенности административно-правового регулирования охраны общественного порядка...

Особенности административно-правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении крупных спортивных мероприятий в СССР

Авторы:

Ушенин Андрей Андреевич

Соловейчик Максим Вячеславович

Сухарева Елена Викторовна

Елизарова Наталья Сергеевна

Рубрика

Юридические науки

Ключевые слова

охрана общественного порядка
безопасность граждан
антитеррористическая безопасность
спортивное соревнование
патрульно-постовая служба милиции

Аннотация статьи

В статье представлен исторический анализ организации охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан при проведении крупных спортивных соревнований международного уровня в СССР.

Текст статьи

Обеспечение безопасности граждан при проведении международных спортивных соревнований – это непосредственная обязанность полиции, как основного субъекта охранных мероприятий. Это было актуально и во времена СССР. При проведении соревнований различного уровня советские правоохранители демонстрировали беспрецедентные меры безопасности зрителей и участников мероприятий.

Сложный многоуровневый механизм организации охраны общественного порядка и общественной безопасности предусматривал создание нормативно-правовой базы, регулирующей права и обязанности всех звеньев системы, основы их взаимодействия и меры государственного принуждения в отношении лиц, подготавливающих и совершающих противоправные или хулиганские действия во время проведения спортивных соревнований.

Общий уровень безопасности в СССР сложно сравнить с современным этапом, по ряду причин. Анализируя статистические данные, можно сделать вывод о том, что уровень преступности (в особенности имущественного характера) был высоким. Этот фактор мог сильно повлиять на количество иностранных болельщиков, посещающих СССР во время проведения спортивных соревнований международного уровня. Требовалась перестройка и модернизация сложившейся системы обеспечения безопасности зрителей. Изучая основы административно-правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в нашей стране в историческом срезе, эволюцию административно-правовых актов, путь совершенствования тактических, превентивных мер недопущения совершения групповых нарушений общественного порядка или посягательств на общественную безопасность, можно сказать, что планомерный переход на новый уровень произошел во время подготовки к проведению самого знакового события в развитии советского спорта. Судьбоносное решение Международного Олимпийского комитета (МОК) в октябре 1974 года. XXII Олимпийские игры пройдут в столице социалистического государства – Москве. Таким образом международное сообщество признало вклад СССР в становление международного олимпийского движения. Олимпиада в Москве должна была стать эталоном безопасности. Общая политическая и социальная обстановка в мире оставалась напряженной. За шесть лет подготовки к Олимпиаде произошло огромное количество политических акций различной направленности, в том числе и реакционные на ввод советских войск в Афганистан, что привело к антисоветским выступлениям в капиталистических и исламских государствах.

При подготовке к Олимпиаде был создан специальный Организационный комитет, в который вошла комиссия, занимающаяся вопросами безопасности и общественного порядка.

Большое значение для этих целей имело и создание группы «Альфа» – спецподразделения КГБ. Группа была создана после террористического акта на Олимпиаде в Мюнхене, в результате которого погибло 13 спортсменов, а также после попытки.

28 октября 1975 года в МВД было создано специальное Управление по охране общественного порядка и безопасности XXII Олимпийских игр. На данное управление возлагалась обязанность по обеспечению безопасности всех лиц, принимающих участие в международном спортивном мероприятии [1].

В 1977 году для того, чтобы координировать всю работу по охране общественного порядка и общественной безопасности при КГБ был сформирован 11 отдел. Его основная задача заключалась в реализации оперативных мероприятий при проведении и подготовке Олимпийских игр в Москве.

Ввиду создания таких отделов, КГБ обладало необходимой информацией относительно возможных угроз общественной безопасности и общественного порядка в СССР.

Комитет государственной безопасности со своей стороны принимал все необходимые меры для того, чтобы не допустить возможный срыв международного спортивного мероприятия. Вопросы об общественной безопасности и общественном порядке неоднократно рассматривались спецслужбами страны.

Помимо этого, в целях исключить возможные террористические акты, в городах, где проходили спортивные мероприятия, были созданы отряды милиции особого назначения (ОМОН).

Так, Московский отряд ОМОНа начал подготовку по специальной программе в январе 1979 г., а уже в июне он провел перед Штабом по проведению Олимпиады показательные выступления по освоенной программе.

Комитет госбезопасности разрабатывал комплекс мер, направленных на обеспечение должного уровня безопасности при проведении международных спортивных мероприятий. В этих целях был даже изготовлен специальный альбом, в котором содержалась информация о нескольких тысячах международных террористических организациях. Данная информация была направлена на все контрольно-пропускные пункты, в органы КГБ, а также органам безопасности стран социалистического содружества с целью предотвращения въезда этих лиц в нашу страну.

Кроме этого, отмечалось и закрытие въезда в СССР отдельным лицам, которые могли реализовывать враждебные акции при проведении международных спортивных мероприятий. Помимо этого были введены специальные средства защиты, посредством которых можно было исключить подделки документов. Проводился полный таможенный досмотр иностранных граждан, а также повышенное внимание было и к их передвижению внутри страны.

Для того, чтобы исключить провоз оружия, взрывных устройств и т.д., в СССР на пропускных пунктах пограничных войск была специально установлена техника, а также проведена подготовка личного состава. Все это делалось для охраны государственной границы СССР.

При проведении международных спортивных мероприятий усиливался контроль и за лицами, которые подозревались в совершении особо опасных государственных преступлений, а также за теми лицами, которые хотели незаконно приобрести оружие, взрывчатые вещества и т.д. Был усилен контроль и за порядком хранения, оборота огнестрельного оружия, взрывчатых, радиоактивных веществ [2].

В целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении международных спортивных мероприятий в СССР, КГБ весьма плотно взаимодействовали с органами МВД СССР. На спортивных объектах также создавались и оперативные штабы КГБ-МВД. Помимо указанных мероприятий были разработаны и такие меры, как:

1. Выявление предотвращение въезда в СССР иностранцев, которые были причастны к деятельности террористических организаций, иным враждебным группировкам;

2. Осуществление досмотра всех иностранцев, которые въезжали на территорию СССР.

3. Усиление пограничного, а также таможенного контроля.

4. Сопровождение сотрудниками КГБ, МВД участников международных спортивных мероприятий.

5. Осуществление необходимо режима безопасности, досмотра, а также охраны общественного порядка в местах, где проживали иностранцы.

6. Сопровождение автобусов с участниками международных спортивных мероприятий.

7. Создания должного режима безопасности в тех местах, где проводились спортивные мероприятия.

8. Осуществление сопровождение и охраны почтенных гостей международных спортивных мероприятий.

9. Усиление режима безопасности, общественного порядка на вокзалах, аэропортах, в иных местах пребывания участников спортивных мероприятий.

10. Укрепление противопожарной безопасности на объектах, где проводились спортивные мероприятия.

Помимо этого, проводились и различные профилактические мероприятия, которые были направлены на укрепление общественного порядка. Все это способствовало тому, что была укреплена система патрульно-постовой службы, а также усилена работа оперативно-розыскных подразделений в СССР.

Большое значение для реализации всех указанных мероприятий мело и принятие Приказа Спорткомитета СССР от 17.10.1983 N 786 «О введении в действие «Положения о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий [2]».

Таким образом, вопросам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении международных спортивных мероприятий было уделено повышенное внимание со стороны государственных органов Советского государства. Особое внимание уделялось деятельности КГБ, а также МВД. И только их комплексная работа позволила достичь положительных результатов.

Список литературы

  1. Звягин М.М., Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовая охрана общественного порядка при проведении публичных мероприятий в Российской Федерации. Домодедово, 2017. С. 123.
  2. Долгополов П.С. Порядок организации и проведения спортивных мероприятий // СПС КонсультантПлюс. 2019.
  3. Геннадий Зайцев. Создатель группы «Альфа». Газета «Спецназ России». (январь 2011). Дата обращения 13 января 2020.
  4. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 2016. 149 с.
  5. Колонтаевский Ф.Е. Понятие и содержание организации охраны общественного порядка. М., 2017. 163 с.

Поделиться

1667

Ушенин А. А., Соловейчик М. В., Сухарева Е. В., Елизарова Н. С. Особенности административно-правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении крупных спортивных мероприятий в СССР // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 янв. 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 55-58. URL: https://apni.ru/article/439-osobennosti-administrativno-pravovogo-reg

Другие статьи из раздела «Юридические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая