научный журнал «Актуальные исследования» #29 (108), август '22

Особенности коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у слабослышащих детей

В данной статье описывается роль слуха в развитии социальной адаптации, влияние нарушений слуха на всю речеслуховую и коммуникативную систему человека. Дается характеристика специальных и специфических условий, оказывающих влияние на качество и результативность образовательной деятельности.

Аннотация статьи
социальная адаптация
коммуникативные умения
нарушение слуха
Ключевые слова

На современном этапе развития общества и образования одной из центральных научно-практических проблем, привлекающих внимание, как отечественных ученых, так и зарубежных специалистов, является проблема речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Необходимость ранней коррекционной работы с неслышащими детьми отмечалась передовыми сурдопедагогами конца XIX – начала XX века Н. М. Лаговским, Н. К. Паткановой, Ф. А. Рау, Н. А. Рау. В современных условиях возросло внимание к такому социальному феномену как коммуникация. Коммуникативные умения, необходимы любому члену общества для осуществления культурного взаимодействия и реализации своей личности.

Коммуникативные умения относятся к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их развитию следует уделять пристальное внимание. Однако без проведения специальной коррекционной работы слабослышащие дети не овладевают коммуникативными умениями и обречены на социальную дезадаптацию.

Ограниченное понимание речи – один из наиболее заметных и массивных симптомов коммуникативной патологии. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью их значений [1, с.560].

В работах известных ученых (Л.В. Андреевой, Ф.Ф. Рау и др.) определена значимость повышения эффективности процесса обучения и воспитания слабослышащих детей посредством максимального использования возможностей речевой среды. При этом учитываются общие закономерности и особенности восприятия речи, подражательная способность и стремление слабослышащих детей к активному и результативному действию.

Одним из механизмов социализации П.А. Янн рассматривает интеграцию слабослышащего в общество слышащих. П.А. Янн утверждает, что основная цель межличностно-коммуникативного метода заключается в формировании коммуникативной компетенции, с помощью которой общение в житейских ситуациях (в магазине, на вокзале, на почте и в учреждениях) станет доступным для слабослышащего и понятным для окружающих.

Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Общение происходит ради выполнения социальных обязательств. Коммуникативная компетентность – это способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности; приобретенная в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения; особое свойство речевой личности [8, с.710].

Понятие «коммуникативные умения» рассматриваются в различных науках: в дидактике, методике, психологии, педагогике. Для данного исследования наибольшее внимание представляет определение этих понятий в психологии и педагогике.

К коммуникативным умениям относятся:

  1. Речевое умение слушать собеседника и правильно понимать его мысль, формулировать в ответ свое суждение, задавать вопросы, правильно выражать мысль посредством языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать эмоциональный тон общения, следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли, слушать свою речь и контролировать ее нормативность, при необходимости вносить изменения.
  2. Невербальные умения: уместное использование мимики, жестов, поз и умение понимать эмоции собеседника.
  3. Правила речевого этикета: умение вступать в разговор (когда и как начать его со знакомыми и незнакомыми людьми); способность поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать); использовать формы обращения к собеседнику (знакомство, приветствие, приглашение к разговору, привлечение внимания, просьба, согласие и отказ, жалоба и сочувствие, одобрение, поздравление, благодарность, прощание).

Общение является необходимым условием любой деятельности человека. К старшему дошкольному возрасту усиливается интерес детей к общению со сверстниками. В группе могут выделяться лидеры, которым подражают другие дети, слушаются их, предпочитают с ними играть. Однако нередко в группе бывают дети, с которыми не дружат, демонстрируя равнодушие или негативное отношение, отвергая их, не принимая в игры или дразня. Естественно, что такое отношение сверстников негативно сказывается на эмоциональном состоянии и личностном развитии этих детей. Особенности речевого развития детей явно препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении и особенностях поведения.

Поэтому задача педагогов – помочь детям найти друзей, помогая остальным увидеть их положительные качества, поддерживая сотрудничество детей в совместной деятельности. В сложных случаях необходима целенаправленная совместная работа психолога с группой детей, педагогов, родителей, направленная на коррекцию возникшей проблемы в межличностных взаимодействиях. Большое влияние на отношение ребенка к другим детям, его эмоциональное благополучие и взаимоотношение детей в группе имеет оценка педагогами поведения и поступков детей.

Следует формировать у детей необходимость в речевой деятельности, чтобы дети имели возможность являться интенсивными участниками общения [2, с.2].

В современной дидактической системе обучения языку слабослышащих детей по принципу формирования речевого общения С.А. Зыков предлагает следующие виды словесной речи: дактильная, устная и письменная.

Устная речь является наиболее употребительным и экономным способом речевой коммуникации в нашей жизни, поэтому так важно формирование ее у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Речь должна быть внятной, членораздельной, максимально приближаться к естественному звучанию нормально слышащих людей.

Как отмечают А.А. Катаева, Е.И. Исенина отсутствие слышимой речи взрослых отрицательно воздействует на развитие способности общения слабослышащих детей. Е.И. Исенина считает, что к средствам дословной коммуникации у слышащих детей и у детей с нарушениями слуха относятся: взгляды, имеющие коммуникативную направленность и жесты.

В дошкольных учреждениях необходимо обеспечивать контроль за речью детей с учетом исходного уровня её развития и сформированных речевых умений, предъявлять единые требования к речи детей со стороны всех взрослых (педагогов, родителей и др.).

Содержание занятий по развитию речи слабослышащих детей включает следующие основные направления работы:

  1. Развитие языковой способности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, что предполагает формирование разнообразных речевых умений.
  2. Формирование различных форм речи на каждом этапе обучения.
  3. Работа над значением слов и накопление речевого материала в связи с тематической организацией занятий по развитию речи, использование его в различных ситуациях общения и детской деятельности.

В отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью при организации и осуществлении образовательного процесса необходимо создание и реализация специальных условий, которые включают в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, ассистивных и коммуникативно-информационных технологий;
  • предоставление услуг ассистента, тьютора, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность [3, с.134].

К специфическим условиям организации образовательно-коррекционной работы с дошкольниками с нарушением слуха относятся следующие: формирование у детей потребности в речевом общении и мотивированное речевое общение с ними в процессе разных видов детской деятельности; поддержка всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был уровень его речевого развития, и побуждение к активному применению речи; контроль за речью детей со стороны взрослых; соблюдение единых требований к речи взрослых; создание слухо-речевой среды; использование и развитие остаточного слуха; проведение коррекционных занятий [3, с.135].

Можно сделать вывод о том, что формирование коммуникативных умений является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Взаимодействие со взрослыми (вербальное и невербальное) представляет собой важный источник усвоения и приобретения детьми опыта предыдущих поколений. Однако для слабослышащих детей дошкольного возраста характерно изменение способов коммуникации, которое проявляется в том, что у них нарушено речевое общение, у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств. К основному способу развития коммуникативных умений слабослышащих детей старшего дошкольного возраста можно отнести развитие речи, так как овладение коммуникативной деятельностью происходит путем усвоения языка, который функционирует в речи окружающих.

Текст статьи
  1. Барабанов, Р.Е. Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха [Текст] / Р.Е. Барабанов // Молодой ученый. – 2015. – № 5 (85). – С. 559-560. URL: https://moluch.ru/archive/85/15552/
  2. Бекетова, Е.С. Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха [Текст] / Е.С. Бекетова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-narusheniem-sluha
  3. Белая, Н.А. Условия развития речевого общения дошкольников с нарушением слуха [Текст] / Н.А. Белая, Е.Г. Речицкая // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. №3 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-rechevogo-obscheniya-doshkolnikov-s-narusheniem-sluha
  4. Демина, А.В. Теоретическое осмысление проблемы развития диалогической речи детей с нарушенным слухом [Текст] / А.В. Демина // Педагогический ИМИДЖ. 2019. №3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-problemy-razvitiya-dialogicheskoy-rechi-detey-s-narushennym-sluhom
  5. Исаакян, О.В. Развитие коммуникативных навыков у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности [Текст] / О.В. Исаакян, В.Э. Исаакян // ИСОМ. 2016. №5-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-navykov-u-slaboslyshaschih-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-teatralizovannoy-deyatelnosti
  6. Речицкая, Е.Г. Некоторые аспекты развития вербальной коммуникации слабослышащих детей в процессе сюжетно-ролевой игры [Текст] / Е.Г. Речицкая // Известия ВГПУ. 2013. №10 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-razvitiya-verbalnoy-kommunikatsii-slaboslyshaschih-detey-v-protsesse-syuzhetno-rolevoy-igry
  7. Речицкая, Е.Г. Модель коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативно-речевой компетентности дошкольников с нарушением слуха в условиях игровой деятельности [Текст] / Е.Г. Речицкая, О.В. Трошкина // Наука и школа. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-korrektsionno-razvivayuschey-raboty-po-formirovaniyu-kommunikativno-rechevoy-kompetentnosti-doshkolnikov-s-narusheniem-sluha-v
Список литературы