Правовое регулирование и особенности правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации

Правовое регулирование и особенности правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования и особенностей правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации. Исследуется правотворческая функция указанного министерства. На основании проведенного исследования формулируются одна из особенностей правоохранительной деятельности министерства.

Аннотация статьи
правоохранительная деятельность
Министерство юстиции Российской Федерации
правотворческая функция
Ключевые слова

К правоохранительным функциям, осуществляемым Министерством юстиции Российской Федерации, необходимо отнести, прежде всего, следующие.

Особое внимание обратим на функцию нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности, то есть на нормативно-правовое регулирование Министерством юстиции России как в целом правоохранительной деятельности (разработка законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение прав и свобод человека и гражданина), так и нормативно-правовое регулирование указанным министерством деятельности непосредственно осуществляющих соответствующие функции правоохранительной деятельности подведомственных Министерству юстиции двух федеральных служб: Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, каждая из которых наделена обособленными правоохранительными функциями.

К основополагающим функциям такой правоохранительной деятельности, осуществляемой указанными федеральными службами, отнесем, прежде всего:

а) деятельность по исполнению уголовных наказаний, или уголовно-исполнительную деятельность (она осуществляется подведомственной Министерству юстиции России Федеральной службой исполнения наказаний) и

б) деятельность по исполнению судебных решений и обеспечению установленного порядка деятельности судов, которая осуществляется Федеральной службой судебных приставов.

Перечень функций правоохранительной деятельности может быть дополнен также такой, на наш взгляд важнейшей, как правотворческая функция правоохранительной деятельности государства в части разработки именно Министерством юстиции Российской Федерации проектов законодательных актов, направленных на совершенствование в целом правоохранительной деятельности российского государства, а также сопровождения указанным министерством дальнейшего принятия, издания и исполнения федеральных законов, направленных на охрану прав и свобод человека и гражданина и интересов общества и государства.

Так, только в 2017 году Министерством юстиции Российской Федерации осуществлялись разработка и сопровождение 151 законопроекта, при этом в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находилось на рассмотрении 69 законопроектов, подготовленных непосредственно министерством, из которых были приняты 32 федеральных закона. При этом в сфере уголовного, административного и процессуального законодательства, законодательства о судоустройстве и законодательства об обороне, безопасности, информации и противодействии коррупции по итогам 2017 года были приняты разработанные Министерством 7 федеральных законов [1, с. 1, 11].

Отметим в связи с этим, что, к примеру, Ш.И. Акбарова справедливо указывает на то, что Министерство юстиции Российской Федерации, наряду с другими органами власти, ведет борьбу с проникновением коррупциогенных факторов в законодательство Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальные акты [2, с. 356].

Кроме того, помимо разработки и сопровождения, именно Министерством юстиции Российской Федерации проектов законодательных актов, направленных на совершенствование в целом правоохранительной деятельности российского государства, вторым составным элементом правотворческой функции в рамках правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации является разработка указанным министерством проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на упорядочение и дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности подведомственных Министерству юстиции России Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, каждая из которых выполняет в рамках правоохранительной деятельности самостоятельные функции такой правоохранительной деятельности, в том числе, к примеру, по исполнению уголовных наказаний (Федеральная служба исполнения наказаний) и по исполнению судебных решений и обеспечению установленного порядка деятельности судов (Федеральная служба судебных приставов).

Указанную функцию Министерства юстиции Российской Федерации в рамках правоохранительной деятельности российского государства представляется правильным назвать именно правотворческой (а не только законотворческой) в силу того, что Министерством юстиции Российской Федерации осуществляется разработка и сопровождение, а также экспертные исследования не только проектов законодательных актов, но и проектов Указов главы государства – Президента Российской Федерации, проектов Постановлений Правительства Российской Федерации, которыми вводятся в действие важнейшие подзаконные акты, регулирующие осуществление правоохранительной деятельности в стране.

Для совершенствования в настоящее время правоохранительной деятельности государства исключительную актуальность представляет разработка как проектов федеральных законов, так и иных нормативных правовых актов по вопросам совершенствования всех направлений правоохранительной деятельности, которые осуществляются государственными и негосударственными органами (чем, собственно, и занимается центральный аппарат Министерство юстиции Российской Федерации), так и, в частности, разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам дальнейшего совершенствования правоохранительной деятельности подведомственных данному министерству федеральных служб, в том числе:

- Федеральной службы исполнения наказаний: в части исполнения уголовного наказания как в области норм материального права (к примеру, по вопросам правового положения осужденных, их социального обеспечения), так и в сфере процессуально-правового регулирования (к примеру, по вопросам организации этапирования, сопровождения в процессе расследования уголовных дел лиц, заключенных под стражу и по другим вопросам);

- Федеральной службы судебных приставов: в части исполнения судебных решений как в сфере уголовного, гражданского, административного судопроизводства, так и в сфере арбитражного процесса, и в части обеспечения установленного порядка деятельности судов и по другим вопросам.

Представляется, что правотворческая функция Министерства юстиции Российской Федерации в рамках осуществления названным министерством правоохранительной деятельности обладает определенной спецификой. Она заключается в том, что Министерство юстиции России, реализуя правоохранительную функцию в рамках осуществления правоохранительной деятельности государства, с одной стороны разрабатывает и сопровождает соответствующие проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, в целом направленные на охрану прав и свобод человека и гражданина и интересов общества и государства, а с другой стороны – разрабатывает и сопровождает соответствующие проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, направленные на дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности подведомственных ему федеральных служб – Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов в части их функциональной правоохранительной деятельности.

В связи с изложенным следует выделить существенную особенность правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, которая заключается в том, что она осуществляется: а) как им самим; б) так и подведомственными министерству Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой судебных приставов, которыми осуществляются соответственно присущие только им такие функции правоохранительной деятельности как, к примеру, соответственно исполнение наказаний (Федеральная служба исполнения наказаний), а также исполнение судебных решений и обеспечение установленного порядка деятельности судов (Федеральная служба судебных приставов), то данную правоохранительную деятельность необходимо признать обладающей определенной спецификой, которую автор предлагает назвать правоохранительной деятельностью прямого и опосредованного участия (воздействия).

При этом прямое участие Министерства юстиции Российской Федерации в правоохранительной деятельности заключается в осуществлении центральным аппаратом министерства правотворческой функции правоохранительной деятельности, а также функции по координации и контролю правоохранительной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, а опосредованное участие Министерства юстиции России в правоохранительной деятельности заключается в правоохранительной деятельности формально не самого министерства, но подведомственных указанному министерству Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, которыми осуществляются соответственно присущие только им такие функции правоохранительной деятельности, как, к примеру, соответственно исполнение наказаний, исполнение судебных решений и обеспечение установленного порядка деятельности судов и другие.

Отметим, что российскими учеными уже высказывались тождественные нашему мнения. Так, в частности, Н.И. Свечников считает, что все виды государственной деятельности должны осуществляться в соответствии с законом и в порядке, предусмотренном законом. Поэтому еще одной формой правоохранительной деятельности является правотворчество, причем актуальными являются правовые акты, реально действующие и качественные – не создающие коллизий. Их оценка на предмет законности есть один из видов правоохранительной деятельности [3, с. 30].

С учетом изложенного, следует прийти к выводу о том, что Министерством юстиции Российской Федерации осуществляется, в частности, такая функция правоохранительной деятельности, как правотворческая в сфере правоохранительной деятельности, в связи с чем перечень функций правоохранительной деятельности, на наш взгляд, следует дополнить также позицией «правотворческая функция в сфере правоохранительной деятельности».

Текст статьи
  1. Основные итоги деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в 2017 году / Доклад: официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации https://minjust.ru/ru. Дата обращения 25.03.2019.
  2. Акбарова Ш.И. Основные направления деятельности министерства юстиции Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2018. № 7 (122).
  3. Свечников Н.И. Сущность правоохранительной деятельности // Lex Russica. 2016. № 7 (116).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря