Главная
Конференции
Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации
Правовое регулирование и особенности правоохранительной деятельности Министерств...

Правовое регулирование и особенности правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

правоохранительная деятельность
Министерство юстиции Российской Федерации
правотворческая функция

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования и особенностей правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации. Исследуется правотворческая функция указанного министерства. На основании проведенного исследования формулируются одна из особенностей правоохранительной деятельности министерства.

Текст статьи

К правоохранительным функциям, осуществляемым Министерством юстиции Российской Федерации, необходимо отнести, прежде всего, следующие.

Особое внимание обратим на функцию нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности, то есть на нормативно-правовое регулирование Министерством юстиции России как в целом правоохранительной деятельности (разработка законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение прав и свобод человека и гражданина), так и нормативно-правовое регулирование указанным министерством деятельности непосредственно осуществляющих соответствующие функции правоохранительной деятельности подведомственных Министерству юстиции двух федеральных служб: Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, каждая из которых наделена обособленными правоохранительными функциями.

К основополагающим функциям такой правоохранительной деятельности, осуществляемой указанными федеральными службами, отнесем, прежде всего:

а) деятельность по исполнению уголовных наказаний, или уголовно-исполнительную деятельность (она осуществляется подведомственной Министерству юстиции России Федеральной службой исполнения наказаний) и

б) деятельность по исполнению судебных решений и обеспечению установленного порядка деятельности судов, которая осуществляется Федеральной службой судебных приставов.

Перечень функций правоохранительной деятельности может быть дополнен также такой, на наш взгляд важнейшей, как правотворческая функция правоохранительной деятельности государства в части разработки именно Министерством юстиции Российской Федерации проектов законодательных актов, направленных на совершенствование в целом правоохранительной деятельности российского государства, а также сопровождения указанным министерством дальнейшего принятия, издания и исполнения федеральных законов, направленных на охрану прав и свобод человека и гражданина и интересов общества и государства.

Так, только в 2017 году Министерством юстиции Российской Федерации осуществлялись разработка и сопровождение 151 законопроекта, при этом в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находилось на рассмотрении 69 законопроектов, подготовленных непосредственно министерством, из которых были приняты 32 федеральных закона. При этом в сфере уголовного, административного и процессуального законодательства, законодательства о судоустройстве и законодательства об обороне, безопасности, информации и противодействии коррупции по итогам 2017 года были приняты разработанные Министерством 7 федеральных законов [1, с. 1, 11].

Отметим в связи с этим, что, к примеру, Ш.И. Акбарова справедливо указывает на то, что Министерство юстиции Российской Федерации, наряду с другими органами власти, ведет борьбу с проникновением коррупциогенных факторов в законодательство Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальные акты [2, с. 356].

Кроме того, помимо разработки и сопровождения, именно Министерством юстиции Российской Федерации проектов законодательных актов, направленных на совершенствование в целом правоохранительной деятельности российского государства, вторым составным элементом правотворческой функции в рамках правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации является разработка указанным министерством проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на упорядочение и дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности подведомственных Министерству юстиции России Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, каждая из которых выполняет в рамках правоохранительной деятельности самостоятельные функции такой правоохранительной деятельности, в том числе, к примеру, по исполнению уголовных наказаний (Федеральная служба исполнения наказаний) и по исполнению судебных решений и обеспечению установленного порядка деятельности судов (Федеральная служба судебных приставов).

Указанную функцию Министерства юстиции Российской Федерации в рамках правоохранительной деятельности российского государства представляется правильным назвать именно правотворческой (а не только законотворческой) в силу того, что Министерством юстиции Российской Федерации осуществляется разработка и сопровождение, а также экспертные исследования не только проектов законодательных актов, но и проектов Указов главы государства – Президента Российской Федерации, проектов Постановлений Правительства Российской Федерации, которыми вводятся в действие важнейшие подзаконные акты, регулирующие осуществление правоохранительной деятельности в стране.

Для совершенствования в настоящее время правоохранительной деятельности государства исключительную актуальность представляет разработка как проектов федеральных законов, так и иных нормативных правовых актов по вопросам совершенствования всех направлений правоохранительной деятельности, которые осуществляются государственными и негосударственными органами (чем, собственно, и занимается центральный аппарат Министерство юстиции Российской Федерации), так и, в частности, разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам дальнейшего совершенствования правоохранительной деятельности подведомственных данному министерству федеральных служб, в том числе:

- Федеральной службы исполнения наказаний: в части исполнения уголовного наказания как в области норм материального права (к примеру, по вопросам правового положения осужденных, их социального обеспечения), так и в сфере процессуально-правового регулирования (к примеру, по вопросам организации этапирования, сопровождения в процессе расследования уголовных дел лиц, заключенных под стражу и по другим вопросам);

- Федеральной службы судебных приставов: в части исполнения судебных решений как в сфере уголовного, гражданского, административного судопроизводства, так и в сфере арбитражного процесса, и в части обеспечения установленного порядка деятельности судов и по другим вопросам.

Представляется, что правотворческая функция Министерства юстиции Российской Федерации в рамках осуществления названным министерством правоохранительной деятельности обладает определенной спецификой. Она заключается в том, что Министерство юстиции России, реализуя правоохранительную функцию в рамках осуществления правоохранительной деятельности государства, с одной стороны разрабатывает и сопровождает соответствующие проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, в целом направленные на охрану прав и свобод человека и гражданина и интересов общества и государства, а с другой стороны – разрабатывает и сопровождает соответствующие проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, направленные на дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности подведомственных ему федеральных служб – Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов в части их функциональной правоохранительной деятельности.

В связи с изложенным следует выделить существенную особенность правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, которая заключается в том, что она осуществляется: а) как им самим; б) так и подведомственными министерству Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой судебных приставов, которыми осуществляются соответственно присущие только им такие функции правоохранительной деятельности как, к примеру, соответственно исполнение наказаний (Федеральная служба исполнения наказаний), а также исполнение судебных решений и обеспечение установленного порядка деятельности судов (Федеральная служба судебных приставов), то данную правоохранительную деятельность необходимо признать обладающей определенной спецификой, которую автор предлагает назвать правоохранительной деятельностью прямого и опосредованного участия (воздействия).

При этом прямое участие Министерства юстиции Российской Федерации в правоохранительной деятельности заключается в осуществлении центральным аппаратом министерства правотворческой функции правоохранительной деятельности, а также функции по координации и контролю правоохранительной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, а опосредованное участие Министерства юстиции России в правоохранительной деятельности заключается в правоохранительной деятельности формально не самого министерства, но подведомственных указанному министерству Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, которыми осуществляются соответственно присущие только им такие функции правоохранительной деятельности, как, к примеру, соответственно исполнение наказаний, исполнение судебных решений и обеспечение установленного порядка деятельности судов и другие.

Отметим, что российскими учеными уже высказывались тождественные нашему мнения. Так, в частности, Н.И. Свечников считает, что все виды государственной деятельности должны осуществляться в соответствии с законом и в порядке, предусмотренном законом. Поэтому еще одной формой правоохранительной деятельности является правотворчество, причем актуальными являются правовые акты, реально действующие и качественные – не создающие коллизий. Их оценка на предмет законности есть один из видов правоохранительной деятельности [3, с. 30].

С учетом изложенного, следует прийти к выводу о том, что Министерством юстиции Российской Федерации осуществляется, в частности, такая функция правоохранительной деятельности, как правотворческая в сфере правоохранительной деятельности, в связи с чем перечень функций правоохранительной деятельности, на наш взгляд, следует дополнить также позицией «правотворческая функция в сфере правоохранительной деятельности».

Список литературы

  1. Основные итоги деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в 2017 году / Доклад: официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации https://minjust.ru/ru. Дата обращения 25.03.2019.
  2. Акбарова Ш.И. Основные направления деятельности министерства юстиции Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2018. № 7 (122).
  3. Свечников Н.И. Сущность правоохранительной деятельности // Lex Russica. 2016. № 7 (116).

Поделиться

3870

Ермолаев К. А. Правовое регулирование и особенности правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 52-55. URL: https://apni.ru/article/440-pravovoe-regulirovanie-i-osobennosti-pravookhr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юридические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря