Главная
Конференции
Личность как субъект социальных изменений: экономические, политико-правовые и гуманитарные аспекты
Характеристика жизненного пути, творчества и анатомических особенностей Никколо ...

Характеристика жизненного пути, творчества и анатомических особенностей Никколо Паганини

Секция

Искусствоведение и культурология

Ключевые слова

Никколо Паганини
скрипач
композитор

Аннотация статьи

27 октября 2022 г. исполнится 240 лет со дня рождения великого итальянского скрипача Никколо Паганини. Он был необычайно интересной, таинственной личностью, вел достаточно закрытый образ жизни, его имя всегда сопровождали многочисленные легенды, слухи и домыслы., распространению которых сам Паганини ни в коей мере не препятствовал. Определенные легенды касались анатомических особенностей и многочисленных болезней Паганини, его отношений с католической церковью. Составить объективную характеристику жизненного пути, творчества и анатомических особенностей великого музыканта достаточно сложно, однако попытаться это сделать представляется очень интересной и важной задачей, во-первых, в связи с близостью юбилейной даты Никколо Паганини, во-вторых, в связи с необходимостью повышения духовности нашей молодежи, в т.ч. через приобщение к классической музыке и личностям, ее создававшим.

Текст статьи

Никколо Паганини родился в ночь на 27 октября 1782 года в Генуе, в Пассо ди Гатта Мора, в полуразвалившемся строении, носившем название Albergo dei poveri – «Убежище для бедных». Легенда о рождении великого скрипача гласит, что на ступеньках «Убежища» поскользнулась повивальная бабка, упомянув при этом черта, и тут как раз открылась дверь и послышался сиплый, мяукающий плачь новорожденного Паганини [1, c.5]. Таких легенд о связи великого скрипача с нечистой силой существовало множество. У Никколо был старший брат Франческо и две сестры, Лукреция и Маргарита, тоже много старше его. Отец, Антонио Паганини, был одно время грузчиком, позднее имел лавку в генуэзском порту, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, был назван «держателем мандолин» [7, c.46]. Отец Никколо сам обладал талантом к музыке, играл на мандолине и скрипке, и, заметив музыкальность младшего сына, начал обучать его. Сначала малыш освоил мандолину, с 6 лет начал учиться игре на скрипке. Отец жестоко обращался с мальчиком, в то время как мать, урожденная Тереза Боччарди, жалела его, пытаясь защитить от побоев отца. Антонио Паганини надеялся со временем нажиться на музыкальном таланте сына и устроил его учиться к профессиональному скрипачу Джованни Черветто, а затем к синьору Джакомо Коста, который был преподавателем генуэзской капеллы и играл первую скрипку во всех церковных оркестрах Генуи. С 1793 г. Никколо Паганини регулярно стал играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церкви не только духовную, но и светскую музыку. Некоторое время Никколо учился у композитора Франческо Ньекко, оперы которого в то время ставились по всей Италии. Путешествие в Кремону, где когда-то жили великие скрипичные мастера из семейств Амати, Гварнери, Страдивари, подарило юному Никколо возможность пообщаться с графом Козио, который показал мальчику свою знаменитую коллекцию смычковых инструментов и рассказал ему историю скрипки. Позднее Геную посетил выдающийся французский скрипач и композитор Родольф Крейцер (годы жизни 1768-1831), в одном концерте с которым выступил юный Паганини. Пораженный его игрой, господин Крейцер на следующий день остановил свой экипаж около мрачных дверей дома в Пассо ди Гатта Мора; зажав нос шелковым платком, поднялся по грязной лестнице, и долго внушал синьору Антонио Паганини, что его сына необходимо отправить в Парму, ибо там живет единственный скрипач, который может завершить музыкальное образование Никколо, – это Алессандро Ролла. Однако Ролла, прослушав юного Паганини, сказал: «Я стар, мне нечему тебя учить. Но есть в Парме человек молодой и полный сил, он может быть тебе полезным. Это синьор Фердинанд Паэр, композитор и директор консерватории». И Паганини полгода учился у самого Паэра и его учителя, виолончелиста Гаспаре Гиретти, который давал юноше уроки гармонии и контрапункта. Осенью 1796 г. повзрослевший Никколо Паганини возвратился в Геную. В 1797 г. состоялись его первые гастроли по городам Италии в сопровождении отца. В 1801 г. Никколо, наконец, освободился от тиранической отцовской опеки и начал самостоятельную концертную деятельность, очень активную. Паганини был первым скрипачом, игравшим в концертах наизусть [6, c.376]. Покорив Италию, он совершил целый ряд гастрольных поездок по всей Европе. Практически Паганини всю жизнь находился в пути, но при этом бесконечно продолжал самостоятельно оттачивать свое исполнительское мастерство, достигнув в конце концов совершенства в игре на скрипке. Благодаря своей виртуозной технике и необычайной выразительности игры, Паганини приводил слушателей в такой восторг, что его выступления всюду собирали огромные толпы народа. Особенно возросла слава Паганини после путешествия по Франции, Германии и Англии. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству [2, c.313]. В 42 года Паганини увлекся 22-х летней певицей Антонией Бьянки, в 1825 году у них родился сын Ахилло. В 1828 году скрипач расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном. Он самостоятельно воспитывал мальчика и продолжал много работать, давая один концерт за другим. Стремясь обеспечить сыну достойное будущее, Паганини запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков [3, c.14].

Никколо Паганини написал множество произведений, в которых воплотились его талант композитора и безграничная фантазия гениального исполнителя; среди них – 24 каприса для скрипки соло, концерты, сонаты, пьесы для гитары. Паганини играл не только на скрипке и гитаре, но и на альте. Надо сказать, что до Паганини альт влачил жалкое существование: в оркестре он использовался лишь в ансамбле со скрипками и виолончелями. Дело в том, что играть на альте было неудобно: он являлся слишком большим и требовал непривычной для скрипачей растяжки пальцев. Знаменитый скрипичный мастер Антонио Страдивари уменьшил традиционные размеры альта и сделал его более удобным для игры. Правда, при этом несколько изменился тембр инструмента – он стал звучать сумрачно и несколько глуховато. Зимой 1833 г. Паганини встретился с французским композитором Гектором Берлиозом и предложил ему написать сочинение для альта. Берлиоз принял это предложение и написал симфонию для альта и оркестра «Чайльд Гарольд в Италии» на сюжет знаменитой поэмы Байрона. Так альт обрел вторую жизнь в руках двух талантливых музыкантов. Много писал для альта и сам Паганини. Его соната стала первым сольным сочинением, написанным для альта [2, c.314].

Никколо Паганини считается одним из основоположников романтизма в музыке. Личность великого скрипача всю жизнь была окружена множеством легенд и фантазий, к чему располагали своеобразие его «демонического» облика и романтические эпизоды биографии. Многолетняя кочевая жизнь, влекущая за собой разнообразные бытовые неудобства, травля завистников, а в последние годы еще и преследование католического духовенства за антиклерикальные высказывания и сочувствие движению карбонариев – все вместе эти проблемы подорвали здоровье великого музыканта. Он всегда много болел, казался истощенным и слабым, а в последний год жизни вдруг сначала сильно охрип, потом совсем потерял голос, говорил с трудом и только шепотом. Считается, что причиной смерти Паганини был милиарный туберкулез, который охватил все внутренние органы музыканта, начав свое распространение с гортани. Впрочем, можно предполагать, что очаги туберкулеза с детства дремали в легких Никколо, периодически напоминая о себе приступами кровохарканья. В разных источниках приходится встречать мнение о том, что у Паганини имел место синдром Марфана – генетически обусловленное заболевание соединительной ткани с вовлечением скелетно-мышечной и сердечно-сосудистой систем, органа зрения. Все доказанные случаи синдрома Марфана – следствие мутации гена фибриллина-1 [5, c.1003]. Для клинической картины синдрома Марфана характерен значительный полиморфизм, но обычно имеют место следующие симптомы: высокий рост, астеническое телосложение (длина конечностей не пропорциональна длине туловища); арахнодактилия (длинные, тонкие, так называемые «паучьи» пальцы); деформация грудной клетки; кифосколиоз; высокое арковидное небо; слабость связочного аппарата. Возможные проявления синдрома Марфана со стороны сердечно-сосудистой системы (ССС): дилатация (расширение) корня аорты; аортальная регургитация; расслаивающая аневризма аорты; пролапс митрального клапана; митральная регургитация. Возможные проявления синдрома Марфана со стороны органа зрения: иридоденез (дрожание хрусталика вследствие слабости цинновой связки); подвывих хрусталика; отслойка сетчатки; близорукость высокой степени. Другими, достаточно редкими проявлениями синдрома Марфана, могут быть геморрагический синдром и спонтанный пневмоторакс. Что же из всей этой массы симптомов можно предполагать в наличии у музыканта при его жизни? Вот одно из художественных описаний Паганини-ребенка: «В гурьбе оборванных ребятишек можно было заметить маленькую обезьянку с выдающейся челюстью, широким лбом, курчавыми волосами и очень длинным носом. На этом уродливом лице странно выделялись огромные агатовые глаза. Необычайно красивые глаза поражали своим несоответствием всему облику длиннорукого, кривоногого ребенка с громадными ступнями, с длинными пальцами на длинных кистях. Когда эти глаза загорались любопытством, лицо выравнилось и внезапно теряло свою уродливость [1, c.6]. Ни в одном из описаний маленького или взрослого Паганини нет упоминаний о высоком росте. Но, возможно, небольшой рост музыканта можно объяснить тем, что он был тубинфицированным ребенком, а тубинфицированность, как уже неоднократно доказывалось, задерживает и сокращает сроки ростовой активности, что приводит к формированию дисгармоничного телосложения и снижению показателей физического развития [4, c.19]. Астеническое телосложение у Паганини, вероятно, было. Деформация грудной клетки и кифосколиоз тоже, возможно, имели место, так как в описаниях внешности скрипача встречаются указания на впалую грудь и сутулость. Вот еще один фрагмент, касающийся его анатомических особенностей: «Старый граф Козио взял руку Паганини и, высоко подняв ее, поднес к своим слабым глазам: «У тебя каждый палец похож на утиный нос. Уродство, да и сам ты некрасив. А такие пальцы лучше всего для игры» [1, c.30]. Тонкие, длинные пальцы, похожие на утиные носы, подтверждают наличие у Паганини симптома арахнодактилии («паучьих пальцев»). Но слабость связочного аппарата, столь важная для подтверждения синдрома Марфана, у него маловероятна. Один из докторов, лечивших Паганини, был поражен «необыкновенной стойкостью этого организма простолюдина, этого истого генуэзца, худощавого, сухопарого, с жилами, похожими на стальные канаты, человека, проделавшего столько километров гигантского пути по Европе, сколько поколение наполеоновских генералов не покрывало в походах» [1, c.334]. Но в целом комплекс общесоматических симптомов синдрома Марфана у Паганини прослеживается. Описывались у него и проявления геморрагического синдрома в виде эпизодов кровохарканья. Но в отношении характерных проявлений синдрома Марфана со стороны ССС и органа зрения никаких свидетельств не найдено. Таким образом, доказать наличие у Паганини синдрома Марфана невозможно, и умер он явно не от его осложнений.

После смерти Паганини в Ницце 27 мая 1840 года начались его загробные скитания, продолжавшиеся без малого 56 лет. Как только великий скрипач умер, епископ Ниццы, преподобный Антонио Гальвани, отказал его сыну в заупокойной мессе по отцу. Сам Паганини хотел упокоиться в родной Генуе, и горячо любивший его сын Ахиллино собрался везти отца туда. Тело было забальзамировано, помещено в цинковый гроб, который поставили на повозку, но тут выяснилось, что секретные инструкции, протоколы и циркуляры католической церкви запрещают хоронить покойного Паганини в какой бы то ни было стране, исповедующей христианскую религию. Ахилло Паганини начал борьбу за право похоронить отца по католическому обряду. Он купил у папы римского маркизат, должность каноника церкви «Стекката» в Парме, звание архидиакона римской церкви. Церковь «Стекката» в 1853 г. вознесла молитву об отпущении грехов неслыханному грешнику Никколо Паганини. По существу, Ахилло просто без конца платил деньги церковникам за отпущение грехов отца. В 1864 г. он обратился лично к папе римскому с просьбой о выяснении загробной судьбы великого музыканта, и папа благосклонно согласился направить двух каноников для определения того, насколько повинен в ересях «презренный скрипач». Католическая церковь явно считала, что вытянула из маркиза Ахилло еще не все деньги. И он продолжал покорно платить, в то время, как гроб с телом его отца скитался по городам и весям, где его несколько раз зарывали в землю и выкапывали обратно. В 1876 г. гроб с телом Паганини тайком перевезли в Парму, где впервые поставили в каменном склепе на кладбище. Но прошло еще 20 лет, прежде чем римский первосвященник разрешил предать это тело земле. В 1896 г. 70-летний маркиз Ахилло Паганини наконец участвовал в погребении отца по католическому обряду на кладбище Виллетта в Парме. На примирение с церковью ушла почти вся его доля отцовского наследства, более 2,5 миллионов франков. А ведь щедрый Паганини завещал еще некоторую часть своего состояния бывшей супруге Антонии Бьянки и сестрам. 8 принадлежавших ему великолепных скрипок с мировыми паспортами были завещаны известным скрипачам современности: Берио, Эрнсту, Липинскому, Майзедеру, Молику, Оле Буллу, Вьетану, Шпору. Свою самую любимую и знаменитую скрипку Гварнери дель Джезу (таким было прозвище великого скрипичного мастера Джузеппе Гварнери) Паганини завещал родному городу Генуе, с тех пор эта скрипка хранится в генуэзской мэрии, итальянцы любовно называют ее «вдовой Паганини». Регулярно, начиная с 1954 г., в Генуе проводятся международные конкурсы скрипачей имени Паганини, победители которых получают право сыграть на его скрипке. Так продолжается жизнь непревзойденного скрипача и выдающегося композитора Никколо Паганини.

Список литературы

  1. Виноградов А.К. Осуждение Паганини / Сталинградское книжное издательство. – 1959. – 352 с.
  2. Все обо всех: Т.1: научно-популярное издание / научн.ред. В.В. Славкин. – Москва: Филологич.общество «Слово», компания «Ключ-С», АСТ. – 1996. – 480 с.
  3. Кто есть Кто: Т.3 (П-Я) / Авторы-составит. В. Белявская, П. Кочеткова, Т. Шубина. – Минск: Литература. – 1997. – 736 с.
  4. Путина Н.Ю. Возрастные и соматотипологические особенности морфофункционального развития тубинфицированных детей / Автореф. дис. … канд.мед.наук. – Тюмень. – 2015. – 23 с.
  5. Справочник-путеводитель практикующего врача. 2000 болезней от А до Я / Под.ред. И.Н. Денисова, Ю.Л. Шевченко. – 2-е изд., сокр. – Москва: ГЭОТАР – МЕД. – 2003. – 1344 с.
  6. Энциклопедический музыкальный словарь / Авторы-составители Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский. – изд. 2-е, испр. и доп.. – Москва: Издательство «Советская энциклопедия». – 1966. – 632 с.
  7. Энциклопедия. Открой мир вокруг себя. Вып. 22 «Танец, музыка, театр». – Тверь: ООО «Де Агостини». – 2010. – 62 с.

Поделиться

1178

Михалкина М. В., Михалкин К. П. Характеристика жизненного пути, творчества и анатомических особенностей Никколо Паганини // Личность как субъект социальных изменений: экономические, политико-правовые и гуманитарные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 15-22. URL: https://apni.ru/article/4400-kharakteristika-zhiznennogo-puti-tvorchestva

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января