Создание условий для ранней профориентации дошкольников

Статья посвящена исследованию деятельности педагогов по созданию в дошкольных образовательных учреждениях условий ранней профориентации детей. В статье затрагивается вопрос о необходимости ознакомления детей с миром профессий и приобщении их к труду. Рассматриваются формы работы, используемые при построении учебного процесса и освоении детьми опыта трудовой деятельности.

Аннотация статьи
трудовые навыки
профессия
профориентационная работа
дошкольное образование
приобщение к труду
Ключевые слова

Важность дошкольного образования объясняется тем, что оно направлено на всестороннее развитие ребенка, в том числе на его социализацию. В процессе социализации детей наряду с ознакомлением с окружающим миром и формированием навыков общения происходит знакомство дошкольников с жизнью общества. Позитивная социализация зависит от различных факторов, среди которых немаловажное место отводится ранней профориентации и освоению опыта трудовой деятельности [2, с. 8].

Под профориентацией понимается система мер, направленных на выявление особенностей каждого ребенка, его способностей и интересов с целью оказания помощи ребенку при выборе им будущей профессии. Профориентация представляет собой непрерывный процесс и осуществляется на всех возрастных этапах.

Цель ранней профориентации детей дошкольного возраста заключается в создании необходимых условий и благоприятной обстановки, которые в будущем помогут ребенку сформировать позитивное отношение к труду и выбрать себе хорошую и понравившуюся профессию.

Деятельность по созданию условий ранней профориентации дошкольников должна строиться с соблюдением следующих принципов:

  1. Личностная ориентированность. Построение образовательного процесса с учетом характера и особенностей каждого ребенка.
  2. Доступность и достоверность информации. Любые сведения должны излагаться понятным для детей языком [7].
  3. Открытость, которая выражается в возможности ребенка самостоятельно принимать решение о том, в каких видах деятельности ему участвовать.
  4. Диалогичность – означает возможность использовать беседы, обсуждать перспективы и результаты, рассматривать обстоятельства и ситуации, которые могли способствовать достижению желаемой цели или препятствовать ее достижению.
  5. Вовлечение детей в практическую деятельность. Использование методов и форм образовательной деятельности, направленных на непосредственное совершение детьми определенных действий: дежурство, совместный труд, викторины, развлечения.
  6. Рефлексивность. Соблюдение данного принципа помогает ребенку сформировать представление о себе, о своих достижениях и качествах, оценивать последствия своих действий.
  7. Региональный компонент. План образовательного процесса в рамках ранней профориентации дошкольников составляется с учетом потребности региона в конкретных специалистах.

Немаловажным условием осуществления профориентационной деятельности является использование в работе средств и методов, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В дошкольном образовательном учреждении дети получают знания путем восприятия предметов, при общении с воспитателем, а также при участии в практической деятельности [3, с. 125].

С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста процесс ранней профориентации включает в себя освоение детьми различных видов деятельности:

  1. игровую деятельность, позволяющую развивать инициативу и самостоятельность;
  2. продуктивную деятельность, которая выражается в приобщении детей к труду;
  3. исследовательскую деятельность.

Указанные виды деятельности позволяют ребенку сформировать знания в эмоционально-образной форме, а не в виде абстракции. Кроме того, использование этих видов деятельности в группе создает возможность реализации технологии коллективных способов обучения [5, с. 20]. Такой подход будет способствовать обмену опытом между детьми дошкольного возраста в процессе ранней профориентации.

Создание в дошкольном образовательном учреждении условий ранней профориентации охватывает:

  • организацию развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на формирование у ребенка системы знаний о проектной, исследовательской и конструкторской деятельности;
  • эффективное взаимодействие дошкольной образовательной организации с целью формирования у ребенка представления о профессиях;
  • подготовку пространства, имитирующего трудовую деятельность детей и способствующего развитию самостоятельности;
  • интеграцию образовательных областей ФГОС ДО при составлении плана работы по ранней профориентации.

Формирование у детей дошкольного возраста представления о существующих профессиях осуществляется с использованием различных образовательных технологий: проектной деятельности, исследовательской деятельности, организации сюжетно-ролевых игр, технологии интегрированного обучения [4].

Проектная деятельность ведется с целью ознакомления дошкольников с новой информацией в ходе решения какого-либо вопроса. Дети сами находят ответы в процессе практической деятельности, что способствует формированию необходимых знаний.

Эффективным методом обучения выступает вовлечение детей в исследовательскую деятельность. Использование данной технологии дает положительные результаты при наличии интереса у ребенка. Желание получить ответ побуждает ребенка совершать необходимые действия.

Социализация детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно посредством игры. В связи с этим задача педагогов – создать максимально комфортные условия для игровой деятельности в дошкольном учреждении, обеспечить наличие наглядного материала для сюжетно-ролевых игр профессиональной направленности. В процессе игровой деятельности педагоги реализуют задачу по ознакомлению детей с многообразием профессий [1, с. 3].

Путем интеграции, в образовательный процесс педагогической технологии организации сюжетно-ролевых игр, отражается содержание разных профессий [9]. Чтобы у ребенка сложилось полноценное представление о профессии, ему недостаточно будет просто рассказать о профессии. Больший результат будет достигнут, если ребенок сыграет в данную профессию.

Внедрение в образовательный процесс технологии интегрированного обучения дает возможность организовать работу по профориентации дошкольников с использованием современных образовательных технологий. Эффективности интегрированного вида обучения доказана тем, что позволяет удерживать внимание дошкольников путем вовлечения в различные виды деятельности, тем самым не приводит к высокой степени утомляемости.

Приобщение детей к труду, освоение простых трудовых навыков происходит в дошкольном возрасте [6, с. 15]. Подготовка ребенка к выбору будущей профессии в раннем возрасте подразумевает получение ребенком знаний о различных видах труда, которые впоследствии помогут ему принять решение. Особая роль в профориентации дошкольников отводится ознакомлению с профессиями родителей, которое помогает ребенку понять ценность труда и значимость каждой профессии.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования установлены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых нацелена на раннюю профориентацию детей:

  • ребенок получает навык владения основными культурными способами деятельности, способен проявлять инициативу и быть самостоятельным в различных видах деятельности: игре, общении со сверстниками, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;
  • умеет выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к окружающему миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, у него развито чувство собственного достоинства;
  • активно общается со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • способен договариваться и учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умеет адекватно проявлять свои чувства, обладает чувством веры в себя, понимает, как разрешать конфликты.

Деятельность по ранней профориентации дошкольников осуществляется с использованием различных форм работы:

  • образовательная деятельность;
  • проведение игр – сюжетно-ролевые, дидактические, словесные;
  • трудовая деятельность, которая может осуществляться ребенком самостоятельно, а также совместно с родителями и педагогами;
  • чтение с детьми литературы, обсуждения, экскурсии, встречи с представителями профессий;
  • рассмотрение детьми фотографий с изображениями представителей разных профессий;
  • постановка театрализованных представлений;
  • мастер-классы;
  • лэпбуки;
  • самостоятельная деятельность детей.

Эффективность работы по ранней профориентации дошкольников зависит от степени оборудованности предметно-пространственной среды. Создание творческих мастерских, мини-музеев и мини-библиотек помогает знакомить детей с профессиями. Дети узнают о множестве разных профессий, о процессе работы, о результатах труда [10]. Наличие в группе дидактических игр, наглядных материалов, картотеки загадок, пословиц, стихов, литературы, содержащей информацию о видах профессий, также является необходимым условием для организации обучения детей трудовой деятельности и ознакомления с профессиями.

Посредством правильно оборудованной предметно-пространственной среды удается углубить практические знания дошкольников, определить интересы детей, вызвать интерес и способность выполнять профессиональные действия [8, с. 32].

Таким образом, важность ранней профориентации заключается в том, что она направлена на создание условий для выражения детьми своих интересов и возможностей посредством доступных для них видов деятельности. Это позволит в будущем анализировать профессиональную деятельность, более осознанно и уверенно выбирать себе профессию.

Текст статьи
  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2014. 127 с.
  2. Асмолов А.Г. Ребенок в культуре взрослых. М.: Юрайт, 2019. 150 с.
  3. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2020. 254 с.
  4. Иванова Н.В. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник, 2019. № 3 (108). С. 38-46.
  5. Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учеб. пособие для среднего профессионального образования. М.: Юрайт, 2020. 96 с.
  6. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учеб.-метод. пособие / Балаш. фил. Сарат. гос. ун-та им Н.Г. Чернышевского. Балашов: Николаев, 2004. 46 с.
  7. Кот Т.А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций // Гуманитарные науки, 2019. № 3 (47). С. 34-37.
  8. Кузнецова Г.Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. Челябинск: ЧИППКРО, 2021. 80 с.
  9. Смоляева Ю.С. Развитие интереса старших дошкольников к выбору профессии в процессе профессионального самоопределения // Современные тенденции развития науки и образования: междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. Ред. А.И. Вострецова. – Нефтекамск, 2020. С. 443-448.
  10. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях // Дошкольное воспитание, 2018. № 10. С. 64-69.
Список литературы