научный журнал «Актуальные исследования» #29 (108), август '22

Синквейн-техника как средство развития речи дошкольников

Статья посвящена рассмотрению особенностей развития речи дошкольников. В качестве инструмента этого процесса рассматривается технология «Синквейн».

Аннотация статьи
речь
технология «Синквейн»
развитие
детский сад
дошкольник
Ключевые слова

Проблемы речевого развития детей, сложности в грамматическом строе речи, неумении выразить свои мысли, способствовали внедрению инновационной Синквейн техники для формирования словаря дошкольников. Для этого был разработан и внедрен долгосрочный проект по данной теме.

Целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего – открываются новые творческие интеллектуальные возможности.

Эта технология универсальна, открывает новые возможности, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления). Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у средних дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, которым и является синквейн.

Данный метод, позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Правила составления синквейна:

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).

Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

В конце первого года обучения большинство средних дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно – в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Чрезвычайно важно создавать благоприятные условия для развития речи в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Профессиональное использование различных педагогических средств, приемов и методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь детей, но и обеспечить гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.

Для подготовки к реализации проекта мной была изучена литература по данной теме, проведена диагностика речевого развития детей, средней и старшей группы, разработан и внедрен цикл занятий с детьми, налажена работа с родителями по обучению их технологии синквейн для развития речи

Действенным средством развития речи дошкольника является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша.

Само слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Крупнейший исследователь и собиратель сказки А. И. Никифоров дал следующее определение: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

Развитие речи на занятиях с использованием сказки обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребенка, помогает малышу обогатить свой активный словарный запас. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение» – сказал великий педагог Д. Родари. Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой: глаголами, определяющих действие; прилагательными, характеризующими персонажей; наречиями. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.

Современная методика развития речи детей при помощи сказки, включает в себя различные приемы совершенствования всех сторон речевой культуры детей дошкольного возраста.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками во всех возрастных группах.
  2. Моделирование сказок. Использование геометрических, форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок. Этот прием можно обозначить как обучение детей пересказыванию сказок или описанию сказочных героев при помощи метода Синквейн, как средства обогащения речевого запаса детей.
  3. Использование мнемотехники для детей дошкольников становится актуальным, так как схемы и мнемотаблицы в значительной степени облегчает детям процесс овладение грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного плана+схема делают сказки четкими, связными и последовательными.
  4. Ритмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»).
  5. Психогимнастика – выразительная передача в мимике, движениях эмоциональных состояний (этюды «Горе», «Радость»).
  6. Музыкальное сопровождение (фрагменты классических произведений: А.И.Хачатурян «Танец с саблями», П.И.Чайковский «Вальс цветов»).
  7. Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов, а также лексических средств (прилагательных, наречия) для определения свои эмоций, чувств от прослушивания сказки, музыки.
  8. Словесное рисование – точное определение словами состояний героев («петушок обиделся»), изображение их позы, мимики, жестов, не раскрытых в контексте литературного произведения (глаза у мышат радостные, они улыбаются, пляшут).

По окончанию проекта дети научились пересказывать сказки, характеризовать сказочных героев, составлять новые сказки, играть спектакли по сказкам, использовать в речи определения и глаголы для более красочного описания сюжета, совершенствовались умения сравнивать, выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, совершенствовалась связная речь, расширился словарный запас.

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; с удовольствием слушали сказки в исполнении педагога, рассматривали иллюстрации в книгах, участвовали в занятиях, реализовывали свои творческие и интеллектуальные возможности.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа дала положительный результат в познавательном, речевом и культурном развитии детей.

Текст статьи
  1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал Логопед №5, 2005 г.
  2. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников», - Сфера, 2005.
  3. Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Журнал Дошкольное воспитание. №5., 2005.
  4. Кольцова И.Н. Социокультурные функции сказки. – Н.Новгород, 2000.
Список литературы