Главная
АИ #30 (109)
Статьи журнала АИ #30 (109)
Оценка стратегического менеджмента фирмы и роль деловой репутации в стратегическ...

Оценка стратегического менеджмента фирмы и роль деловой репутации в стратегическом планировании кадровых вопросов

Автор(-ы):

Рецензент

Фролов Евгений Александрович

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

стратегия
стратегический анализ
стратегический менеджмент
деловая репутация фирмы

Аннотация статьи

В качестве объекта работы нами рассматривается оценка стратегического менеджмента фирмы и фактор деловой репутации фирмы. Исследование проведено на основе литературного обзора и анализа.

Текст статьи

В последнее время каждая фирма ставит задачу расти и часто встречается с терминами «стратегия, стратегическое мышление, стратегическое планирование, стратегический менеджмент или же управление. В интернете можно найти очень много книг и других источников по данной тематике. Рассмотрение проблем социально-экономического развития с позиций стратегического мышления становится неотъемлемой необходимостью каждой организации. Изложения методологических проблем стратегического планирования и управления требует адаптации идей в условиях каждой фирмы.

В этой статье попробуем найти методологические и методические основы процесса обоснования и разработки стратегических планов для конкретных предприятий. Рассмотрим основные понятия и определения, относящиеся к стратегическому менеджменту, наиболее распространенные модели стратегического планирования и менеджмента.

Для данной процедуры стратегического анализа предприятия требуется индивидуальный подход и быстрая адаптация к изменениям рынка.

У нас возникает вопрос почему для организации важна стратегия, с чего начать, как начать, откуда начать, почему одна организация успешнее другого, другая организация в тех же условиях не сможет себя обеспечить, падают показатели? Для получения ясной картинки рассмотрим основы стратегического менеджмента.

Управление фирмой как научное направление в экономике сформировалось в начале XX века. Школа научного менеджмента Ф. Тейлор, Г. Гант, X. Эмерсон, а затем и классическая (административная) школа управления А. Файоль, М. Вебер, Ч. Бернард выделяли планирование как одну из основных функций управления предприятием. При этом планирование было краткосрочным и носило форму бюджетирования и контроля (budgeting and control) [1].

Во многих источниках по стратегическому планированию рассматривают пять направлений. Задачей менеджера по созданию и реализации стратегии фирмы состоит из пяти взаимосвязанных частей:

  1. Определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития – т. е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития.
  2. Превращение общих целей в конкретные направления работы.
  3. Умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей.
  4. Эффективная реализация выбранной стратегии.
  5. Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей [2].

В стратегическом планировании ее основных модификациях существуют три основные модели.

Модель Гарвардской школы бизнеса основывается на широко известной процедуре SWOT-анализа и разрабатывалась учеными Гарварда в течение достаточно длительного периода времени (главным образом К. Эндрюсом, иногда в соавторстве с К. Хринстенсеном [3]).

Модель И. Ансоффа. Матрица Ансоффа необходима для описания четырех стратегий роста компании, которые могут применяться на рынке. Компания вправе выбрать одну из них, руководствуясь двумя характеристиками:

Рынок, куда планируется выход.

Товар, который будет на нем продаваться.

По Ансоффу на выбор стратегии доминирующее влияние оказывает новизна товара и, соответственно, рынка. Матрица Ансоффа – поле, которое по горизонтали образует продукция компании, а по вертикали – рынок. Их делят на «существующие» и «новые». В результате образуется четыре части, каждой из которых соответствует та либо иная стратегия роста [4].

Модель Г. Стейнера. Модель Г. Стейнера в определенной мере можно считать симбиозом моделей Гарвардской группы и И. Ансоффа.

В качестве основных положений данной школы стратегического управления следует назвать:

  1. Рассмотрение стратегии развития предприятия как результата контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные шаги, которые схематически изображаются в виде контрольных таблиц с помощью соответствующих методов.
  2. Высшее руководство предприятия несет ответственность за содержательную сторону стратегического процесса, а за его практическую сторону отвечают кадровые плановики.
  3. Стратегия развития предприятия считается завершенной (готовой) в том случае, когда четко видно ее практическое приложение [5].

Методов и методологий по стратегическому планированию очень много и для каждой фирмы должна подобраться индивидуально.

В фирме все экономические показатели важны: активы, основные фонды, прибыль, доходы и другие. Одним из важных мест занимает кадровый потенциал.

Анализ трудовых ресурсов в фирме обычно проводится по следующим направлениям: квалификационного состава, возрастного состава, производительности труда, и изменений структуры персонала, текучести персонала. Трудовые ресурсы являются главным фактором при производительности работы и общих показателей фирмы. Еще одним важным критерием, который является деловая репутация фирмы. На деловую репутацию фирмы влияют более чем 100 факторов, но самым влиятельным считается деловая репутация сотрудника. В современном обществе приходится работать в условиях жесткой конкуренции, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы. Условия деятельности любой фирмы все еще сильнее диктуются законами рынка, при этом персоналу ставят еще более высокие требования. Среди них быстрая реакция на спрос, борьба за потребителя на рынке, умение быстрой адаптации к частым изменениям структуры производства и функциональных обязанностей, психологическая устойчивость при отсутствии гарантий и уровня заработной платы. На примере хотели бы взять IT компании. Пандемия усугубила потребность в ИТ продукциях во многих отраслях и фирмах. На рынке появилась нехватка кадров в сфере ИТ. Данный сектор стал одним из высокооплачиваемых специальностей в мире. Поэтому компании в данном секторе начали бороться за места и за сотрудников. Во время кризисных ситуаций и нехватки сотрудников менеджерам приходится найти решения. С 2020 года по настоящее время на рынке Кыргызстана была существенная нехватка ИТ кадров. Многие ИТ компании начала брать на бесплатную стажировку, так и появился рынок обучения данному навыку, если в г. Бишкек 3 года назад работали всего 5 крупных ИТ школ на сегодня это число превышает 30. Некоторые ИТ специалисты, которые владеют английским в частности языком начали работать за границей онлайн находясь географически в Кыргызстане. Даже такая нехватка наблюдалась в Белоруссии, так как рекрутеры начали выходить на рабочий рынок Кыргызской Республики. Система мотивации и денежное вознаграждение смогла осилить слабых или начинающих кадров. Все сильные начали работать на зарубежные компании. В целом пришли к выводу рынок труда очень чувствительна. Поэтому ИТ компании должны быть готовы не только изменениям внутри компании, но и за пределы, это могут быть политические, экономические и много других факторов. Деловая репутация даже экономически сильной ИТ компании может пострадать, в связи с этим необходимо принять меры заранее. Также нужно помнить, что деловая репутация все же остается очень сильным звеном. По результатам данной статьи хотели бы порекомендовать менеджерам рассмотреть деловую репутацию фирмы как вложение или инвестиция.

Список литературы

  1. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. – СПб.: Питер, 2005. –496 с: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). С.10.
  2. Томпсоц А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с. ISBN 0-256-15027-3 (англ.). ISBN 5-85173-059-5 (русск.). С.13.
  3. Cristensen C. R., Andrews K. R., Bower I. L. Business Policy: Text and Cases. Homewood (ill), Irwin., 1960. Dror Y. The Planning Process. - NY, Prentice Hall, 196
  4. https://finzz.ru/matrica-ansoffa-primer-analiz.html
  5. https://studwood.net/1416315/menedzhment/model_steynera

Поделиться

1003

Цуй Д.., Чжан Я.. Оценка стратегического менеджмента фирмы и роль деловой репутации в стратегическом планировании кадровых вопросов // Актуальные исследования. 2022. №30 (109). С. 57-59. URL: https://apni.ru/article/4425-otsenka-strategicheskogo-menedzhmenta-firmi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря