Главная
АИ #29 (108)
Статьи журнала АИ #29 (108)
Применение современных педагогических технологий в развитии детей раннего возрас...

Применение современных педагогических технологий в развитии детей раннего возраста

Автор(-ы):

Бондаренко Таисия Владимировна

Овсянникова Елена Михайловна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

современные технологии
раннее детство
технологический подход
педагогическая технология

Аннотация статьи

В статье современные педагогические технологии рассматриваются в качестве инновационной деятельности, при которой новые образовательные задачи с детьми раннего возраста решаются с помощью новых технологий на основе технологического подхода.

Текст статьи

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка, как фундамента для формирования его личности. Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста и всего последующего развития ребенка. В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.

Современный технологический подход, который первоначально разрабатывался применительно к сфере предметного образования, в последние годы расширяет границы своего использования, что приводит к разноречивости трактовок его ключевого термина – «педагогическая технология».

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Насчитывается большое количество образовательных технологий для детей раннего дошкольного возраста. Остановимся на некоторых из них:

1. Технология информационного обучения – (далее ИКТ).

Достоинства использования ИКТ заключается в следующем: наглядность, занимательность и эмоциональность обучения, ускорение темпа непрерывной образовательной деятельности, активизация внимания.

Смыслом и позитивным результатом применения информационно-компьютерных технологий в образовательной деятельности являются следующие аспекты:

  • в центре технологии обучения – ребёнок;
  • в основе непрерывной образовательной деятельности – сотрудничество;
  • позиция ребёнка в образовательном процессе – активная;
  • перспективная цель – это формирование мотивации и развитие способности ребёнка к самообразованию;
  • при этом исключается человеческий фактор, компьютер всегда объективен.

При этом использование информационно-компьютерных технологий эффективно на разных этапах НОД:

  • объяснение нового материала;
  • закрепление изучаемой темы;
  • во время проведения практикума;
  • при контроле знаний.

2. Технология проблемного обучения.

Эта технология представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, вследствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Достоинства проблемного обучения:

  • высокая самостоятельность воспитанников;
  • формирование познавательного интереса или личностной мотивации дошкольников;
  • развитие мыслительных способностей детей.

Недостатки технологии проблемного обучения – требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Технология проблемного обучения включает несколько этапов:

  1. осознание общей проблемной ситуации;
  2. анализ проблемной ситуации и формулировка конкретной проблемы;
  3. решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);
  4. проверка правильности решения проблемы.

Существует несколько форм организации проблемного обучения в дошкольном учреждении: проблемный вопрос, проблемная задача и проблемная ситуация.

3. Технология проектного обучения

Включает в себя целенаправленную деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач. Это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Выделяются основные этапы проведения технологии проектного обучения:

  • Организационный – в процессе которого педагоги тщательно готовятся к проведению проекта;
  • Продуктивный – представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблемы и задач проекта;
  • Презентативный – подготовка и представление результатов деятельности;
  • Итоговый – на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.

Особенностью технологии и методики проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста является необходимость участия воспитателя как организатора и координатора деятельности в проекте.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети, в соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

4. Технология игрового обучения.

Представляет собой назначение игровой образовательной технологии – организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно-экологического и др.) Игровая технология включает в себя: игровые тренинги, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:

  • делает ребёнка более активным;
  • повышает познавательный интерес;
  • развивает память, мышление и внимание;
  • способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС ДО, обучение в такой форме:

  • развивает логическое и критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • поощряет проявление инициативы;
  • способствует физическому развитию.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала [3].

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников включают в себя:

  • Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
  • Спортивные и подвижные игры;
  • Тренажеры, контрастная дорожка.

II. Технологии обучения ЗОЖ включают в себя:

  • Физкультурные занятия;
  • Гимнастика после сна;
  • Точечный массаж;
  • Бассейн;
  • Спортивные праздники, развлечения;
  • СМИ (ситуативные малые игры – подражательная ролевая имитационная игра);
  • День здоровья.

III. Технологии музыкального воздействия включают в себя:

  • Музыкотерапия;
  • Сказкотерапия.

IV. Технология коррекции поведения [2].

6. Технология ТРИЗ.

Это теория решения изобретательных задач.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

  • Метод «Системный анализ». Этот метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
  • Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть данного метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
  • Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ.
  • Мышление по аналогии. Так как аналогия – это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.
  • Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

7. Личностно-ориентированные технологии.

Это такое обучение, где главной ставится личность ребёнка, максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе использования уже имеющегося у него жизненного опыта.

Таким образом, современные педагогические технологии способны в полном объеме развить ребенка раннего возраста независимо от его индивидуальных особенностей [4].

Список литературы

  1. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. – Ярославль;Изд-во ЯГПУ, 2012. – 311 с.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: Сфера, 2007.
  3. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л. Н. Алексеева // Учитель. - 2006. - № 3. - С. 78.
  4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

Поделиться

2546

Бондаренко Т. В., Овсянникова Е. М. Применение современных педагогических технологий в развитии детей раннего возраста // Актуальные исследования. 2022. №29 (108). С. 46-49. URL: https://apni.ru/article/4393-primenenie-sovremennikh-pedagogicheskikh-tekh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля