Главная
Конференции
Вектор научно-технологического развития России с учетом глобальных трендов
Психологические типы готовности детей к обучению в школе и организация дифференц...

Психологические типы готовности детей к обучению в школе и организация дифференцированного подхода

Автор(-ы):

Газизова Наталья Сергеевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дети
педагог
сотрудничество
школа
обучение
готовность к школе

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются психологические типы детей по уровню готовности к школьной жизни, а также способы взаимодействия учителя с каждым из этих типов.

Текст статьи

При поступлении в школу ребенок часто проходит собеседование или тестирование у педагогов на наличие умения читать, писать, рассказывать, рассуждать и т.п. задача психологов совсем иная – выявить психологическую готовность к обучению в школе.

Предучебный тип

Главный признак, который отличает работу этих детей на уроке – значительная разница между выполнением задания в присутствии взрослого и при самостоятельной работе. Вне отношений с учителем они учебную задачу «не видят». Для таких детей задача имеет смысл лишь постольку, поскольку она предложена учителем, поэтому одинаково значимым выступает и учебное задание и, например, просьба учителя подмести пол. При этом участие взрослого совсем необязательно должно быть содержательным, ребенку достаточно эмоциональной поддержки, взгляда, кивка. Дети предучебного типа чаще отказываются от помощи родителей в подготовке к школе, сами собирают портфель и т. п., так как для них авторитет учителя велик. Для того чтобы «включить» такого ребенка в работу, учителю достаточно незначительного участия по выполнению предложенного задания, далее ребенок может работать самостоятельно.

Если в начале урока учителю удалось своим присутствием, участием вовлечь ребенка в активную работу, то все последующие задания выполняются учеником с энтузиазмом. Такие дети очень активны у доски. Главным и значимым мотивом для ребенка предучебного типа является его положение ученика. Можно сказать, что он учится не для того, чтобы что-то узнать, а для того, чтобы чувствовать себя взрослым; собственно познавательных интересов у него еще мало – они должны сформироваться в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.

Однако предучебный вариант принятия заданий педагога в дальнейшем может развиваться по-разному. Может пойти по пути выявления содержательных сторон обучения, формирования познавательных мотивов обучения, и привести к рождению учебного типа. Неблагоприятный путь – ориентация на бессодержательные формальные требования с отказом от познавательной самостоятельности (псевдоучебный вариант). Возможен еще один нежелательный вариант – превращение учебного сотрудничества с учителем в бессодержательное общение с ним (коммуникативный вариант). То, по какому пути будет развиваться отношение ребенка к школе, во многом зависит от учителя. Для того чтобы избежать неблагоприятных вариантов развития, учителю необходимо правильно дозировать свою помощь детям предучебного типа, тем более что она не требует особых усилий – достаточно лишний раз взглянуть на ребенка, подойти к нему… При этом необходимо постоянно подчеркивать значимость самостоятельного выполнения заданий, отмечать успехи ребенка в этом направлении.

Большое значение в превращении ребенка такого типа в истинного ученика играет его собственная оценка своей работы и работы товарищей. Оценивая выполненную работу, ребенок учится видеть соответствие сделанного с конечным результатом. Давать детям такую работу лучше в том случае, если требования к заданию сформулированы очень чётко, а при оценке работы другого ученика соблюдаются те же условия. Не рекомендуется разрешать детям исправлять что-либо в чужой работе: это может обидеть товарища. Можно просто попросить детей показать соседу, где его работу можно улучшить (такие действия помогут избежать взаимных обид).

Таким образом, основные действия учителя по отношению к детям предучебного типа должны быть ориентированы на формирование у них содержательного отношения к задаче как главному элементу процесса обучения. Постепенно будет изменяться роль учителя в глазах учеников: из безусловного носителя всего школьного содержания он станет организатором и союзника в процессе обучения.

Учебный тип

Учебный тип отношения к школе – один из наиболее благополучных. Если материал урока их увлек, дети с интересом заняты делом в течение всего урока. Такие дети без труда справляются с предлагаемыми заданиями, им не нужны многократные повторения правил, требований и т.п. Также эти дети достаточно часто организованы не только по отношению к учебному процессу, но и к правилам поведения в школе. Складывается впечатление, что они опережают своих сверстников по уровню интеллектуальной готовности к школе. Это уже полностью сформированные школьники, которые отличаются от большинства остальных детей четкой ориентацией на содержание учебного процесса, в дальнейшем у этих детей, как правило, наблюдается четко выраженная мотивация познавательной направленности.

Но и с детьми учебного типа могут возникнуть некоторые трудности. Дело в том, что некоторые из них, определив для себя в приоритет учебную сторону, они могут совершенно игнорировать дисциплинарную сторону школьной жизни: поднимание руки, вставание при ответе учителю и т.п. Главное в таком случае – терпимость. Если учитель проявит сдержанность, то дети по мере взросления постепенно примут все предъявляемые правила. Жесткое отношение к ним может привести к тяжелым последствиям: из таких детей (особенно мальчиков) при неправильном отношении могут вырасти злостные нарушители школьной дисциплины.

Чаще всего дети учебного типа становятся настоящими союзниками учителя, принимают активное участие в учебном процессе, становятся лидерами при групповой работе, выполняют поручения в классе. Важно, чтобы им это было интересно. Поэтому следует избегать как избыточного внимания к успехам ребенка, так и к нарушениям им дисциплины. Дети ко всему привыкают, и чем больше их хвалят или ругают, тем меньше внимания они на это обращают.

Игровой тип

Детей игрового типа желательно не отдавать в школу до достижения возраста семи лет. Дети игрового типа отличаются дошкольным отношением к учебе. Они меньше других готовы к школьному обучению, поскольку не «доиграли» в дошкольном детстве.

Школьная обстановка превращается для ребенка в игровую, и если одна она перестает быть интересной – он включается в другую, поэтому поведение таких детей на уроке бывает различным (нестабильным). Ребенок может как активно включаться в общую работу, так и может и «выпасть» из нее; вести себя вызывающе, ходить по классу, мешать. Важно понять, что подобное поведение ребенка обусловлено его неспособностью долго подчиняться одним требованиям и правилам.

Детей игрового типа отличаются непосредственностью поведения, неумением следовать школьным нормам и правилам, но по своему интеллектуальному уровню они могут быть готовы к решению предлагаемых задач урока, но постоянная настроенность на игру делает их наиболее трудными для учителя. При благоприятных условиях этот тип детей трансформируется в предучебный, затем в учебный. Но велика опасность превращения этого варианта в неблагоприятный.

В школе работа с такими детьми требует от педагога большого искусства, ему очень важно понять, что попытка совладать с ним строгостью и наказанием обречена на провал. У учителя нет большого разнообразия средств для того, чтобы заставить ребенка следовать школьным правилам; чаще всего традиционно используемые меры абсолютно не действуют на таких детей. Нарушение просьб учителя и ожидание ответных мер превращается для таких детей в еще одну игру. Единственное, что можно делать в данном случае – это постоянно поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе. Очень важным элементом работы с такими детьми является организация коллективной, групповой работы. Предложите детям учебный вопрос решить, объединившись парами, группами. Если же и в этой работе такой ребенок «выпал» из урока, занялся своими делами, то учителю целесообразно не замечать такого поведения, не забывая при этом похвалить ребенка за тот минимальный вклад, который он все же внес. Научиться управлять поведением таких детей особенно важно, поскольку в классе их может оказаться довольно много. Если наряду с игровым поведением у ребенка обнаруживается и низкий уровень интеллектуальных способностей, то с ним целесообразно заниматься индивидуально.

Псевдоучебный тип

Этот вариант принятия школьной жизни является неблагоприятным. Он связан с низким уровнем самостоятельности, с интеллектуальной пассивностью. Однако внешне такой ученик кажется идеальным: у него всегда аккуратные тетради, он практически почти ничего не забывает. Такие дети с особым старанием выполняют все формальные требования: отступают точное количество клеточек, выполняют все четко по образцу, не проявляя ни творчества, ни фантазии. В отличие от детей предучебного типа, «псевдоученики» в присутствии учителя работают гораздо пассивнее, иногда отказываясь от попыток самостоятельно решить поставленную задачу, но при этом они относительно легко подключаются к выполнению фронтальных заданий. Эти дети болезненно чувствительны к негативной оценке учителя. Причиной такого отношения к обучению являются особенности дошкольного, прежде всего семейного воспитания. Формированию такого поведения ребенка способствует авторитарный стиль одного или обоих родителей, когда ребенку ничего не объясняют, только приказывают.

Главной ценностью в таких семьях является формальное послушание, точное выполнение домашних правил, без их осознания. Ребенку с раннего возраста внушают, что главное – быть послушным, поэтому и в школе ребенок ведет себя так же.

Учитель не в состоянии изменить стиль отношений в семье, он может дать некоторые ценные рекомендации. Значимую роль в формировании осознанного отношения к учебе играет четкая оценка действий ребенка со стороны учителя. Не следует акцентировать свое внимание на выполнение ребенком формальных школьных правил, ставить его в пример другим детям; а вот если он проявил самостоятельность, включился в общую содержательную работу, на похвалы можно не скупиться. Детей псевдоучебного типа желательно не выпускать из поля своего внимания, т.к. они требуют постоянной заботы.

Следует знать и помнить, что психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а формируется постепенно: в играх, в труде, в общении со сверстниками и взрослыми, а также непосредственно в образовательной деятельности.

Список литературы

  1. Спутник классного руководителя. 1–4 классы / авт.-сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 152 с.
  2. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. – М. : Педагогика, 1991. – 150 с.

Поделиться

1043

Газизова Н. С. Психологические типы готовности детей к обучению в школе и организация дифференцированного подхода // Вектор научно-технологического развития России с учетом глобальных трендов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 сентября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 55-58. URL: https://apni.ru/article/4430-psikhologicheskie-tipi-gotovnosti-detej

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля