Нравственное воспитание детей

Данная статья посвящена понятию «нравственное воспитание», а также направлениям развития нравственности у детей.

Аннотация статьи
нравственное воспитание
родители
воспитание ребенка
Ключевые слова

Современная система обучения направлена не только на усвоение знаний, определяемых программой, и овладение необходимыми навыками и умениями, но и, что очень важно, на нравственное развитие учащихся. Правильное воспитание детей дошкольного и раннего школьного возраста требует от родителей отчетливого представления того, в чем выражается нравственное воспитание, каковы его особенности.

Задачей нравственного воспитания ребенка является развитие у него тех моральных качеств, которые составляют основу облика молодого человека, готового к активному и плодотворному участию в жизни общества, умеющего взаимодействовать в коллективе, правильно относящегося к своему окружению, т. е. гуманного, заботливого товарища, требовательного к другим и к себе, честного и принципиального. Для хорошо воспитанного в нравственном отношении человека характерно трудолюбие, глубокая увлеченность тем делом, которое приносит пользу и ему самому и людям.

Нравственно воспитанный человек руководствуется в своем поведении не заученными нормами и правилами. Они становятся для него внутренне своими, теми принципами, которые определяют, что можно делать, а что нельзя, что благородно, хорошо, а что плохо, стыдно, унизительно. Нравственно воспитанный человек – это патриот своей страны, защитник ее интересов, активный борец за процветание того дела, которому он служит.

Решающую и значимую роль в воспитании детей играет окружающая его среда. В педагогике существует понятие «микросреда». Это все то, что окружает человека, формируя его взгляды и убеждения, навыки и привычки. Первым воспитателем ребенка с момента его рождения является семья. Умные, внимательные, добрые, чуткие и в то же время требовательные родители остаются друзьями и наставниками своих детей на всю жизнь.

Воспитание ребенка– дело сложное, требующее определенных знаний, терпения, такта, выдержки, а главное–любви и внимания к детям, уважения их личности, понимания их интересов и потребностей, постоянного наблюдения над их развитием.

Воспитание детей – не свод каких-то общих правил, действительных во всех случаях жизни. Оно должно учитывать индивидуальные особенности ребенка и предполагает индивидуальный подход к нему. Воспитание – это не назидание, не поучение, не одергивание, не приказание, а линия поведения, система требований и взаимоотношений в семье как определенном коллективе (так же, как в яслях, детском саду, школе, армии, на работе…).

Огромное значение в деле воспитания ребенка имеет та нравственная атмосфера, которая его окружает изо дня в день:

Единство слова и примера. Когда Аркадия Гайдара спросили, как вырастить детей, чтобы они были честными, смелыми, добрыми людьми, он ответил: «Но ведь это очень просто. Надо только самим быть честными, смелыми, добрыми». В этих словах глубокий смысл.

Первым воспитателем ребенка является его семья, а главным методом воспитания – единство слова и личного примера родителей. «Каков отец, таков молодец», – гласит народная мудрость. Если ребенок не видит положительного примера или видит противоположное тому, о чем ему говорят на словах и что требуют от него, все усилия взрослых будут напрасными. Ничто так не влияет на детей, как личный пример взрослых.

Воспитание честности. В каждом случае детской лжи и нечестности нужно внимательно разобраться. Часто дети раннего возраста не всегда могут отличить события и действия, выдуманные ими, от действительно происходивших. Во многих случаях проявляется богатая фантазия малышей, особенно во время игры. Большей частью мотивы их выдумок бескорыстны и безобидны. Иногда же, вместо невинной фантазии, появляется лживость. Как правило, она вызывается различными причинами, такими, как хвастовство, трусость, или другими отрицательными моментами. Надо стараться, чтобы дети делились с родителями всеми своими радостями и неудачами, доверяли им и не скрывали своих проступков. Нередко дети прибегают к обману и лжи сознательно, ради какой-либо выгоды для себя. Этого не должно быть – всякая умышленная ложь должна быть обязательно разоблачена. Тогда неизбежно исчезнет и само желание обманывать. Но для этого надо исключить у детей страх перед чрезмерным наказанием за свои проступки. Не будет страха – не появится и потребность скрывать что-либо от родителей.

Разрешения и запрещения. Как бы не было трудно, но очень важно научить ребенка послушанию. Это достигается тем, что родители постоянно проверяют, выполнил ли он порученное задание и если нет, то почему. Ни один хороший поступок ребенка не должен остаться незамеченным, любое хорошо выполненное поручение должно получить одобрение. Нужно терпеливо и настойчиво внушать ребенку, что послушание – благо для него. Но внушать надо не только словом, но и действием, примером – так, чтобы ребенок убедился в этом наглядно, на деле.

Следует стремиться к тому, чтобы дети выполняли то, о чем их просят, не механически, не бездумно, а понимали, зачем нужно сделать именно это и именно так. Главное – это воспитать внутреннюю убежденность в необходимости правильного поведения, а не слепое подчинение. Если ребенку что-либо не разрешается, это должно стать таким законом, от которого нельзя отступать, несмотря на крик и плач. Запрещать надо разумно. «Не разрешить» проще всего. Труднее (хотя и совершенно необходимо) объяснить, почему одно делать нельзя, а другое – можно. А то, что уже запрещено, разрешать ни в коем случае нельзя.

Отношение к капризам и упрямству. Умение владеть собой является одним из важных элементов правильного воспитания. Каприз есть проявление раздражительности, недовольства. Если ребенок капризничает изредка, это может быть вызвано случайными причинами, и капризу не следует придавать особого значения. Ласкать ребенка нужно не тогда, когда он капризничает и плачет, а когда ведет себя хорошо. К серьезным просьбам детей следует относиться внимательно и по возможности выполнять их. Взрослые часто непоследовательны в воспитании, позволяя сегодня то, что вчера запрещали, раздражая ребенка мелочными поучениями и сами, раздражаясь по малейшему поводу, сердятся, нервничают, спорят при ребенке, вызывая у него раздражение, плач, капризы.

Неумеренная, порой болезненная «внимательность» к детям делает их непомерно капризными, порой, они не хотят выполнять ни одного из поручений родителей. Очень неправильно, когда идут на поводу избалованного, непослушного ребенка, потакая его капризам и уговаривая не делать того или иного. Стоит ребенку расплакаться, как некоторые родители тут же отказываются от своего требования к нему выполнить поручение. Лучше требовать меньше, но так, чтобы требование было обязательно выполнено.

Другой причиной капризов и упрямства служат частые и порой необоснованные запреты. Ребенок на каждом шагу слышит: «Нельзя! Не трогай! Оставь!» Постоянные запреты побуждают к упрямству и тормозят психическое развитие детей.

Поощрения и наказания. Стремясь к тому, чтобы ребенок был послушным, надо проявлять в его воспитании твердость и последовательность и в то же время быть по отношению к детям добрыми, внимательными и справедливыми.

Некоторые родители, добиваясь послушания, не только наказывают, но и запугивают детей. Страх и запугивания пагубно отражаются на нервной системе, подавляют активность детей, делают их нервными, боязливыми, задерживают их развитие. Совершенно недопустимо наказывать детей лишением сна, прогулок, еды и т.п.

Особенно внимательными нужно быть к тем детям, которым что-либо не дается, не получается. К сожалению, их обычно больше укоряют, чем подбадривают и поощряют. Но и поощрение не в меньшей мере, чем наказание и осуждение, требует от взрослых осторожности и деликатности. Поощрения подобны сладостям. Если давать их много и часто, ребенку это быстро надоедает и перестает быть определенным стимулом. Поощрения чаще всего выражаются словами одобрения: «хорошо», «правильно», «молодец»…

Некоторые родители часто «пилят» своих детей. Но это вызывает у них лишь гнетущее состояние, чувство обиды, формируется неправильная самооценка. Также не стоит использовать бесконечно нудные, назойливые назиданий. Ни они, ни крик и ругань ничего общего не имеют с выполнением взрослыми своего педагогического долга. В обращении с детьми недопустимы злые усмешки, словесные укоры, неприятные сравнения.

Если ребенок совершил проступок в состоянии возбуждения, говорить с ним сразу, бессмысленно. Надо дать ему «остыть», успокоиться самим и только после этого провести с ним беседу, спокойно и убедительно объясняя его ошибку. Не стоит ребенку напоминать о случившемся по нескольку раз, особенно если он осознал свой проступок. Тем более не следует этого делать при посторонних. Никогда не следует забывать о том, что педагогическое воздействие, влияние на ребенка возможно только при полном уважении к нему и полном его принятии. Если последнего нет, а дети это чувствуют очень остро, они сами не будут уважать взрослого.

Эстетическое воспитание. Оно вооружает детей пониманием красоты окружающего мира. Конечно же, эстетическое воспитание не укладывается в рамки специальных занятий. Оно должно осуществляться повседневно, стать системой определенного повеления взрослых по отношению к детям.

Очень много могут сделать родители для воспитания у ребенка хорошего вкуса. С раннего возраста надо учить детей любить и понимать красоту природы, развивать у них вкус к одежде, прическе, приучать любить животных и растения, поощрять художественные наклонности – рисование, лепку, игру на музыкальных инструментах, участие в художественной самодеятельности.

Правы те родители, которые с раннего возраста посещают с детьми спектакли, концерты, выставки, зоопарки, записывают их в различные кружки, учитывая индивидуальные особенности, склонности и интересы детей.

Только тогда, когда взрослый заботится о передаче детям нужных знаний, своим примером и отношением формирует у них собственные оценки и суждения и упражняет в нравственных поступках, в нравственном поведении, он может успешно решить задачи нравственного воспитания. Благодаря любви, вниманию, пониманию близких людей ребенок может стать полноценным человеком.

Текст статьи
  1. Родителям о детях : [сборник] / под редакцией А. Ф. Тура. - Издание 3-е, переработанное и дополненное. - Москва : Медицина, 1978. – 286.
  2. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1981. – 400 с.
  3. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
Список литературы