Сфера туризма стала одной из экономических систем, с прибыльными отраслями такие как рекреация, отдых, туризм и другие. Согласно Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы, туристический сектор является одним из приоритетных секторов наряду с горнодобывающей промышленностью, сельским хозяйством и легкой промышленностью. Закон о туризме Кыргызской Республики был принят в 1999 году, и в него трижды вносились поправки. В законе рассмотрены права и обязанности государственных органов, субъектов туристской деятельности и туристов, организация экономической деятельности и финансирование туризма, обеспечение безопасности и страховании, защита окружающей природной среды и объектов историко-культурного наследия Кыргызской Республики при осуществлении туристской деятельности.
По данным Всемирной туристской организации, иностранные туристы, заинтересованные в турах по Великому Шелковому пути, составляют 27% от общего количества туристов. Кыргызстан, географически располагаясь на отрезке Великого Шелкового пути, имеет огромный потенциал развивать данный сектор. В современных рыночных условиях Кыргызской Республики представители различных отраслей туризма пытаются оценить состояние экономики и социальной сферы, природных ресурсов, кадрового потенциала, а также спрогнозировать дальнейшие тенденции их развития. Как мы видим на практике по сравнению с другими странами туризм развивается динамично, и нашу страну стали узнавать многие страны. По данным национального статистического комитета хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере туризма за 2021 год, составили 1181, в 2017 эта цифра составляла 959 субъектов, что говорит о их стабильном росте. Конечно же это весьма низкий показатель, учитывая, что у нас имеется природный потенциал, можно заметить, что туристская посещаемость низкая. По данным Всемирной организации по туризму (UNWTO) о рейтинге стран по доле туризма в экономике по итогам 2019 года процент туризма в экспорте в Кыргызстане составляет 22.8%, в Таджикистане 14,4%, в Узбекистане 9,9%, в Турции 17,2%, в Казахстане 4,4% [1].
Много авторитетных ресурсов, исследующих сектор туризма, следует отметить всемирный экономический форум (ВЭФ), он с 2007 года публикует «Отчет о конкурентоспособности путешествий и туризма» [1]. Ежегодные отчеты публиковались до 2009 года, но с 2011 года публикуется один раз в два года. По индексу “конкурентоспособности путешествий и туризма”, в издании 2019 года Кыргызстан занял 110 место из 140 стран в 2019 году, в 2015 году на 116 месте, в 2017 году на 115 месте. Оценены следующие экономические индикаторы: международные туристические прибытия за 2019 год составили 4,568,000 человек, въездные поступления от международного туризма составили 428.6 млн. долл. США, средний чек за прибытие 1 туриста 464,5 долл. США, ВВП индустрии путешествий и туризма 110.8 млн. долл. США., индустрия путешествий и туризма доля в ВВП 1.4%, занятость в индустрии путешествий и туризма 32400 рабочих мест, что составляет 1.3% от общей численности занятых. Ниже в таблице 1 приведены какие индикаторы рассмотрены при оценке данного индекса. По данному рейтингу из стран Центральной Азии Казахстан занимает 80 место, Таджикистан на 104 месте [1]. Эти цифры означают, что правительство должно стремиться выделить больше инвестиций в сферу туризма. Средняя стоимость прибытия 1 туриста составило 464.5 долл. США, что означает обеспечение выгодного дохода в государство, конечно же вложения должны оправдаться за короткое время.
Таблица 1
Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма Кыргызской Республики
Ключевые показатели |
Ранг |
Баллы |
---|---|---|
Бизнес-среда |
77 |
4.4 |
Безопасность |
96 |
5.2 |
Здоровье и гигиена |
55 |
5.7 |
Человеческие ресурсы и рынок труда |
93 |
4.3 |
Информационно-коммуникационные технологии в бизнес-готовности |
98 |
4 |
Приоритет путешествий и туризма |
110 |
3.8 |
Международная открытость |
86 |
3 |
Ценовая конкурентоспособность |
9 |
6.1 |
Экологическая устойчивость |
123 |
3.7 |
Воздушно-транспортная инфраструктура |
117 |
2 |
Наземная и портовая инфраструктура |
130 |
2.1 |
Инфраструктура туристического сервиса |
128 |
2.1 |
Природные ресурсы |
94 |
2.5 |
Культурные ресурсы и деловые поездки |
82 |
1.5 |
Источник: Всемирная туристская организация и Всемирный совет по туризму и путешествиям [1]
Как ранее отмечено показатели таблицы 1 требуют внимания со стороны государства. У нас возникает вопрос какие мероприятия проводятся на уровне государства для того, чтобы улучшить данный рейтинг?
Основную деятельность в сфере туризма в стране регулирует Департамент туризма при Министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики. Они же занимаются организацией туристской деятельности и по брендингу страну не только во внутренней, но и в международной арене.
Ранее рассмотрели мировые тенденции туристических показателей, далее рассмотрим основные показатели туристкой деятельности в Кыргызской Республике по данным национального статистического комитета КР.
На 1 января 2021 года в Кыргызской Республике зарегистрировано 115,8 тыс. хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц), осуществляющих экономическую деятельность, связанную со сферой туризма.
Из общего числа хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц) - 13,9 тыс. или 12,0 процента зарегистрированы как предприятия, оказывающие услуги в области рекреации и отдыха (услуги гостиничных хозяйств, базы отдыха, рестораны, лечебно-оздоровительные профилактории). В основном, такие хозяйствующие субъекты расположены в г.Бишкек – 5,8 тыс. субъектов (41,9 процента) и курортной зоне Иссык-Кульской области – 1,9 тыс. субъектов (13,8 процента).
Индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере туризма занято более 101,5 тыс. физических лиц, или 87,7 процента от общего числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов.
В 2020г. прием и обслуживание туристов осуществляли 442 учреждения отдыха и организации туризма, включая гостевые дома, расположенные на территории и вне территории учреждений отдыха. Из них 97 – специализированные средства размещения (53 пансионата отдыха, из них один пансионат с лечением, один спортивно-оздоровительный лагерь, 13 санаториев, из них 4 - детских, 11 санаториев-профилакториев, 4 дома отдыха, 15 туристских баз и баз отдыха), а также 167 гостиниц и аналогичных средств размещения, 141 гостевой дом, 24 турфирмы и туроператора, бюро путешествий и экскурсий, 7 природных парков и заповедников и 6 других туристических объектов. Численность отдохнувших в 2020г. составила 463,9 тыс. человек, что по сравнению с 2019г. в 3,8 раза меньше, из них в организованном секторе туризма – 254,9 тыс. человек (в 3,2 раза меньше). Снижение показателей сферы туризма обусловлено введением ограничительных мер в связи с пандемией COVID 19 [1, c.12].
По данным Государственной налоговой службы при Правительстве КР поступления налоговых платежей в бюджет республики от туристической деятельности и деятельности гостиниц и ресторанов за 9 месяцев 2020 года составили 380 326,3 тыс. сомов, из них от деятельности туристических агентств и туроператоров 38 656,2 тыс. сом, и от деятельности гостиниц и ресторанов 341 670,1 тыс. сом [1]. Сравнение данных прошлых говорят о том, что пандемия повлияла на поток входящих прибытий из-за ограничений на передвижение.
Департаментом туризма при МКИСМП КР совместно с SmartGuide внедрил цифровое Smart приложение для туристов на 14-ти языках с широким таргетом по социальной сети. Новый цифровой контент доступен для туристов на 14-ти языках. Могут посмотреть следующие города Бишкек, Ош, Каракол и Чуйскую область, отсканируя QR-код и загрузив на их же сайте можно пользоваться возможностями [1]. Немаловажный вклад в развитии туризма в стране делают не только местные заинтересованные лица. Создаются ассоциации, союзы, проводятся конференции, тренинги, участвуют образовательные учреждения, огромную роль играют международные организации и доноры.
Нужно отметить центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС) – это региональная инициатива развития сотрудничества 11 стран-членов включая Кыргызстан. В качестве партнеров участвует шесть организаций, такие как Азиатский банк развития (АБР), Всемирный банк (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Исламский банк развития (ИБР) и Программа развития ООН (ПРООН). Касательно сектора туризма в марте 2019 года было подготовлено Предварительное исследование «Содействие региональному сотрудничеству в сфере туризма в рамках ЦАРЭС-2030», где были даны оценки потенциала и проблем туристического сектора в 11 странах-членах ЦАРЭС. В декабре 2020 года была опубликована «Стратегия туризма ЦАРЭС 2030», где предлагается видение туристического региона (таблица2).
Таблица 2
Стратегии развития туризма ЦАРЭС 2030 и их содержание
Стратегия |
Описание |
---|---|
Связанность и инфраструктура |
Не имеющий выхода к морю внутриконтинентальный регион ЦАРЭС связать со странами как за пределами региона, так и внутри региона. |
Качество и стандарты |
Поддержка качества услуг и соблюдения экологических стандартов малыми и средними предприятиями (МСП), которые являются основным источником туристических услуг в регионе. |
Развитие навыков |
Повышение уровня навыков сотрудников государственного сектора в таких областях, как менеджмент туристскими дестинациями, цифровой маркетинг, разработка различных стандартов, правил техники безопасности и охраны здоровья, а также обеспечение экологической и социально-экономической устойчивости. |
Маркетинг и брендинг |
В рамках брендинга использовать привлекательность Шелкового пути, наиболее важного туристического ресурса региона ЦАРЭС. Брендинг необходим как на уровне отдельной страны, так и на региональном уровне. |
Рыночная аналитика |
Улучшать потенциал сбора, анализа данных и статистики, относящиеся к туризму, и применять их для разработки туристических продуктов, услуг и туристической политики. |
Источник: Стратегия туризма ЦАРЭС 2030, АБР, 2020
В стратегии туризма ЦАРЭС 2030 как Концепция развития туризма и семь кластеров ЦАРЭС и Взаимосвязь между пятью странами Центральной Азии и семью кластерами можно увидеть в таблице 3.
Таблица 3
Концепция развития туризма и семь кластеров ЦАРЭС и Взаимосвязь между пятью странами Центральной Азии и семью кластерами
Название кластера |
Страна |
Область, регион |
---|---|---|
Каспий |
Казахстан |
Атырау, Мангистау |
Туркменистан |
Балкан | |
Сердце Центральной Азии |
Казахстан |
Актобе, Алматы, Атырау, Жамбыл, Кызылорда, Мангистау, Туркестан |
Кыргызская Республика |
Баткен, Джалал-Абад, Ош | |
Таджикистан |
Душанбе, Хатлон, Кухистанский Бадахшан, Согд | |
Туркменистан |
Ахал, Лебап, Мары | |
Узбекистан |
Андижан, Бухара, Джизак, Фергана, Каракалпакстан, Кашкадарья, Хорезм, Наманган, Навои, Самарканд, Сурхандарья, Сырдарья, Ташкент | |
Алматы-Бишкек |
Казахстан |
Алматы, Жамбыл |
Кыргызская Республика |
Чуй, Иссык-Куль, Нарын | |
Каракорум-Вахан |
Таджикистан |
Кухистанский Бадахшан |
Алтай |
Казахстан |
Восточный Казахстан |
Источник: «Стратегия туризма ЦАРЭС 2030», АБР, 2020
Таблица 3 описывает пять из семи кластеров, включающих страны включает юго-восток Казахстана и северную часть Кыргызстана.
Научной новизной полученных результатов является, что в целом требуется кластерный подход развития туристских секторов, сотрудничать с государством и местными жителями.
Выводы. Роль кластерного подхода в управлении и регулировании индустрией туризма доказана данными цифрами. Цифры говорят о том, что вложение государства в сектор туризма необходимость, если средняя стоимость прибытия 1 туриста составила 464.5 долл. США, что означает обеспечение выгодного дохода в государство, конечно же вложения должны оправдаться за короткое время. Страна обладает огромных потенциалом природных ресурсов. Должны признать, что необходим комплексный подход во всех отраслях. Создание благоприятной бизнес-среды, обеспечение безопасности, который является главным фактором для туристов, человеческие ресурсы, улучшение сервиса это обязательно нужно пересмотреть, так как услугу мы предоставляем очень слабо. Ценовая конкурентоспособность – цены не должны быть завышены. Инфраструктура туристического сервиса – должны быть пересмотрены пути финансирования.
В целом требуется комплексный подход, и местные жители тоже должны осознавать важность туризма в экономике страны. Кластерный подход является поэтапным решением задач.