научный журнал «Актуальные исследования» #30 (109), август '22

Способы психологического воздействия на молодежь по вовлечению в секты

В статье описываются распространённые способы психологического влияния на молодежь по вовлечению в различные секты. Указан общий алгоритм мер адептов групп.

Аннотация статьи
молодежь
способы
секта
конфессия
молодые люди
психологическое воздействие
Ключевые слова

На сегодняшний день актуальна проблема попадания людей в различные секты, особенно это касается молодежи, которая в силу своей незрелости и неопытности часто становится объектом привлечения. Итак, стоит выяснить, какие существуют способы психического воздействия. Это позволит информировать молодежь, их родителей, чтобы предотвратить данную проблему, понять сущность сект.

В зоне риска находится молодое поколение. Как пишет психолог и психотерапевт Елена Емельянова в своей книге «Кризис в созависимых отношениях», в зоне риска находятся молодые люди, у которых еще не сформировалась Я-концепция. Их осознание себя размыто, не имеет четких границ. Обычно это происходит, когда в детстве ребенок получает противоречивые оценки себя и своих действий. Попадая под влияние сектантов, вакуум в сознании заполняется свойственными группе взглядами. Молодые люди приобретают определенность, четкое представление о себе.

Как показывает практика, опыт разных людей и анализ имеющихся источников, секты воздействуют крайне деструктивно на личность человека, на его здоровье и в целом на все уровни функционирования социума – индивидуальном (личность), микросоциальном (семья, ячейки общества), макросоциальном (все общество) [4, с. 285].

Наиболее популярным способом привлечения является психологическое воздействие. Люди, которые заманивают других в свои секты, обычно владеют глубокими знаниями в психологической, исторической и социальной области. Если у нового человека появятся сомнения по поводу вероучения, сектанты убедят его в абсолютной истине его происхождения, верности идеологии. Информация, которую преподносят адепты конфессии, подкрепляется ими логичными доводами, историческими моментами. Таким образом, стоит обозначить, что представление о сектантах как о глупых, мало образованных людях, ошибочно. Если бы это было так, им бы не удалось удерживать большую аудиторию, и рано или поздно, секта прекратила бы свое существование [2, с. 85]. Руководители объединений используют только новейшие технологии, особенно при вербовке молодых людей. Когда люди попадают в секты, они достаточно быстро приспосабливаются к группе и ввиду интенсивного психологического воздействия превращаются в фанатиков, взгляды которых могут отличаться от их прежней идеологии. На рис. показана секта Свидетели Иеговы.

https://stolica-s.su/wp-content/uploads/2021/08/yrlzhvu8mka.jpg

Рис. Сектанты на собрании (Свидетели Иеговы)

Члены группы контролируют новообращенных с целью исключить свободное время, привить покорность, послушность, зависимость, регулировать реальность. Различные исследователи и психологи отмечают следующие аспекты, которыми руководствуются сектанты:

  1. Окружение любовью заключается в чрезмерной заботе, внимании по отношению к новичку. При этом «теплые чувства» проявляют все члены группы. Данный метод позволяет притупить чувство бдительности, защитные реакции новой личности. Окружение заботой ослабляет его способность к критике. Так адепты общины могут узнать социальное положение человека, его материальный достаток.
  2. Позитивное мышление является идеологией сект, поэтому критика становится почти невозможной ввиду того, что любое несогласие расценивается как попытка видеть все в темных тонах.

Во время разговора сектант, обладая навыками психологического давления, при разговоре с объектом привлечения может установить:

  • уровень самооценки человека;
  • трудности, испытываемые объектом в настоящее время;
  • чувство одиночества и оставленности;
  • метания объекта, если ему предстоит сделать сложный выбор;
  • поиск информации, помощи, поддержки [6, с. 123].

При обнаружении низкой самооценки, робости в ответах, вербовщик сначала приглашает человека на какой-либо тренинг, вводную лекцию, встречу. О религии речь не ведется. В результате знакомства с членами группы, ее особенностями, новообращенный начинает интересоваться ей. Со временем, погружаясь в дела секты, ее интересы и взгляды, человек незаметно для себя теряет права и приобретает обязанности. Сектанты предоставляют новому объекту иные моральные ценности под видом заботы и любви. Под воздействием новой среды молодые люди по-новому смотрят на многие вещи, все больше ощущают чувство единения с группой. Постепенно утрачивается связь с родными, друзьями [7, с. 294].

Молодые люди часто входят в секты, переживая переломные моменты жизни – разочарование, уход из семьи, проблемы с работой, в отношениях, смерть близкого. В целом программа привлечения и удержания человека содержит следующие меры:

  1. Полный контроль над временем, окружением человека. Сектанты стремятся к тому, чтобы человек все свое свободное время проводил в группе, и вскоре посвятил ей свою жизнь.
  2. Человек теряется, не понимает, что с ним происходит. Он не осознает сущности изменений, которые в нем случились. В итоге он теряет свою независимость, ценности, лишается прежнего окружения.
  3. Далее происходит сохранение чувства беспомощности, развитие тотальной зависимости от группы, изоляция от старого окружения. Сектанты призывают людей уходить с работы.
  4. Манипулирование посредством системы наказания и поощрения. Это происходит для того, чтобы человек стал идентичным членом группы с одинаковыми взглядами с сектантами.
  5. Формирование изолированной системы мышления, при которой человек лишается возможности определить для себя противоречия или развить сомнения [5, с. 154].

Разнообразные способы влияния на психику, моральное состояние человека, которые применяются сектами в практической жизни, воздействуют не раздельно, а в комплексе. Использование средств намеков и разных предложений позволяет оказывать существенное влияние на поведение человека. Речевые воздействия являются как положительными, так и отрицательными раздражителями. Сектанты осознают это и применяют метод в виде гипноза и внушения. Так они убеждают человека в чем-либо, проповедуют его морально. На практике выявлено, что атмосфера молитвенной комнаты, собрание способны оказывать психологическое влияние на членов организации. Руководитель стремится изолировать свою общину от других церквей и отыскать доказательства исключительности их учения, внушая всем, что только их вера настоящая и неподдельная.

Природа сектантских объединений состоит в том, что все их адепты равноправны – лидеры в равных отношениях с другими людьми. Нередко в группах можно услышать такие обращения, как «сестра», «брат». В сектах принято целоваться при встречах, поклоняться главе.

Обстановка собрания также располагает к особому настрою. Мистическая среда, ощущение таинства, отстраненности от мира позволяют молодым людям почувствовать свободу [3, с. 213].

Методы запретов и требований сильно влияют на психику людей. Главы конфессий убеждают членов в том, что болезнь дается как наказание за нарушение заповедей Божьих. Ввиду этого молитва, покаяние и готовность творить дела конфессии видится ими как способы избавления от наказания.

Обряды являются действенным способом влияния на психическое состояние людей. Обрядность позволяет создать благоприятные условия для формирования у верующих религиозного расположения духа. Молодые люди на начальном этапе дают клятву, что становится значительным инструментом обработки их психики. Клятва заключается в обещании хранить в тайне свое вступление в секту, не разглашать все, что происходит в стенах общины.

В конфессиях на встречах часто присутствует шум. Он негативно отражается на психике человека. Шум не обязательно должен быть мощным, самым вредным является тот шум, который длится 3-6 часов. Под влиянием шума человек становится раздражительным, наблюдается быстрая утомляемость. Человек устает, ухудшается память, появляется бессонница. Шум также неблагоприятно воздействует на ЦНС человека, нарушая функционирование нервных окончаний и процессов.

В целом, способы психологического манипулирования влияют на личность следующим образом:

  • ухудшают долгосрочную память;
  • способствуют появлению деструктивных процессов в эмоциональной сфере;
  • приводят к ухудшению процессов восприятия, воображения, критического мышления;
  • ослабевают концентрацию внимания;
  • приводят к ухудшению умственной деятельности;
  • ухудшают мыслительные процессы;
  • блокируют волю человека [1, с. 123].

Итак, способы психологического влияния секты на молодежь принимают разнообразные формы. Адепты общины привлекают людей расположением, разговорами, проявлением мнимой заботы и любви, обещанием помочь. Обряды, посвящение в конфессию, клятвы создают таинственную атмосферу, в которую быстро погружаются молодые люди, забывая о реальности. Сектанты стремятся достичь тотального контроля над молодыми людьми. Таким образом, манипуляции ими только укрепятся. Применение разных психологических методов воздействия отрицательно сказывается на эмоциональное, моральное и психическое состояние личности.

Текст статьи
  1. Бодалев, А. А. Психология общения : Избранные труды / А. А. Бодалев. – М. : Институт практической психологии, 1996. - 256 с.
  2. Грачев, Г. Манипулирование личностью. Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Георгий Грачев, Игорь Мельник. - М.: Алгоритм, 2017. - 288 c.
  3. Зелинский, С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание / С.А. Зелинский. - М.: Скифия, 2018. - 416 c.
  4. Кабаченко, Т. С. Методы психологического воздействия : пособие / Т. С. Кабаченко. – М. : Пед. общ. России, 2000. - 544 с.
  5. Новикова М.В., Николаева И.И. Способы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – 567 с.
  6. Смолин И.В. Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 684 c.
  7. Шапарь В. Б. Психология религиозных сект; Харвест - Москва, 2004. - 384 c.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября