Главная
АИ #30 (109)
Статьи журнала АИ #30 (109)
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования краеведческой ...

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования краеведческой культуры учащихся

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

краеведение
Самарский край
учащиеся
Кинель

Аннотация статьи

В статье рассматривается аспекты изучения истории Самарского края на примере взаимосвязи внеурочной деятельности, исследовательской деятельности и курса «Истории Самарского края» в общеобразовательной школе. Использование проектно-исследовательская деятельности как средство формирования краеведческой культуры учащихся.

Текст статьи

Изучение истории малой Родины одна из важнейших задач в воспитании школьников. Краеведческий материал как более близкий и знакомый имеет огромную воспитательную ценность, культурную значимость. Патриотизм, уважение к Отечеству, осознание своей идентичности к истории своей малой Родины, уважительное и доброжелательное отношение к ценностям народов Самарского края и всей России – вот далеко не весь перечень личностных результатов, на достижение которых направлена реализация программ внеурочной деятельности краеведческой направленности.

В ГБОУ СОШ №5 г.о. Кинель Самарской области реализуется программы по внеурочной деятельности краеведческой направленности, одна из которых «Юный краевед» для учащихся 5-9 классов. На примере изучения исторических, природных и культурных памятников происходит процесс изучения истории своего края. В условиях дефицита информации о родном крае, особое значение имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности как метод поиска необходимой информации для восстановления недостающих сведений в исторической цепи событий.

Краеведческая деятельность в образовательной организации решает задачи формирования не только осознанного отношения обучающихся к истории, культуре, природе, народам, населяющим малую Родину, но и навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности. Давно известный метод проектной деятельности сегодня приобретает особую значимость, поскольку изначально ориентирован на формирование универсальных учебных действий, в частности навыков мышления высокого уровня (познавательных универсальных учебных действий) и регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. На сегодняшний день в образовательных организациях реализуются разные проекты. Они классифицируются в зависимости от продолжительности, количества участников, доминирующей деятельности, по предметным связям и т. д. При реализации программ краеведческой направленности наибольшую ценность представляют долгосрочные проекты: нестрогая ограниченность во времени позволяет отрабатывать такие основополагающие навыки исследовательской деятельности, как постановка проблемы, цели, задач, выдвижение гипотезы, обоснование выбора инструментария, планирование и т. д. В то же время реализация долгосрочных проектов в школе имеет ряд сложностей: – требует серьёзной проработки мотивационный этап. Часто ребята теряют интерес к проекту в силу большого временного разрыва между началом проекта и получением конечного продукта, в связи с чем необходимо продумать инструменты (способы, средства) поддержания интереса, адекватные их возрасту и потребностям; – выполнение проекта выходит за рамки учебного плана, поэтому во избежание перегрузки учащихся необходимо продумать формы и время организации деятельности, соответствующие требованиям СанПиН. В нашем образовательном учреждении ежегодно проходит научно-практическая конференция учащихся. Задачи конференции:

  • Выявление и поддержка интеллектуально-одаренных учащихся школы и привлечение их к исследовательской деятельности.
  • Профориентация учащихся старших классов
  • Создание условий для вовлечения в проектную и исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов.
  • Осуществление отбора и подготовки материалов к участию в окружных и областных конкурсах [1].

Данная конференция помогает учителю планировать исследовательскую деятельность учащихся, ориентироваться на конкретные сроки (конец января). Учащиеся видят результаты исследовательской деятельности своих одноклассников и могут послушать лучшие защиты проектов в разных секциях. Таким образом, учащиеся могут сравнить уровень своих научно-исследовательских работ и других участников конференции. Это создает условия состязательности и повышает мотивацию учащихся. Защищая работы в стенах своей школы, доброжелательной атмосфере, члены жюри обычно не только указывают положительные моменты выполненных работ, но и помогают увидеть перспективы продолжения проекта. Кроме того снимаются психологические барьеры у учащихся так как появляются ораторские навыки, снижается уровень тревожности.

Большая часть участников данной конференции продолжает борьбу за призовые места в окружных и областных конкурсах.

При в изучения истории своего края особая роль у курса «История Самарского края». В основной школе направлен на формирование у обучающихся целостного представления об истории Самарского края как части истории России и мира. Специфика курса предполагает познание истории Отечества через историю городов региона, старейших сел, населенных пунктов. В преподавании курса используются разнообразные методы и формы обучения. Формами организации занятий могут быть: занятие-игра; лабораторное занятие на основе документов, географических и исторических карт; практикум; конференция по защите сообщений и другое. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. В рамках курса учитель углубляет темы, привлекая имеющийся местный краеведческий материал (экспонаты музея, литературу, семейные архивы). Но наиболее важны, на мой взгляд, заинтересованность учеников, их личное участие в сборе и оформлении материала. Историю родного края невозможно узнать только по учебникам, какими бы объемными они не были. Учебники отражают последовательность событий, общую схему изменений в обществе, но жизнь конкретных людей остается «за кадром». Важным источником наших знаний по истории родного края являются семейные архивы, предания, воспоминания, фотоматериалы, которые позволяют подарить истории лицо. Прикасаясь к предметам давно минувших лет, становясь «участниками» событий, школьники приобщаются к истории. Под руководством педагога они приобретают новые компетенции: правильно собирать краеведческий материал, анализировать и систематизировать его, оформлять, грамотно и доступно излагать. Исследовательская деятельность курса в рамках школы определяется разделами и параграфами учебного пособия «История Самарского края» и имеющимся местным краеведческим материалом:

  • Археология.
  • История возникновения города Кинель
  • Революция и Гражданская война
  • Религиозная жизнь города.
  • Развитие железнодорожной станции Кинель
  • Образование и культурные традиции Кинель.
  • Удивительные люди нашего города.
  • Культурные традиции Кинеля.
  • История семьи.
  • Туристические маршруты.

Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими и помогают социализации школьников. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться процесс воспитания патриотизма и гражданственности учащихся. Ребята, изучившие курс «Истории Самарского края», выполняя задания исследовательского характера, не вырастут Иванами, не помнящими, а станут людьми, любящими родной край.

Список литературы

  1. Положение О научно-практической конференции учащихся ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер» г.о. Кинель\\ https://5lider.ru/upload/polnpk.pdf

Поделиться

1109

Капиева Т. В. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования краеведческой культуры учащихся // Актуальные исследования. 2022. №30 (109). С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/4412-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января