Никколо Паганини родился в ночь на 27 октября 1782 года в Генуе, в Пассо ди Гатта Мора, в полуразвалившемся строении, носившем название Albergo dei poveri – «Убежище для бедных». Легенда о рождении великого скрипача гласит, что на ступеньках «Убежища» поскользнулась повивальная бабка, упомянув при этом черта, и тут как раз открылась дверь и послышался сиплый, мяукающий плачь новорожденного Паганини [1, c.5]. Таких легенд о связи великого скрипача с нечистой силой существовало множество. У Никколо был старший брат Франческо и две сестры, Лукреция и Маргарита, тоже много старше его. Отец, Антонио Паганини, был одно время грузчиком, позднее имел лавку в генуэзском порту, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, был назван «держателем мандолин» [7, c.46]. Отец Никколо сам обладал талантом к музыке, играл на мандолине и скрипке, и, заметив музыкальность младшего сына, начал обучать его. Сначала малыш освоил мандолину, с 6 лет начал учиться игре на скрипке. Отец жестоко обращался с мальчиком, в то время как мать, урожденная Тереза Боччарди, жалела его, пытаясь защитить от побоев отца. Антонио Паганини надеялся со временем нажиться на музыкальном таланте сына и устроил его учиться к профессиональному скрипачу Джованни Черветто, а затем к синьору Джакомо Коста, который был преподавателем генуэзской капеллы и играл первую скрипку во всех церковных оркестрах Генуи. С 1793 г. Никколо Паганини регулярно стал играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церкви не только духовную, но и светскую музыку. Некоторое время Никколо учился у композитора Франческо Ньекко, оперы которого в то время ставились по всей Италии. Путешествие в Кремону, где когда-то жили великие скрипичные мастера из семейств Амати, Гварнери, Страдивари, подарило юному Никколо возможность пообщаться с графом Козио, который показал мальчику свою знаменитую коллекцию смычковых инструментов и рассказал ему историю скрипки. Позднее Геную посетил выдающийся французский скрипач и композитор Родольф Крейцер (годы жизни 1768-1831), в одном концерте с которым выступил юный Паганини. Пораженный его игрой, господин Крейцер на следующий день остановил свой экипаж около мрачных дверей дома в Пассо ди Гатта Мора; зажав нос шелковым платком, поднялся по грязной лестнице, и долго внушал синьору Антонио Паганини, что его сына необходимо отправить в Парму, ибо там живет единственный скрипач, который может завершить музыкальное образование Никколо, – это Алессандро Ролла. Однако Ролла, прослушав юного Паганини, сказал: «Я стар, мне нечему тебя учить. Но есть в Парме человек молодой и полный сил, он может быть тебе полезным. Это синьор Фердинанд Паэр, композитор и директор консерватории». И Паганини полгода учился у самого Паэра и его учителя, виолончелиста Гаспаре Гиретти, который давал юноше уроки гармонии и контрапункта. Осенью 1796 г. повзрослевший Никколо Паганини возвратился в Геную. В 1797 г. состоялись его первые гастроли по городам Италии в сопровождении отца. В 1801 г. Никколо, наконец, освободился от тиранической отцовской опеки и начал самостоятельную концертную деятельность, очень активную. Паганини был первым скрипачом, игравшим в концертах наизусть [6, c.376]. Покорив Италию, он совершил целый ряд гастрольных поездок по всей Европе. Практически Паганини всю жизнь находился в пути, но при этом бесконечно продолжал самостоятельно оттачивать свое исполнительское мастерство, достигнув в конце концов совершенства в игре на скрипке. Благодаря своей виртуозной технике и необычайной выразительности игры, Паганини приводил слушателей в такой восторг, что его выступления всюду собирали огромные толпы народа. Особенно возросла слава Паганини после путешествия по Франции, Германии и Англии. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству [2, c.313]. В 42 года Паганини увлекся 22-х летней певицей Антонией Бьянки, в 1825 году у них родился сын Ахилло. В 1828 году скрипач расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном. Он самостоятельно воспитывал мальчика и продолжал много работать, давая один концерт за другим. Стремясь обеспечить сыну достойное будущее, Паганини запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков [3, c.14].
Никколо Паганини написал множество произведений, в которых воплотились его талант композитора и безграничная фантазия гениального исполнителя; среди них – 24 каприса для скрипки соло, концерты, сонаты, пьесы для гитары. Паганини играл не только на скрипке и гитаре, но и на альте. Надо сказать, что до Паганини альт влачил жалкое существование: в оркестре он использовался лишь в ансамбле со скрипками и виолончелями. Дело в том, что играть на альте было неудобно: он являлся слишком большим и требовал непривычной для скрипачей растяжки пальцев. Знаменитый скрипичный мастер Антонио Страдивари уменьшил традиционные размеры альта и сделал его более удобным для игры. Правда, при этом несколько изменился тембр инструмента – он стал звучать сумрачно и несколько глуховато. Зимой 1833 г. Паганини встретился с французским композитором Гектором Берлиозом и предложил ему написать сочинение для альта. Берлиоз принял это предложение и написал симфонию для альта и оркестра «Чайльд Гарольд в Италии» на сюжет знаменитой поэмы Байрона. Так альт обрел вторую жизнь в руках двух талантливых музыкантов. Много писал для альта и сам Паганини. Его соната стала первым сольным сочинением, написанным для альта [2, c.314].
Никколо Паганини считается одним из основоположников романтизма в музыке. Личность великого скрипача всю жизнь была окружена множеством легенд и фантазий, к чему располагали своеобразие его «демонического» облика и романтические эпизоды биографии. Многолетняя кочевая жизнь, влекущая за собой разнообразные бытовые неудобства, травля завистников, а в последние годы еще и преследование католического духовенства за антиклерикальные высказывания и сочувствие движению карбонариев – все вместе эти проблемы подорвали здоровье великого музыканта. Он всегда много болел, казался истощенным и слабым, а в последний год жизни вдруг сначала сильно охрип, потом совсем потерял голос, говорил с трудом и только шепотом. Считается, что причиной смерти Паганини был милиарный туберкулез, который охватил все внутренние органы музыканта, начав свое распространение с гортани. Впрочем, можно предполагать, что очаги туберкулеза с детства дремали в легких Никколо, периодически напоминая о себе приступами кровохарканья. В разных источниках приходится встречать мнение о том, что у Паганини имел место синдром Марфана – генетически обусловленное заболевание соединительной ткани с вовлечением скелетно-мышечной и сердечно-сосудистой систем, органа зрения. Все доказанные случаи синдрома Марфана – следствие мутации гена фибриллина-1 [5, c.1003]. Для клинической картины синдрома Марфана характерен значительный полиморфизм, но обычно имеют место следующие симптомы: высокий рост, астеническое телосложение (длина конечностей не пропорциональна длине туловища); арахнодактилия (длинные, тонкие, так называемые «паучьи» пальцы); деформация грудной клетки; кифосколиоз; высокое арковидное небо; слабость связочного аппарата. Возможные проявления синдрома Марфана со стороны сердечно-сосудистой системы (ССС): дилатация (расширение) корня аорты; аортальная регургитация; расслаивающая аневризма аорты; пролапс митрального клапана; митральная регургитация. Возможные проявления синдрома Марфана со стороны органа зрения: иридоденез (дрожание хрусталика вследствие слабости цинновой связки); подвывих хрусталика; отслойка сетчатки; близорукость высокой степени. Другими, достаточно редкими проявлениями синдрома Марфана, могут быть геморрагический синдром и спонтанный пневмоторакс. Что же из всей этой массы симптомов можно предполагать в наличии у музыканта при его жизни? Вот одно из художественных описаний Паганини-ребенка: «В гурьбе оборванных ребятишек можно было заметить маленькую обезьянку с выдающейся челюстью, широким лбом, курчавыми волосами и очень длинным носом. На этом уродливом лице странно выделялись огромные агатовые глаза. Необычайно красивые глаза поражали своим несоответствием всему облику длиннорукого, кривоногого ребенка с громадными ступнями, с длинными пальцами на длинных кистях. Когда эти глаза загорались любопытством, лицо выравнилось и внезапно теряло свою уродливость [1, c.6]. Ни в одном из описаний маленького или взрослого Паганини нет упоминаний о высоком росте. Но, возможно, небольшой рост музыканта можно объяснить тем, что он был тубинфицированным ребенком, а тубинфицированность, как уже неоднократно доказывалось, задерживает и сокращает сроки ростовой активности, что приводит к формированию дисгармоничного телосложения и снижению показателей физического развития [4, c.19]. Астеническое телосложение у Паганини, вероятно, было. Деформация грудной клетки и кифосколиоз тоже, возможно, имели место, так как в описаниях внешности скрипача встречаются указания на впалую грудь и сутулость. Вот еще один фрагмент, касающийся его анатомических особенностей: «Старый граф Козио взял руку Паганини и, высоко подняв ее, поднес к своим слабым глазам: «У тебя каждый палец похож на утиный нос. Уродство, да и сам ты некрасив. А такие пальцы лучше всего для игры» [1, c.30]. Тонкие, длинные пальцы, похожие на утиные носы, подтверждают наличие у Паганини симптома арахнодактилии («паучьих пальцев»). Но слабость связочного аппарата, столь важная для подтверждения синдрома Марфана, у него маловероятна. Один из докторов, лечивших Паганини, был поражен «необыкновенной стойкостью этого организма простолюдина, этого истого генуэзца, худощавого, сухопарого, с жилами, похожими на стальные канаты, человека, проделавшего столько километров гигантского пути по Европе, сколько поколение наполеоновских генералов не покрывало в походах» [1, c.334]. Но в целом комплекс общесоматических симптомов синдрома Марфана у Паганини прослеживается. Описывались у него и проявления геморрагического синдрома в виде эпизодов кровохарканья. Но в отношении характерных проявлений синдрома Марфана со стороны ССС и органа зрения никаких свидетельств не найдено. Таким образом, доказать наличие у Паганини синдрома Марфана невозможно, и умер он явно не от его осложнений.
После смерти Паганини в Ницце 27 мая 1840 года начались его загробные скитания, продолжавшиеся без малого 56 лет. Как только великий скрипач умер, епископ Ниццы, преподобный Антонио Гальвани, отказал его сыну в заупокойной мессе по отцу. Сам Паганини хотел упокоиться в родной Генуе, и горячо любивший его сын Ахиллино собрался везти отца туда. Тело было забальзамировано, помещено в цинковый гроб, который поставили на повозку, но тут выяснилось, что секретные инструкции, протоколы и циркуляры католической церкви запрещают хоронить покойного Паганини в какой бы то ни было стране, исповедующей христианскую религию. Ахилло Паганини начал борьбу за право похоронить отца по католическому обряду. Он купил у папы римского маркизат, должность каноника церкви «Стекката» в Парме, звание архидиакона римской церкви. Церковь «Стекката» в 1853 г. вознесла молитву об отпущении грехов неслыханному грешнику Никколо Паганини. По существу, Ахилло просто без конца платил деньги церковникам за отпущение грехов отца. В 1864 г. он обратился лично к папе римскому с просьбой о выяснении загробной судьбы великого музыканта, и папа благосклонно согласился направить двух каноников для определения того, насколько повинен в ересях «презренный скрипач». Католическая церковь явно считала, что вытянула из маркиза Ахилло еще не все деньги. И он продолжал покорно платить, в то время, как гроб с телом его отца скитался по городам и весям, где его несколько раз зарывали в землю и выкапывали обратно. В 1876 г. гроб с телом Паганини тайком перевезли в Парму, где впервые поставили в каменном склепе на кладбище. Но прошло еще 20 лет, прежде чем римский первосвященник разрешил предать это тело земле. В 1896 г. 70-летний маркиз Ахилло Паганини наконец участвовал в погребении отца по католическому обряду на кладбище Виллетта в Парме. На примирение с церковью ушла почти вся его доля отцовского наследства, более 2,5 миллионов франков. А ведь щедрый Паганини завещал еще некоторую часть своего состояния бывшей супруге Антонии Бьянки и сестрам. 8 принадлежавших ему великолепных скрипок с мировыми паспортами были завещаны известным скрипачам современности: Берио, Эрнсту, Липинскому, Майзедеру, Молику, Оле Буллу, Вьетану, Шпору. Свою самую любимую и знаменитую скрипку Гварнери дель Джезу (таким было прозвище великого скрипичного мастера Джузеппе Гварнери) Паганини завещал родному городу Генуе, с тех пор эта скрипка хранится в генуэзской мэрии, итальянцы любовно называют ее «вдовой Паганини». Регулярно, начиная с 1954 г., в Генуе проводятся международные конкурсы скрипачей имени Паганини, победители которых получают право сыграть на его скрипке. Так продолжается жизнь непревзойденного скрипача и выдающегося композитора Никколо Паганини.