Воспитательный потенциал уроков химии в формировании личности обучающегося

В статье воспитательный потенциал уроков химии рассматривается как один из важных факторов формирования личности обучающегося. Уроки химии имеют очень широкий круг направлений в области воспитания.

Аннотация статьи
гражданственность
воспитание
патриотизм
этическое сознание
трудолюбие
творческое отношение к учению
экологическая культура
Ключевые слова

«Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего»
Д.И. Менделеев

Проблема воспитания подрастающего поколения играет большую роль в системе образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1].

Школа обладает достаточным набором возможностей для выполнения воспитательной функции: общение, внеклассные мероприятия, учебная деятельность. Особое место в воспитательном процессе занимает урок, поскольку в школьной жизни он является одним из главных средств формирования характера, привычек, поведения каждого ученика. Высокий воспитывающий потенциал урока зависит, прежде всего, от учителя.
В.А. Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, – эти знания … выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира» [2].

Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности.

Чаще всего воспитание в школе связывают с уроками литературы, обществознания, технологии, истории. Однако в один ряд с этими предметами можно поставить и химию. Благодаря своим особенностям, разнообразию теоретического и практического материала, методам и приёмам обучения, химия с лёгкостью может решать задачи воспитания школьников.

Химия относится к естественнонаучным дисциплинам и имеет возможность влияния на воспитание школьников, дополняя представления обучающихся о картине окружающего мира и акцентируя связь изучаемого материала с реальными объектами [3].

При изучении именных реакций, правил и законов в 8-11 классах на уроках химии происходит воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. С учащимися мы обращаемся к именам великих учёных, внёсших бесценный вклад в развитие химии: М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова и др. При этом подчёркиваем их принадлежность великой России, обращаем внимание, что наряду с выдающимися учёными других стран у истоков мировой химии как науки стояли и русские учёные. Изучение биографий учёных, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у школьников, стимулирует их поведение и деятельность. При этом у учащихся возникает вполне естественное чувство гордости за свою страну и своих выдающихся соотечественников.

Развитие таких ценностей, как любовь к России, своему народу, своему краю возможно при изучении химических элементов металлов и неметаллов. Рассматривается область их применения, вытекающая из их свойств, при этом происходит знакомство с достопримечательностями России, памятниками культуры и архитектуры (алмазный фонд, Царь-пушка, Царь-колокол и т.д.), что вызывает интерес у подростков, желание посмотреть и познакомиться с ними поближе. Наша страна богата полезными ископаемыми: на территории Белгородской области сосредоточено сорок процентов общероссийских запасов железной руды. На этот факт обязательно обращаем внимание при изучении темы «Металлы» (9 класс), уделяем внимание КМА, что формирует любовь к своей малой родине – Белгородчине.

Использование поэтического слова позволяет сделать урок химии более эмоциональным, значимым. Такой урок лучше запоминается и оставляет свой след в умах и сердцах ребят. При изучении периодического закона и ПСХЭ Д.И. Менделеева обязательно читаем стихи С. Щипачёва «Читая Менделеева»:

Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все – от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
Строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.

Если на уроке химии учащиеся хотя бы немного прикоснутся к миру прекрасного, то можно говорить о воспитании нравственных чувств и этического сознания.

Химия – наука экспериментальная. Выполняя практические работы и лабораторные опыты, учащиеся понимают, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, их последовательность, проявлять смекалку и умение. На уроках химии развивается культура труда, которая предполагает разумное сочетание труда и отдыха, переключение различных видов деятельности, обеспечение высокого качества работы. Через ответственное выполнение домашних заданий, подготовку своего рабочего места, дисциплинированность и усердие воспитывается трудолюбие.

Воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни происходит через формирование бережного отношения к имуществу одноклассников, кабинета, школы, к учебным пособиям и т.д.

При изучении отдельных химических элементов, их нахождения в природе, влияния на организм человека формируется ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Одним из личностных результатов освоения химии является изучение социальных норм, правил поведения, ролей и форм жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами [4]. Для реализации экологического воспитания при изучении школьного курса химии предусматриваю ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. На большинство экологических вопросов ответы ищут сами ученики, выполняя доклад, проект с экологическим содержанием. Использование экологического материала вместе с программным материалом активизирует интерес к предмету, развивает потребность общения с природой, воспитывает ответственность в личном поведении и различных видах деятельности, формирует навыки по бережному использованию, защите и улучшению окружающей среды.

На уроках химии можно говорить и об эстетическом воспитании. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя.

Как отмечает К.В. Гавриловец: «В своей работе учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, причёске проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них «нравственно-эстетический критерий достоинства человека» [5].

Чтобы стать средством эстетического воспитания, учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес школьников. Например, рассматривая формы кристаллов, типы кристаллических решёток, химические формулы и реакции, можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического. Иллюстрации учебника также способствуют формированию культуры восприятия, указывая на эстетические свойства изучаемых объектов.

Таким образом, потенциал химии в решении воспитательных задач велик. Кроме того, у химии довольно широкий круг направлений в области воспитания. Если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируются все необходимые компетентности, что и служит конечным ориентиром в работе системы образования.

Текст статьи
  1. Федеральный закон РФ Об образовании в Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 (zakonrf.info) (дата обращения 31.07.20222).
  2. Сухомлинский, В. А. О воспитании. - М., 1975.
  3. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальных школ. \ Под редакцией А.Г. Каспржака и др.;. М.: Просвещение, 2004.
  4. Габриелян О.С. Химия. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова. 8-9 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций/О.С. габриелян, С.А. Сладков. – М. Просвещение, 2019. – 80 с.
  5. Гавриловец, К.В., Казимирская, И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников 4-8 классов. – Минск: Народная асвета. – 1978. – 128 с.
Список литературы