научный журнал «Актуальные исследования» #30 (109), август '22

Психолого-педагогические основы развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук

В статье говорится о том, что развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.

Аннотация статьи
развитие
дети
общее недоразвитие речи
нарушения
моторика
Ключевые слова

Общее недоразвитие речи (далее ОНР) – включает в себя различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы (звуковой и смысловой стороны) при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности. «Одним из проявлений является позднее начало речи, когда первые слова появляются к 3–4 года, в редких крайних случаях к 5 годам. Также у ребенка речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли и речь малопонятна [1, с. 14].

Рассмотрим этиологию ключевого понятия. Общее недоразвитие речи является довольно распространённым недугом, встречающимся около 40% у детей дошкольного возраста. Привести к подобному расстройству может несколько факторов: внутриутробная гипоксия плода, которая приводит к поражению центральной нервной системы. Одной из причин является конфликт резус-факторов крови матери и плода, асфиксия плода во время получения ребёнком травм непосредственно во время родовой деятельности [3, с.12]. Подобные обстоятельства приводят к тому, что у ребёнка ещё во время внутриутробного развития происходят нарушения со стороны формирования органов и систем, в частности центральной нервной системы. Такие процессы могут повлечь за собой появление широкого спектра функциональных патологий, среди которых и расстройства речевой деятельности.

Рассмотрим уровни речевого развития детей с ОНР.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.е. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами.

II уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети данного уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь.

IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замене и пропуске слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».

Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению, в смешении признаков. В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа. Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными. Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при общем недоразвитии речи, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор» [1, с. 25-26].

Рассмотрим, что из себя представляет мелкая моторика и её роль в развитии речи. Мелкую моторику рук рассматривают как совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение разнообразных точных мелких движений кистями и пальцами рук.

Развитость мелкой моторики рук достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной, а также зрительной системами. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». После развития тонких движений пальцев рук появляется артикуляция слогов, тренировка движений пальцев очень сильно влияет на совершенствование речевых реакций. Можно проследить определенную последовательность: – 5 месяцев. Ребенок хватает что-то при помощи противопоставления большого пальца к другим, схватывает предметы не всей ладонью, а пальцами. – 6 месяцев. Движения становятся более уверенными и точными. – 7 месяцев. Появляется артикуляция слогов: ма-ма-ма, да-да-да. – 8-9 месяцев. Показывает пальцем на предмет, берет небольшие вещи двумя пальцами.

Только после развития таких движений пальцами начинается произнесение первых слов.

Многие учёные считают, что активность речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности». [2, с. 34]. «По мнению Н.А. Бернштейна анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений» [2, с.35]. «В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом М.И. Звонарёвой и Т.П. Хризман было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук» [1, с. 13].

Обратимся к исследованию Л.В. Фоминой. В исследовании приняли участие дети от десяти месяцев до года и трех месяцев. Детей разделили на три подгруппы. Для каждой подгруппы был разработан план с упражнениями. В результате звукопроизношение у детей раннего возраста при регулярной тренировке тонких движений пальцев рук удалось получить много раньше.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. «Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев» [1, с. 53].

Существует много современных систем подготовки руки детей к письму: штриховка различными линиями, обведение с помощью трафаретов контуров геометрических фигур, раскрашивание, рисование узоров.

Особую сложность для детей с ОНР представляет застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание обуви. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах продуктивной деятельности. Рисунки детей выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Развитые движения пальцев рук способствуют полноценному развитию речи у ребенка.

Текст статьи
  1. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения общего недоразвития речи [Текст] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. – М. : Дефектология, 2013. – 18 с.
  2. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М. : Просвещение, 2009. – 159 с.
  3. Воспитание детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М. : Логос, 2012. – 123 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября