Экономическая культура личности ребенка является составляющей общей культуры личности дошкольника. Характерная черта экономической культуры – наличие элементарных представлений об экономических категориях качествах – умение планировать расходы, бережливость, осуждение жадности, трудолюбие.
Основная задача Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: формирование общей культуры личности ребенка [3].
Начальные экономические знания ребенок получает на бытовом уровне – в ходе общения с родителями, родственниками и сверстниками. Слышит разговор родителей о планировании семейных расходов, анализирует телевизионную информацию. Экономическое воспитание детей необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. И делать это надо сообща: педагог в детском саду, а родители – дома.
Сюжетно-ролевая игра — основной вид игры ребенка дошкольника. Она строится на сотрудничестве ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты: увлеченность, активность, эмоциональная насыщенность, самостоятельность.
Основной источник сюжетно-ролевой игры ребенка – это находящийся вокруг него социум; деятельность сверстников и взрослых. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
«Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий» [1].
Роль – является основой сюжетно-ролевой игры. Ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок ассоциирует себя с тем или иным взрослым человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (делает укол, как медсестра; готовит обед, как повар; учит детей, как учитель и др.), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (осматривает больного; хвалит или ругает дочку; учит детей и т.д.).
В сюжетно-ролевой игре дошкольники вступают в реальные организационные отношения (распределяют роли, договариваются о сюжете игры, оговаривают правила и т.п.). Между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например: врача и пациента мамы и дочки, капитана и матроса, учителя и ученика и т.д.).
Работая над данной темой, разработали четыре Модели использования сюжетно-ролевых игр:
- «Центробанк»: включает в себя знакомство с основами финансовой грамотности;
- Мини-фабрика «Сладкая конфета»: знакомит детей с производством и реализацией товара, новыми профессиями;
- Компания «Умелый маляр!»: расширяет кругозор социальных отношений; формирует у детей первичные представления и положительное отношение к людям строительных профессий; к результатам их труда. Формирует представления о предназначении разных зданий и их отличии в конструкции;
- Рекламное агентство «Гном – эконом»: знакомит детей с представлением о назначении рекламы, ее видах: радио и видеореклама, печатная; с акциями, презентацией нового товара, службой маркетинга;
В этих играх можно отразить разнообразие экономических отношений.
Для работы с детьми разработали Схемы к каждой сюжетно-ролевой игре, состоящие из трех уровней: «Центробанк», Мини – фабрика «Сладкая конфета», Компания «Умелый маляр!», Рекламное агентство «Гном – эконом».
- «Центробанк»
Уровень № 1 – знакомство с учреждением – Банк (беседа о значении этого учреждения в жизни современного человека. Рассказ о финансовых операциях, которые возможно производить в Банке. Беседа о профессиях банковских работников: консультант, кассир, менеджер и другие).
Уровень № 2 – придумывание и проигрывание отдельных сюжетов, включающие в себя ролевые диалоги: «Нам нужен кредит», «Я хочу открыть счет в вашем банке», «Расскажите об услугах вашего банка» и т.д. Организована сюжетно-ролевая игра «Открытие нового Банка!».
Уровень № 3 – непосредственно игровая деятельность с введением новых игровых сюжетов. Организована сюжетно-ролевая игра «Кондитерская фабрика». Игры - «Банк», «Семья», «Супермаркет», были объединены общим сюжетом.
- Мини-фабрика «Сладкая конфета»
Уровень № 1 – знакомство с первоначальными сведениями об изготовлении кондитерских изделий. Познавательные беседы «Волшебные механизмы на кухне», «Откуда берется тесто», «Конфетная фабрика».
Уровень № 2 – проигрывание отдельных сюжетов и диалогов: «Заказываем торт ко дню рождения мамы», «Поход в кафе», «Кулинарное шоу». Придумывание различных ролевых диалогов: кондитер – покупатель, кассир - клиент, и т.д. Провели экспериментирование «Изготовление теста».
Уровень № 3 – введение новых игровых сюжетов. Организовали сюжетно-ролевую игру Кондитерская фабрика «Веселый кондитер», связав ее с сюжетно-ролевыми играми: «Семья», «Супермаркет», «Кафе». Семья решила отпраздновать день рождение мамы, отправилась в Супермаркет за тортом; кондитеры выполняли свои обязанности: придумывали проекты торта, рисовали эскизы, подбирали нужные продукты, презентовали товар.
- Компания «Умелый маляр!»
Уровень № 1 – расширяет кругозор социальных отношений. Познакомили детей с профессиями через дидактическую игру «Как построить здание?». Обсудили с детьми, что необходимо для строительства различных построек (дидактическая игра «Строим здания большие!»). Дети рисовали дом своей мечты, а затем открыли выставку работ.
Уровень № 2 – проигрывание отдельных сюжетов и диалогов: «Берем кредит на строительства загородного дома». Придумывали различные ролевые диалоги: служащий банка - клиент банка, клиент - художник – дизайнер, кассир - клиент, бригадир – столяр, бригадир – каменщик и т.д.
Уровень № 3 – введение новых игровых сюжетов. Организовали сюжетно-ролевую игру Фирма «Умелый строитель», связав ее с сюжетно-ролевыми играми: «Банк» и «Семья». Семья решила построить дом, отправилась в банк за деньгами; художники – дизайнеры выполняли свои обязанности, придумывали проекты, рисовали чертежи; столяры и каменщики – подбирали строительный материал (конструкторы).
- Рекламное агентство «Гном – эконом»
Уровень № 1 – при решении проблемной ситуации «Как можно узнать о товаре?» знакомили детей с новыми профессиями: рекламный агент и художник – оформитель; с их обязанностями. Проводили дидактическую игру: «Кто работает в рекламном агентстве?».
Уровень № 2 – совместно с детьми придумывали рекламу для предстоящего открытия Рекламного агентства «Гном – эконом»; продумали, какие акции можно будет провести для привлечения большего количества людей. Использовали проблемные ситуации для ролевых диалогов.
Уровень № 3 – подведение общего итога всей работы, объединение всех полученных ранее знаний детей путем введения новых игровых сюжетов.