На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка, как фундамента для формирования его личности. Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста и всего последующего развития ребенка. В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.
Современный технологический подход, который первоначально разрабатывался применительно к сфере предметного образования, в последние годы расширяет границы своего использования, что приводит к разноречивости трактовок его ключевого термина – «педагогическая технология».
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Насчитывается большое количество образовательных технологий для детей раннего дошкольного возраста. Остановимся на некоторых из них:
1. Технология информационного обучения – (далее ИКТ).
Достоинства использования ИКТ заключается в следующем: наглядность, занимательность и эмоциональность обучения, ускорение темпа непрерывной образовательной деятельности, активизация внимания.
Смыслом и позитивным результатом применения информационно-компьютерных технологий в образовательной деятельности являются следующие аспекты:
- в центре технологии обучения – ребёнок;
- в основе непрерывной образовательной деятельности – сотрудничество;
- позиция ребёнка в образовательном процессе – активная;
- перспективная цель – это формирование мотивации и развитие способности ребёнка к самообразованию;
- при этом исключается человеческий фактор, компьютер всегда объективен.
При этом использование информационно-компьютерных технологий эффективно на разных этапах НОД:
- объяснение нового материала;
- закрепление изучаемой темы;
- во время проведения практикума;
- при контроле знаний.
2. Технология проблемного обучения.
Эта технология представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, вследствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Достоинства проблемного обучения:
- высокая самостоятельность воспитанников;
- формирование познавательного интереса или личностной мотивации дошкольников;
- развитие мыслительных способностей детей.
Недостатки технологии проблемного обучения – требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.
Технология проблемного обучения включает несколько этапов:
- осознание общей проблемной ситуации;
- анализ проблемной ситуации и формулировка конкретной проблемы;
- решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);
- проверка правильности решения проблемы.
Существует несколько форм организации проблемного обучения в дошкольном учреждении: проблемный вопрос, проблемная задача и проблемная ситуация.
3. Технология проектного обучения
Включает в себя целенаправленную деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач. Это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Выделяются основные этапы проведения технологии проектного обучения:
- Организационный – в процессе которого педагоги тщательно готовятся к проведению проекта;
- Продуктивный – представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблемы и задач проекта;
- Презентативный – подготовка и представление результатов деятельности;
- Итоговый – на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.
Особенностью технологии и методики проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста является необходимость участия воспитателя как организатора и координатора деятельности в проекте.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети, в соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
4. Технология игрового обучения.
Представляет собой назначение игровой образовательной технологии – организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно-экологического и др.) Игровая технология включает в себя: игровые тренинги, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.
Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:
- делает ребёнка более активным;
- повышает познавательный интерес;
- развивает память, мышление и внимание;
- способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС ДО, обучение в такой форме:
- развивает логическое и критическое мышление;
- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
- поощряет проявление инициативы;
- способствует физическому развитию.
Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала [3].
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников включают в себя:
- Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
- Спортивные и подвижные игры;
- Тренажеры, контрастная дорожка.
II. Технологии обучения ЗОЖ включают в себя:
- Физкультурные занятия;
- Гимнастика после сна;
- Точечный массаж;
- Бассейн;
- Спортивные праздники, развлечения;
- СМИ (ситуативные малые игры – подражательная ролевая имитационная игра);
- День здоровья.
III. Технологии музыкального воздействия включают в себя:
- Музыкотерапия;
- Сказкотерапия.
IV. Технология коррекции поведения [2].
6. Технология ТРИЗ.
Это теория решения изобретательных задач.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
- Метод «Системный анализ». Этот метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть данного метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ.
- Мышление по аналогии. Так как аналогия – это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
7. Личностно-ориентированные технологии.
Это такое обучение, где главной ставится личность ребёнка, максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе использования уже имеющегося у него жизненного опыта.
Таким образом, современные педагогические технологии способны в полном объеме развить ребенка раннего возраста независимо от его индивидуальных особенностей [4].