Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

подростковый возраст
формирование личности
самопознание
развитие и становление самооценки
навыки самооценивания
психическое развитие
диагностика
подростки
самооценка

Аннотация статьи

В данной статье приводятся результаты исследования развития самооценки подростков. Полученные данные позволяют увидеть динамику изменений развития самооценки, а также обосновывают результативность внедрения социально-психологического тренинга по развитию адекватной самооценки подростков.

Текст статьи

Общепризнано, что наиболее значимым периодом в жизни любого человека является подростковый период, в течение которого закладываются жизненные ценности, ориентиры, формируется взгляд на жизнь, позиции. Именно поэтому трудности, возникшие в этот период, либо приобретенные ранее, ведут к обострению психических, физических и социальных противоречий в развитии психики человека. Развитие и становление самооценки, без которой невозможно формирование личности – сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом [2, с. 21]. Для обеспечения оптимального взаимодействия подростков с окружающим миром является диагностика и последующая работа по формированию адекватной самооценки.

Наиболее оптимальным средством развития качеств личности подростков является социально-психологический тренинг.

Социально-психологический тренинг позволит работать с трудно поддающимися коррекции личностными структурами, в том числе и самооценкой, часто недоступными воздействию с помощью других методов. При этом важной особенностью тренинга является то, что личность, реагируя на создаваемые ведущим ситуации, самостоятельно осознает и изменяет свое поведение и мироощущение. То есть, в результате тренинга личность способна к адекватной самооценке и как следствие этого, оптимальной жизнедеятельности.

Известно, что психологический тренинг – это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд [1, с. 32].

После проведения социально-психологического тренинга была проведена диагностика, которая позволила выявить уровень развития самооценки подростков после проведения тренинга. Представим сравнительную характеристику уровней развития самооценки до и после проведения тренинга.

В ходе проведения диагностической методики «Шкала самооценки» получены следующие результаты: самооценка 37% подростков соответствует высокому уровню, 45% – среднему, а 18% учащихся все же склонны преуменьшать свои возможности.

Из рисунка 1 видно, что число подростков с низкой самооценкой снизилось на 22 % (с 40% на этапе констатации до 18% на этапе контрольного среза), со средним уровнем самооценки – повысилось на 5% (с 40% до 45%); с высоким – повысились на 17 % (с 20% до 37%).

Рис. 1. Уровень развития самооценки подростков по методике «Шкала самооценки» после реализации проекта

Повторное проведение методики «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан» показало, что 45% подростков присуща реалистическая (адекватную) самооценка, 33% обучающихся демонстрируют завышенную самооценку, 22% подростков характеризуются динамикой к заниженной самооценке, что свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Рис. 2. Уровень развития самооценки подростков по методике «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификация А.М. Прихожан»

Из рисунка 2 видно, что число подростков с низкой самооценкой снизилось на 12% (с 36% на этапе констатации до 22% на этапе контрольного среза); со средней – повысилось на 7% (с 38% до 45%); с высокой – увеличилось на 7% (с 26% до 33%).

Полученные в ходе контрольного этапа диагностики результаты засвидетельствовали положительную динамику показателей самооценки подростков, тем не менее считаем необходимым продолжение работы по формированию положительного отношения к себе.

Таким образом, реализация социально-психологического тренинга позволила изменить уровень развития самооценки подростков.

Список литературы

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Ось-89, 1999.
  2. Липкина А.И. Самооценка школьника. Москва: Просвещение, 1996.
  3. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2003.
  4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 2003.

Поделиться

4587

Дубовик Е. Ю., Комленок К. С. Развитие самооценки младших подростков // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. :в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II.С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/44-razvitie-samootsenki-mladshikh-podrostkov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря