Главная
Конференции
Личность как субъект социальных изменений: экономические, политико-правовые и гуманитарные аспекты
Формирование экономических знаний у старших дошкольников посредством сюжетно-рол...

Формирование экономических знаний у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

Автор(-ы):

Золотухина Людмила Ивановна

Хламова Наталья Анатольевна

Новикова Наталья Анатольевна

Шестаченко Надежда Николаевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольник
экономические знания
финансовая грамотность
игра
сюжетно-ролевая игра

Аннотация статьи

В статье рассматривается формирование начальных, элементарных экономических знаний и умений у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.

Текст статьи

Экономическая культура личности ребенка является составляющей общей культуры личности дошкольника. Характерная черта экономической культуры – наличие элементарных представлений об экономических категориях качествах – умение планировать расходы, бережливость, осуждение жадности, трудолюбие.

Основная задача Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: формирование общей культуры личности ребенка [3].

Начальные экономические знания ребенок получает на бытовом уровне – в ходе общения с родителями, родственниками и сверстниками. Слышит разговор родителей о планировании семейных расходов, анализирует телевизионную информацию. Экономическое воспитание детей необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. И делать это надо сообща: педагог в детском саду, а родители – дома.

Сюжетно-ролевая игра — основной вид игры ребенка дошкольника. Она строится на сотрудничестве ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты: увлеченность, активность, эмоциональная насыщенность, самостоятельность.

Основной источник сюжетно-ролевой игры ребенка – это находящийся вокруг него социум; деятельность сверстников и взрослых. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

«Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий» [1].

Роль – является основой сюжетно-ролевой игры. Ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок ассоциирует себя с тем или иным взрослым человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (делает укол, как медсестра; готовит обед, как повар; учит детей, как учитель и др.), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (осматривает больного; хвалит или ругает дочку; учит детей и т.д.).

В сюжетно-ролевой игре дошкольники вступают в реальные организационные отношения (распределяют роли, договариваются о сюжете игры, оговаривают правила и т.п.). Между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например: врача и пациента мамы и дочки, капитана и матроса, учителя и ученика и т.д.).

Работая над данной темой, разработали четыре Модели использования сюжетно-ролевых игр:

  • «Центробанк»: включает в себя знакомство с основами финансовой грамотности;
  • Мини-фабрика «Сладкая конфета»: знакомит детей с производством и реализацией товара, новыми профессиями;
  • Компания «Умелый маляр!»: расширяет кругозор социальных отношений; формирует у детей первичные представления и положительное отношение к людям строительных профессий; к результатам их труда. Формирует представления о предназначении разных зданий и их отличии в конструкции;
  • Рекламное агентство «Гном – эконом»: знакомит детей с представлением о назначении рекламы, ее видах: радио и видеореклама, печатная; с акциями, презентацией нового товара, службой маркетинга;

 В этих играх можно отразить разнообразие экономических отношений.

Для работы с детьми разработали Схемы к каждой сюжетно-ролевой игре, состоящие из трех уровней: «Центробанк», Мини – фабрика «Сладкая конфета», Компания «Умелый маляр!», Рекламное агентство «Гном – эконом».

  • «Центробанк»

Уровень № 1 – знакомство с учреждением – Банк (беседа о значении этого учреждения в жизни современного человека. Рассказ о финансовых операциях, которые возможно производить в Банке. Беседа о профессиях банковских работников: консультант, кассир, менеджер и другие).

Уровень № 2 – придумывание и проигрывание отдельных сюжетов, включающие в себя ролевые диалоги: «Нам нужен кредит», «Я хочу открыть счет в вашем банке», «Расскажите об услугах вашего банка» и т.д. Организована сюжетно-ролевая игра «Открытие нового Банка!».

Уровень № 3 – непосредственно игровая деятельность с введением новых игровых сюжетов. Организована сюжетно-ролевая игра «Кондитерская фабрика». Игры - «Банк», «Семья», «Супермаркет», были объединены общим сюжетом.

  • Мини-фабрика «Сладкая конфета»

Уровень № 1 – знакомство с первоначальными сведениями об изготовлении кондитерских изделий. Познавательные беседы «Волшебные механизмы на кухне», «Откуда берется тесто», «Конфетная фабрика».

Уровень № 2 – проигрывание отдельных сюжетов и диалогов: «Заказываем торт ко дню рождения мамы», «Поход в кафе», «Кулинарное шоу». Придумывание различных ролевых диалогов: кондитер – покупатель, кассир - клиент, и т.д. Провели экспериментирование «Изготовление теста».

Уровень № 3 – введение новых игровых сюжетов. Организовали сюжетно-ролевую игру Кондитерская фабрика «Веселый кондитер», связав ее с сюжетно-ролевыми играми: «Семья», «Супермаркет», «Кафе». Семья решила отпраздновать день рождение мамы, отправилась в Супермаркет за тортом; кондитеры выполняли свои обязанности: придумывали проекты торта, рисовали эскизы, подбирали нужные продукты, презентовали товар.

  • Компания «Умелый маляр!»

Уровень № 1 – расширяет кругозор социальных отношений. Познакомили детей с профессиями через дидактическую игру «Как построить здание?». Обсудили с детьми, что необходимо для строительства различных построек (дидактическая игра «Строим здания большие!»). Дети рисовали дом своей мечты, а затем открыли выставку работ.

Уровень № 2 – проигрывание отдельных сюжетов и диалогов: «Берем кредит на строительства загородного дома». Придумывали различные ролевые диалоги: служащий банка - клиент банка, клиент - художник – дизайнер, кассир - клиент, бригадир – столяр, бригадир – каменщик и т.д.

Уровень № 3 – введение новых игровых сюжетов. Организовали сюжетно-ролевую игру Фирма «Умелый строитель», связав ее с сюжетно-ролевыми играми: «Банк» и «Семья». Семья решила построить дом, отправилась в банк за деньгами; художники – дизайнеры выполняли свои обязанности, придумывали проекты, рисовали чертежи; столяры и каменщики – подбирали строительный материал (конструкторы).

  • Рекламное агентство «Гном – эконом»

Уровень № 1 – при решении проблемной ситуации «Как можно узнать о товаре?» знакомили детей с новыми профессиями: рекламный агент и художник – оформитель; с их обязанностями. Проводили дидактическую игру: «Кто работает в рекламном агентстве?».

Уровень № 2 – совместно с детьми придумывали рекламу для предстоящего открытия Рекламного агентства «Гном – эконом»; продумали, какие акции можно будет провести для привлечения большего количества людей. Использовали проблемные ситуации для ролевых диалогов.

Уровень № 3 – подведение общего итога всей работы, объединение всех полученных ранее знаний детей путем введения новых игровых сюжетов.

Список литературы

  1. Иванкова, Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста / Р.А. Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – 2002. – № 4. – С. 53-56.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003
  3. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева. – Калининград: КОИРО, 2017. – 53 с.

Поделиться

815

Золотухина Л. И., Хламова Н. А., Новикова Н. А., Шестаченко Н. Н. Формирование экономических знаний у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр // Личность как субъект социальных изменений: экономические, политико-правовые и гуманитарные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июл. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 68-72. URL: https://apni.ru/article/4394-formirovanie-ekonomicheskikh-znanij-u-starshi

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая