научный журнал «Актуальные исследования» #30 (109), август '22

Формирование культуры мышления в процессе решения заданий по естественно-научной грамотности

В настоящее время в рамках реализации обновленного ФГОС ООО учитель должен способствовать развитию личности обучающегося. Особенностью современного образования является его ориентация на достижение таких образовательных результатов, которые помогают учащимся вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Автор статьи поднимает вопрос формирования культуры мышления обучающихся при изучении курса «Функциональная грамотность». В статье рассматриваются вопросы о способах/приемах формирования естественно-научной грамотности и креативного мышления. В качестве основного средства развития культуры мышления выступает решение текстовых задач, которые исторически доказали свою эффективность и значимость.

Аннотация статьи
функциональная грамотность
PISA
креативное мышление
естественно-научная грамотность
текстовые задачи
Ключевые слова

Одной из задач, определяемых стандартом нового второго поколения, является проблема развития мыслительных способностей обучающихся. Как научить ребенка мыслить? Как научить его мыслить культурно? В работе «Знание и мышление» Э. В. Ильенков отмечает: «Вся проблема заключается в том, чтобы построить процесс усвоения знаний так, чтобы он одновременно был процессом воспитания ума и способности мыслить» [3, с. 155].

В самом общем смысле под культурой мышления понимают «результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить эффективные решения проблемных ситуаций» [4, с. 34]. В целом культура мышления говорит о степени и уровне интеллектуального развития человека, о мере соответствия его мыслительных способностей принципам, законам и правилам мышления [1, с.148].

В школьном расписании нет предмета под названием «Функциональная грамотность», но ежедневно посредством уроков любого предмета осуществляется её формирование. Так, например, наряду с естественно-научной грамотностью на уроках физики возможно развитие и/или применение читательской, математической грамотности. Таким образом, каждый учитель планирует достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые помогут применять знания и умения для решения реальных задач, возникающих в разных жизненных ситуациях. В 2021 году PISA (Международная программа по оценке учебных достижений учащихся) впервые в исследование функциональной грамотности вводит оценку креативного мышления, проблема которого приобретает все большее значение в современной ситуации развития. Так, традиционное мышление связано с анализом, суждениями и дискуссией как ведущим оценочным механизмом. В стабильном мире этого было достаточно, поскольку, выявив типичные ситуации, можно было разработать для них стандартные варианты решения. Однако в современном быстро меняющемся мире ощущается огромная потребность в новом мышлении – творческом, нестандартном, позволяющем продуцировать инновационные идеи и перспективы развития. В многочисленных исследованиях показано, что способностью к креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Творческое мышление способствует всестороннему развитию личности, вследствие чего человек достигает лучших результатов в преобразовании окружающей действительности.

Одним из наиболее важных умений учащегося является умение проигрывать разные варианты решений и оценивать правильность своих рассуждений в рамках выбранного метода. Для этого важно обучение учащихся проверке проведенного решения, а именно: не противоречит ли результат здравому смыслу, все ли условия задачи использованы, все ли требования выполнены, выбран ли рациональный путь решения и верный ли ответ полученПримерами таких задач могут быть текстовые задачи, образцы которых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

Учебное задание

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ориентирована на оценку ключевых компетентностей обучающихся, которые являются частью метапредметных результатов:

научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства [2, с. 7].

Определяющее значение образовательного результата обуславливает обучающихся:

осуществлять поиск информации по ключевым словам;

анализировать процессы проведения исследований;

составлять прогнозы на основе имеющихся данных;

выявлять и интерпретировать научные факты и данные

исследований; интерпретировать графическую информацию;

проводить оценочные расчеты [2, с. 8].

На рисунке изображен фрагмент топографической карты местности (шаг сетки карты соответствует расстоянию 1 км на местности). Предложите пеший и транспортный маршрут на основе карты. Семиклассники проходят в день не более 10 км. Пассажирский электропоезд следует со станции Заречье до станции Лукино со средней скоростью 50 км/ч.

2. Наташа прочла дневник наблюдений за погодой и составила рассказ о погоде 7 апреля. Найди три ошибки в рассказе Наташи. Для этого изучи записи в дневнике наблюдений. Условные обозначения, которые использованы в дневнике, приведены в таблице 2.

Рассказ Наташи.

(1)В этот весенний день на яркое солнце изредка набегали облака. (2)Было по-весеннему тепло, температура воздуха поднялась до шести градусов выше нуля. (3) Весь день дул сильный холодный ветер. (4) После обеда пошел небольшой дождь. (5) Сугробы на обочинах дорог таяли под лучами солнца. (6)Талая вода быстро испарялась на ярком солнце, не успевая образовывать лужи.

Выпиши номера предложений, в которых допущены ошибки.

Объясни, почему ты выбрал(а) данные предложения.

Номера предложений

АРГУМЕНТ

1

 

 

2

 

 

3

 

 

 

3. В природе вода бывает в трех состояниях.

Заполните таблицу значком «+» в трёх колонках.

Явления

Твердое

Газообразное

Жидкое

Капли дождя

 

 

 

Снежинки

 

 

 

Градины

 

 

 

Роса

 

 

 

Иней

 

 

 

Изморозь

 

 

 

Облака

 

 

 

Туман

 

 

 

Гололёд

 

 

 

Укажите, что из перечисленного в таблице относится к опасным природным явлениям и что это принесёт человеку.

Рис. Топографическая карта местности

Таблица 2

Условные обозначения

Сила ветра:

Осадки:

Облачность:

Дневник наблюдений

Дата

Температура

Облачность

Сила ветра

Осадки

Мои

примечания

7 апреля

+6°С

нет

По дорогам бегут ручьи

Следует отметить главный критерий отбора заданий – критерий новизны, который означает, что предлагаемые задачи должны быть новыми для учащихся и разнообразными по форме представления задания и содержанию. Задачи, способствующие развитию культуры мышления, призывают учащихся к поиску новых понятий, приемов, способов.

Таким образом, целенаправленная деятельность учителей по формированию культуры мышления учащихся включается в себя решение текстовых задач на всех этапах обучения: на этапе мотивации формулируется проблемная ситуация, на этапе усвоения и закрепления – формируется опыт анализа и принятия решения, на этапе обобщения и закрепления происходит обогащение опыта в новых, нестандартных ситуациях. Чем чаще и активнее учащийся думает самостоятельно, тем больше нейронных сетей у него формируется, тем выше будет уровень интеллектуального воспитания учащегося, тем легче ему будет взаимодействовать с информационно-насыщенной средой и быть интеллектуально активным, поскольку культурно мыслящий человек испытывает потребность в строгости, в обоснованности выводов.

Текст статьи
  1. Галушко В.Г. Культура мышления и преемственность в мышлении и культуре // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2015. № 51.
  2. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций: под ред.Г.С. Ковалевой, А.Ю. Пентина. - 2-е изд. - М.:СПб.:Просвещение,2021.-95с.
  3. Корчажкина О. М. Диалектика познания и обучение мышлению: размышляя вместе с Ильенковым // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 155–163.
  4. Меерович М.И. Основы культуры мышления // Школьные технологии. 1997. № 5. С. 34–38.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября