«Первая волна» феминизма в России: становление феминизма в XIX веке

В данной статье рассматривается развитие в решении женского вопроса в XIX веке. Отмечены первые организации женщин, которые стремились к равенству, а также проанализированы факторы, которые в тот момент тормозили возможность решения женского вопроса и наделение женщин равными с мужчинами правами.

Аннотация статьи
женский вопрос
равенство
феминизм
«первая волна» феминизма
феминизм в России
Ключевые слова

Феминизм первый волны в России, по мнению основоположницы исторической феминологии и гендерной истории в советской и российской науке Натальи Пушкаревой, можно определить как широкое социальное движение в России XIX-XX вв. за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно [1]. Удивительно, но в Советском Союзе данное понятие было искажено. Его определяли как общее название течений в «буржуазном» женском движении, направленных на уравнение прав между мужчиной и женщиной при сохранении основ капиталистического строя. И такое понятие было практические во всех Энциклопедиях того времени.

В России история феминизма берет свое начало аж в XVIII в. И многие связывают его зарождение с происходящей во Франции революции, поскольку либеральные настроения смогли дойти из Франции в Россию [2].

В то время начинают появляться значимые женские фигуры практически во всех отраслях жизни. Особое внимание уделяется писательницам, поэтессам и мемуаристкам. Так, например, первыми российскими писательницами были Е.А. Вельяшевой-Волынцевой, Е.А. Волковой, Н.Б. Долгорукова. Женщины понимали, что их голоса должны услышать во всем мире, они начинали активно писать, активно участвовать в жизни общества.

Стартом их активной деятельности можно считать создание в 1812 году Санкт-Петербургского женского патриотического общества. Именно благодаря ему женщины смогли активно проявить себя в общественной и политической жизни России того времени.

О том, что женщин необходимо освобождать от гнета патриархального общества писали выдающиеся представители интеллигенции: Д.И. Писарев, А.И.Герцен, Н.П.Огарёв и многие другие. То есть, можно сказать о том, что уже с 1830-х годов происходит коренные перемены в понимании необходимости изменений в отношении женского вопроса и необходимость в переменах видят не только женское, но и мужское население [3].

Уже в XIX в. появляется множество женских рукоделен, так, например, в Княгинином Успенском монастыре города Владимира в конце XIX века была открыта церковно-приходская школа рукоделия. Здесь первые 3 года девочек из бедных семей монахини обучали грамоте и прочему, отводя 1 час ежедневно на обучение вязанию на спицах, вышивке по канве и плетению кружев. Затем еще 3 года обучали только рукоделиям, шитью одежды и церковных облачений и вышивке гладью. На Всероссийской выставке 1896 года ученицы школы получили диплом 3-го разряда [4].

Также в это время открылось множество воспитательных домов и училищ, а в 40-е гг. возникли первые коммерческие школы для женщин в Петербурге и Москве. Но стоит заметить, что в целом, женское образование берет свое начало намного раньше. Можно сказать, что его начало было положено Екатериной II, когда в 1764 году был учрежден Смольный институт (Воспитательное общество благородных девиц), а на следующий год – Мещанское училище. А после, уже при Марии Федоровне, было образовано Мариинское ведомство.

Образование начало стремительно развиваться и с каждым годом женщины все больше и больше поднимали вопрос о необходимости усовершенствования женского образования. Женщины добились в 1860 году возможности прослушивания университетских лекций, а уже через 6 лет они смогли посещать первые высшие курсы для женщин, так, в 1869 начали работу Лубянские курсы в Москве, готовившие учительниц; с 1870 – Владимирские курсы в Петербурге (распорядительница – Н.В.Стасова), поддерживаемые благотворительными сборами. В 1872 в Петербурге были открыты врачебно-акушерские курсы для женщин при Военно-медицинской академии, а в Москве – Высшие женские курсы В.И.Герье. В 1878 в Петербурге открылись самые известные из женских курсов – Бестужевские, названные так по имени профессора-историка К.Н.Бестужева-Рюмина.

В то время некоторые женщины для того, чтобы получить образование, уезжали за границу. Но после того, как они оканчивали высшие учебные заведения в других странах, женщин ожидало другое разочарование-по возвращении на родину их дипломы для работодателей ничего не означали.

В это время начинают создаваться друг за другом множество организаций, которые были направленны на решение женской проблемы. Так, в 1862 году начало свою работу «Общество женского труда», в 1863 в столице М.В.Трубникова и Н.В.Стасова учредили женскую издательскую артель. С 1864 в Петербурге открыл двери первый магазин женских рукоделий, а в 1893 году по инициативе Н.Стасовой было создано «Общество вспоможения окончившим курс наук».

Первой разрешённой женской организацией было основанное в 1895 г. Русское женское взаимоблаготворительное общество. В него входили А. П. Философова, А. Н. Шабанова, А. Н. Энгельгардт, О. А. Шапира, А. Н. Пешкова-Толиверова, председательницей являлась А. Н. Шабанова. В начале своей работы общество занималось общественно-бытовыми вопросами [5].

К сожалению, время до Октябрьской революции все же было тяжелым для женщин и их стремления к равноправию. Их положение в семье, по сути, регулировалось Домостроем и положением Священного писания. Иванов С.С. в своей работе «Государство и право России в период сословно-представительной монархии» писал, что женщина была бесправной и ее уделом было содержать дом в порядке [6]. Телесные наказания были предусмотрены в Домострое, они могли применяться не только к детям, но и к жене».

Можно сказать, что именно из семьи пошло приравнивался это стремление к равенству со стороны русских женщин. Они не понимали, почему их занятия по дому, уход за детьми не считают трудом, ведь на это уходит очень много сил. Прогрессивно настроенные юристы XIX столетия требовали пересмотра в действующем «Своде законов» статьи о том, что «жена обязана повиноваться мужу». Проблема была в том, что женщины и их дети зависели от мужей или от родителей именно в экономическом плане. Еще одной проблемой для женщин был брак, который заключался непосредственно в храме – церковный брак. Этот пункт становился препятствием для подачи заявления на расторжение брака со стороны женщин.

Помимо этого, огромную роль в положении играло христианское учение, поскольку в нем отмечается, что жена была сотворена уже после мужа и для мужа. То есть муж считался главой семьи, а жена должна была подчиняться ему.

Но при всем этом, в Своде законов Российской Империи было указано, что муж должен был любить, уважать, защищать и жить с женой в согласии. Это показывает, что все же были попытки регулирования семейных отношений на законодательном уровне, было отмечено, что муж должен относиться к жене как к человеку, который заслуживает уважительного обращения.

Резюмирую все выше сказанное, стоит отметить, что время до 1917 года для женского вопроса было тяжёлым. Существование Свода законов Российской Империи, а также распространение христианского учения во многом ограничивали женщин в борьбе за равноправие. При этом, до 1900 года женщинам удалось добиться многого: было создано огромное количество женских организаций (например, Санкт-Петербургское женское патриотическое общество), был сделать прорыв в вопросе доступности образования для женщин. Именно в это время женщины начинают переосмысливать свое положение в обществе.

Текст статьи
  1. Пушкарёва, Н. Л. Гендерная теория и историческое знание / Н. Л. Пушкарёва. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. С. 112-115.
  2. Стайтс, Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-1930 / Р. Стайтс. – Москва : Российская политическая энциклопедия, 2004. С. 89-91.
  3. Рождение "Женского вопроса". Правовые расследования РАПСИ [Электронный ресурс] // РАПСИ URL: http://rapsinews.ru/incident_publication/20180508/282655792.html (10.05.2022)
  4. 200 лет тому назад [Электронный ресурс] // Формула рукоделия URL: https://www.formularukodeliya.ru/stati/200-let-tomu-nazad/ (22.06.2022)
  5. Белова, А. А. Распространение феминизма в Российской империи и борьба женщин за свои права в дореволюционный период / А. А. Белова // Язык. Культура. Коммуникации. – 2017. – № 1. C. 18-19.
  6. Стекляннова, О. В. Развитие законодательства о защите нематериальных благ в период сословно-представительной монархии в России (середина XVI – середина XVII века) / В. Стекляннова.: Два комсомольца, 2011. С. 69-70. – URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/463/ (дата обращения: 08.06.2022)
Список литературы