Речь ребёнка в дошкольном возрасте – это сложный многофункциональный процесс, который влияет прямым образом на дальнейшее развитие ребёнка. В этот период из-за влияния различных факторов речь ребенка может поддаваться различным дефектам, которые в следствии могут перерасти в серьезные нарушения речи. Одним из самых распространенных нарушений речи у дошкольников является общее недоразвитие речи. При данном дефекте наблюдаются нарушения формирования всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи, а также слоговой структуры слова.
Слоговая структура слова – это последовательное чередование в слове безударных и ударных слогов, которые отличаются по своей степени сложности. А.К. Маркова в классификации по возрастанию степени сложности слоговой структуры слов выделяла 14 типов слоговой структуры слова.
Слоговая структура слова является одной из самых важных сторон развития речи ребёнка, так как является базой для овладения и развития речи. Поэтому изучение и формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было и остается одной из важнейших и актуальных тем современной логопедии.
С точки зрения становления слоговой структуры слова в онтогенезе, то проходит несколько этапов развития. А.Н. Гвоздев в своей работе «Вопросы изучения детской речи» [2] обращает особое внимание на становление слоговой структуры русских слов. На первый план он выдвигает такой критерий, как ударность, и утверждает, что сначала ребенок усваивает ударные слоги, затем предударные и потом слабые безударные слоги.
Основываясь на своей теории, он выделяет 6 ступеней последовательного овладения ребёнком слоговой структуры слова в онтогенезе. На 1 этапе формируется способность произносить открытый слог, на 2 – закрытый и приоткрытый, на 3 формируется способность соединять открытый и закрытый слоги,
на 4 ступени развивается способность ребёнка произносить слова со стечениями согласных, на 5 – объединять закрытый слог со стечениями согласных, и на последней, 6 ступени, ребёнок усваивает сложные слова с несколькими стечениями согласных в слове.
На каждом уровне речевого развития при ОНР отмечаются свои характерные особенности развития слоговой структуры слова.
Так, первый уровень речевого развития характеризуется частичным или полным отсутствием речи. Ребёнок способен произносить только односложные или двусложные слова без стечений согласных. Фраза отсутствует. При попытке произнести слова более сложные по слоговому составу происходит непроизвольное сокращение до простого односложного или двусложного слова (например: кубики – «ку», велосипед – «ипет»).
На втором уровне речь детей значительно улучшается, появляются простые предложения. Ребёнок может без ошибок произносить односложные слова, однако в двусложных, трехсложных и многосложных словах могут наблюдаться ошибки звуко-наполняемости слога, т.е. пропуски звуков, а также ошибки слого-ритмической структуры слова - это пропуски, замены или повторения слогов.
Третий уровень речевого развития характеризуется употреблением ребёнком в основном простых распространенных предложений, ошибки в слоговой структуре слова встречаются чаще всего в виде перестановок или замен слогов в сложных по слоговой структуре словах. Но в целом, речь заметно улучшается в сравнении со вторым уровнем.
На протяжении многих лет такие отечественные ученые, как Г.В. Бабина [1], Р. Е. Левина [4], А. К. Маркова [5], Н.Ю. Сафонкина [1], Н.С. Четверушкина [6] и другие [2, 3], изучают вопросы развития слоговой структуры слова и разрабатывают методики для формирования слоговой структуры слова у дошкольников.
Многие авторы обращают особое внимание на то, что огромную роль в усвоении ребёнком слоговой структуры слова играет формирование у них предпосылок фонетико-фонематического восприятия, артикуляционных возможностей ребенка, моторного развития и развития оптико-пространственных представлений, поэтому обязательным в коррекции речи детей является формирование неречевых процессов на подготовительных уровнях работы [1, 3, 6].
В процессе коррекционной работы учителю-логопеду необходимо учитывать особенности овладения слоговой структурой слова детьми, находящимися на различных уровнях речевого развития при общем недоразвитии речи и их индивидуальные особенности, выстраивать работу последовательно и поэтапно, опираясь на классификацию слоговой структуры слов русского языка, выделенных А.К. Марковой [5].
Выстраивать работу по коррекции слоговой структуры слова на различных уровнях общего недоразвития речи стоит в несколько этапов.
Первый этап – это подготовительный. Данный этап рассчитан на подготовку ребенка к дальнейшему усвоению слого-ритмической структуры слова. На этом этапе работа должна быть направлена на формирование фонетико-фонематической стороны речи, оптико-пространственных представлений, развитие моторики и ритмико-координированных движений, а также на развитие слухового гнозиса. Данный этап осуществляется сначала на невербальном материале, затем на вербальном материале.
На основном этапе происходит сама коррекция слоговой структуры слова. Работа на данном этапе направлена на формирование и отработку правильного произношения слов различной слоговой сложности с и без стечений согласных. Логопеду важно учитывать классификацию слов различной слоговой сложности по степени возрастания, выделенную А.К. Марковой [5], и стоить свою коррекционную работу поэтапно: от легкого к сложному. Работа осуществляет на вербальном материале, активно используется различные дидактические игры и пособия.
Закрепляющий этап направлен на закрепление уже сформированных навыков произнесения различных по слоговой сложности слов, повторения пройденного лексического материала.
Таким образом, чтобы достичь успешных результатов коррекционной работы слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР, нужно организовывать поэтапную и системную коррекционную работу, выстроенную с учетом классификации А.К. Марковой [5] и индивидуальных особенностей речевого развития ребёнка.