Главная
АИ #29 (108)
Статьи журнала АИ #29 (108)
Использование технологий развития критического мышления в работе с детьми старше...

Использование технологий развития критического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

педагогические технологии
критическое мышление
коммуникативные навыки

Аннотация статьи

В статье использование технологий развития критического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста рассматривается в качестве одного из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка.

Текст статьи

На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие критического мышления у детей. Если у ребёнка слабо развито критическое мышление ему весьма трудно адаптироваться к условиям большинства новейших учебных программ, поскольку критическое мышление становится все более важной частью каждой из них. Даже к младшим школьникам требования высоки. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать. Нужно уметь решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов. В некоторых случаях даже нужно спорить с учителем и доказывать собственную правоту.

Актуальность технологий развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

В настоящее время отмечается пристальный интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям. Ведь для педагога-дошкольника в образовательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самостоятельно добывать знания, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.

Изучив технологию развития критического мышления, мы приняли решение о поэтапном внедрении элементов технологии РКМ в практику, предположив, что это поможет детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволит использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, разовьёт способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации.

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.

Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и т. д.

Структура технологии развития критического мышления состоит из трёх этапов:

1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)

Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
  • побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.

2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)

Эта стадия позволяет дошкольнику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Приёмы развития критического мышления, используемые в нашей работе по данной теме.

Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

Мы выбираем какое-либо детское художественное произведение с неожиданным финалом. Читая произведение, во время каждой остановки спрашиваем у детей: «Как вы думаете, что будет дальше?». Эти вопросы стимулируют мышление ребят, заставляя их мозг работать. Дочитав до финала, обсуждаем с детьми сходства и различия их версий с оригинальной. Такой прием не только учит детей мыслить логически, но и снимает с повестки дня вопрос о том, как научить их правильно говорить. Чем больше ребенок беседует, спорит, доказывает свою точку зрения, тем более развитой и литературной становится его речь. Важно соблюдать главное правило спора - не аргументированные доводы не принимаются. Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, объясняет, почему он думает именно так.

Прием «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал)

Этот прием используем с детьми трехлетнего возраста и старше. Объявляем детям тему занятия. Затем спрашиваем, что они знают по этой теме. Записываем их высказывания либо вывешиваем на доску схематические рисунки, соответствующие высказыванию. За каждое высказывание выдаю красную звездочку (вырезаю из цветной бумаги). Спрашиваем у детей, что они хотят узнать по этой теме и снова записываются их высказывания, выдавая ребенку зеленые звездочки за каждое. После того, как мы ответим на все вопросы по объявленной теме и расскажу всю имеющуюся у меня информацию, спрашиваю у детей, что они узнали нового. Снова записываем высказывания, выдаем желтые звездочки за каждое. Если желтых звездочек больше, чем зеленых - материал усвоен, если нет, занятие можно повторить на следующий день.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Готовим заранее утверждения по теме, так, чтобы они были под номерами. Утверждения могут быть верными и неверными. Детям раздаю листочки с таблицей: 2 строки и столько столбцов, сколько вопросов. В верхней строке цифры по порядку. В начале занятия после объявления темы, предлагаю детям поиграть в игру «Верите ли вы, что...». Я читаю утверждения, а дети, если утверждение верное ставят под цифрой, соответствующей номеру утверждения плюс, если не верное - минус. В конце занятия идет проверка. Снова читаются утверждения, а дети карандашом другого цвета ставят соответствующий знак. Затем можно спросить детей изменилось ли их мнение относительно какого-либо утверждения. Если в конце занятия по отношению к каждому утверждению будет поставлен правильный знак - материал детьми усвоен.

Приём «Кубик»

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Работа с кубиком строится следующим образом.

Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

Приём «Перемешанные события»

Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем читается произведение и предлагается исправить последовательность картинок.

Приём Опорные сигналы (ОС)

Это оригинальная обработка текста, при которой содержание материала кодируется с помощью знаков: ключевых слов, фраз; забавных рисунков; символов; схем.

Приём «Синквейн»

Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк:

1 строка – тема произведения, выраженная одним словом (существительным)

2 строка – описание темы в двух словах (прилагательных)

3 строка – описание действия тремя словами (обычно глаголами)

4 строка – фраза их 4-х слов, выражающая отношение к этой теме

5 строка – одно слово, синоним к первому на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы.

«Толстые и тонкие вопросы»

Осмысление содержания художественного произведения. «Тонкий» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «толстый» вопрос требует развёрнутого ответа: почему? Зачем?

«Шесть шляп мышления»

  • белая шляпа – факты;
  • красная - чувства и эмоции;
  • черная - ищет недостатки, критикует;
  • желтая шляп – находит достоинства, положительные моменты;
  • зеленая – творчество;
  • синяя – управление процессом.

Надеваем на ребёнка, отвечаем на вопросы.

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи.

Во-первых, делаем процесс обучения интересным.

Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха.

И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

Таким образом, технология развития критического мышления даёт детям возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности.

Список литературы

  1. Астахова, Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности [Текст] / Л.В. Астахова, Т.В. Харлампьева. – М.: РАН, 2012. – 136 с.
  2. Библер, В.С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога [Текст] / В.С. Библер. – М.: Медиа, 2012. – 199
  3. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] / Г. Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С.Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления. – М.: АСТ, 2018. – С. 111-114.
  4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 20019. – 272 с.

Поделиться

1955

Куркина Ю. Г., Лыкова И. С. Использование технологий развития критического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2022. №29 (108). С. 56-59. URL: https://apni.ru/article/4405-ispolzovanie-tekhnologij-razvitiya-kritichesk

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября