Автор(-ы):
Бондаренко Таисия Владимировна
Овсянникова Елена Михайловна
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье современные педагогические технологии рассматриваются в качестве инновационной деятельности, при которой новые образовательные задачи с детьми раннего возраста решаются с помощью новых технологий на основе технологического подхода.
Текст статьи
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка, как фундамента для формирования его личности. Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста и всего последующего развития ребенка. В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.
Современный технологический подход, который первоначально разрабатывался применительно к сфере предметного образования, в последние годы расширяет границы своего использования, что приводит к разноречивости трактовок его ключевого термина – «педагогическая технология».
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Насчитывается большое количество образовательных технологий для детей раннего дошкольного возраста. Остановимся на некоторых из них:
1. Технология информационного обучения – (далее ИКТ).
Достоинства использования ИКТ заключается в следующем: наглядность, занимательность и эмоциональность обучения, ускорение темпа непрерывной образовательной деятельности, активизация внимания.
Смыслом и позитивным результатом применения информационно-компьютерных технологий в образовательной деятельности являются следующие аспекты:
При этом использование информационно-компьютерных технологий эффективно на разных этапах НОД:
2. Технология проблемного обучения.
Эта технология представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, вследствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Достоинства проблемного обучения:
Недостатки технологии проблемного обучения – требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.
Технология проблемного обучения включает несколько этапов:
Существует несколько форм организации проблемного обучения в дошкольном учреждении: проблемный вопрос, проблемная задача и проблемная ситуация.
3. Технология проектного обучения
Включает в себя целенаправленную деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач. Это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Выделяются основные этапы проведения технологии проектного обучения:
Особенностью технологии и методики проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста является необходимость участия воспитателя как организатора и координатора деятельности в проекте.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети, в соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
4. Технология игрового обучения.
Представляет собой назначение игровой образовательной технологии – организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно-экологического и др.) Игровая технология включает в себя: игровые тренинги, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.
Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС ДО, обучение в такой форме:
Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала [3].
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников включают в себя:
II. Технологии обучения ЗОЖ включают в себя:
III. Технологии музыкального воздействия включают в себя:
IV. Технология коррекции поведения [2].
6. Технология ТРИЗ.
Это теория решения изобретательных задач.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
7. Личностно-ориентированные технологии.
Это такое обучение, где главной ставится личность ребёнка, максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе использования уже имеющегося у него жизненного опыта.
Таким образом, современные педагогические технологии способны в полном объеме развить ребенка раннего возраста независимо от его индивидуальных особенностей [4].
Список литературы
Поделиться
Бондаренко Т. В., Овсянникова Е. М. Применение современных педагогических технологий в развитии детей раннего возраста // Актуальные исследования. 2022. №29 (108). С. 46-49. URL: https://apni.ru/article/4393-primenenie-sovremennikh-pedagogicheskikh-tekh