Автор(-ы):
Золотухина Людмила Ивановна
Хламова Наталья Анатольевна
Новикова Наталья Анатольевна
Шестаченко Надежда Николаевна
Конференция
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Экономическая культура личности ребенка является составляющей общей культуры личности дошкольника. Характерная черта экономической культуры – наличие элементарных представлений об экономических категориях качествах – умение планировать расходы, бережливость, осуждение жадности, трудолюбие.
Основная задача Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: формирование общей культуры личности ребенка [3].
Начальные экономические знания ребенок получает на бытовом уровне – в ходе общения с родителями, родственниками и сверстниками. Слышит разговор родителей о планировании семейных расходов, анализирует телевизионную информацию. Экономическое воспитание детей необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. И делать это надо сообща: педагог в детском саду, а родители – дома.
Сюжетно-ролевая игра — основной вид игры ребенка дошкольника. Она строится на сотрудничестве ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты: увлеченность, активность, эмоциональная насыщенность, самостоятельность.
Основной источник сюжетно-ролевой игры ребенка – это находящийся вокруг него социум; деятельность сверстников и взрослых. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
«Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий» [1].
Роль – является основой сюжетно-ролевой игры. Ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок ассоциирует себя с тем или иным взрослым человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (делает укол, как медсестра; готовит обед, как повар; учит детей, как учитель и др.), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (осматривает больного; хвалит или ругает дочку; учит детей и т.д.).
В сюжетно-ролевой игре дошкольники вступают в реальные организационные отношения (распределяют роли, договариваются о сюжете игры, оговаривают правила и т.п.). Между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например: врача и пациента мамы и дочки, капитана и матроса, учителя и ученика и т.д.).
Работая над данной темой, разработали четыре Модели использования сюжетно-ролевых игр:
В этих играх можно отразить разнообразие экономических отношений.
Для работы с детьми разработали Схемы к каждой сюжетно-ролевой игре, состоящие из трех уровней: «Центробанк», Мини – фабрика «Сладкая конфета», Компания «Умелый маляр!», Рекламное агентство «Гном – эконом».
Уровень № 1 – знакомство с учреждением – Банк (беседа о значении этого учреждения в жизни современного человека. Рассказ о финансовых операциях, которые возможно производить в Банке. Беседа о профессиях банковских работников: консультант, кассир, менеджер и другие).
Уровень № 2 – придумывание и проигрывание отдельных сюжетов, включающие в себя ролевые диалоги: «Нам нужен кредит», «Я хочу открыть счет в вашем банке», «Расскажите об услугах вашего банка» и т.д. Организована сюжетно-ролевая игра «Открытие нового Банка!».
Уровень № 3 – непосредственно игровая деятельность с введением новых игровых сюжетов. Организована сюжетно-ролевая игра «Кондитерская фабрика». Игры - «Банк», «Семья», «Супермаркет», были объединены общим сюжетом.
Уровень № 1 – знакомство с первоначальными сведениями об изготовлении кондитерских изделий. Познавательные беседы «Волшебные механизмы на кухне», «Откуда берется тесто», «Конфетная фабрика».
Уровень № 2 – проигрывание отдельных сюжетов и диалогов: «Заказываем торт ко дню рождения мамы», «Поход в кафе», «Кулинарное шоу». Придумывание различных ролевых диалогов: кондитер – покупатель, кассир - клиент, и т.д. Провели экспериментирование «Изготовление теста».
Уровень № 3 – введение новых игровых сюжетов. Организовали сюжетно-ролевую игру Кондитерская фабрика «Веселый кондитер», связав ее с сюжетно-ролевыми играми: «Семья», «Супермаркет», «Кафе». Семья решила отпраздновать день рождение мамы, отправилась в Супермаркет за тортом; кондитеры выполняли свои обязанности: придумывали проекты торта, рисовали эскизы, подбирали нужные продукты, презентовали товар.
Уровень № 1 – расширяет кругозор социальных отношений. Познакомили детей с профессиями через дидактическую игру «Как построить здание?». Обсудили с детьми, что необходимо для строительства различных построек (дидактическая игра «Строим здания большие!»). Дети рисовали дом своей мечты, а затем открыли выставку работ.
Уровень № 2 – проигрывание отдельных сюжетов и диалогов: «Берем кредит на строительства загородного дома». Придумывали различные ролевые диалоги: служащий банка - клиент банка, клиент - художник – дизайнер, кассир - клиент, бригадир – столяр, бригадир – каменщик и т.д.
Уровень № 3 – введение новых игровых сюжетов. Организовали сюжетно-ролевую игру Фирма «Умелый строитель», связав ее с сюжетно-ролевыми играми: «Банк» и «Семья». Семья решила построить дом, отправилась в банк за деньгами; художники – дизайнеры выполняли свои обязанности, придумывали проекты, рисовали чертежи; столяры и каменщики – подбирали строительный материал (конструкторы).
Уровень № 1 – при решении проблемной ситуации «Как можно узнать о товаре?» знакомили детей с новыми профессиями: рекламный агент и художник – оформитель; с их обязанностями. Проводили дидактическую игру: «Кто работает в рекламном агентстве?».
Уровень № 2 – совместно с детьми придумывали рекламу для предстоящего открытия Рекламного агентства «Гном – эконом»; продумали, какие акции можно будет провести для привлечения большего количества людей. Использовали проблемные ситуации для ролевых диалогов.
Уровень № 3 – подведение общего итога всей работы, объединение всех полученных ранее знаний детей путем введения новых игровых сюжетов.
Список литературы
Поделиться
Золотухина Л. И., Хламова Н. А., Новикова Н. А., Шестаченко Н. Н. Формирование экономических знаний у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр // Личность как субъект социальных изменений: экономические, политико-правовые и гуманитарные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июл. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 68-72. URL: https://apni.ru/article/4394-formirovanie-ekonomicheskikh-znanij-u-starshi