Общепризнано, что наиболее значимым периодом в жизни любого человека является подростковый период, в течение которого закладываются жизненные ценности, ориентиры, формируется взгляд на жизнь, позиции. Именно поэтому трудности, возникшие в этот период, либо приобретенные ранее, ведут к обострению психических, физических и социальных противоречий в развитии психики человека. Развитие и становление самооценки, без которой невозможно формирование личности – сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом [2, с. 21]. Для обеспечения оптимального взаимодействия подростков с окружающим миром является диагностика и последующая работа по формированию адекватной самооценки.
Наиболее оптимальным средством развития качеств личности подростков является социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг позволит работать с трудно поддающимися коррекции личностными структурами, в том числе и самооценкой, часто недоступными воздействию с помощью других методов. При этом важной особенностью тренинга является то, что личность, реагируя на создаваемые ведущим ситуации, самостоятельно осознает и изменяет свое поведение и мироощущение. То есть, в результате тренинга личность способна к адекватной самооценке и как следствие этого, оптимальной жизнедеятельности.
Известно, что психологический тренинг – это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд [1, с. 32].
После проведения социально-психологического тренинга была проведена диагностика, которая позволила выявить уровень развития самооценки подростков после проведения тренинга. Представим сравнительную характеристику уровней развития самооценки до и после проведения тренинга.
В ходе проведения диагностической методики «Шкала самооценки» получены следующие результаты: самооценка 37% подростков соответствует высокому уровню, 45% – среднему, а 18% учащихся все же склонны преуменьшать свои возможности.
Из рисунка 1 видно, что число подростков с низкой самооценкой снизилось на 22 % (с 40% на этапе констатации до 18% на этапе контрольного среза), со средним уровнем самооценки – повысилось на 5% (с 40% до 45%); с высоким – повысились на 17 % (с 20% до 37%).
Рис. 1. Уровень развития самооценки подростков по методике «Шкала самооценки» после реализации проекта
Повторное проведение методики «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан» показало, что 45% подростков присуща реалистическая (адекватную) самооценка, 33% обучающихся демонстрируют завышенную самооценку, 22% подростков характеризуются динамикой к заниженной самооценке, что свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.
Рис. 2. Уровень развития самооценки подростков по методике «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификация А.М. Прихожан»
Из рисунка 2 видно, что число подростков с низкой самооценкой снизилось на 12% (с 36% на этапе констатации до 22% на этапе контрольного среза); со средней – повысилось на 7% (с 38% до 45%); с высокой – увеличилось на 7% (с 26% до 33%).
Полученные в ходе контрольного этапа диагностики результаты засвидетельствовали положительную динамику показателей самооценки подростков, тем не менее считаем необходимым продолжение работы по формированию положительного отношения к себе.
Таким образом, реализация социально-психологического тренинга позволила изменить уровень развития самооценки подростков.