Посещение дошкольной организации – важная веха в жизни ребенка. Это поможет ребенку овладеть навыками, которые он будет развивать на протяжении всей своей жизни, и предоставит отличную возможность расти в социальном и эмоциональном плане, что поможет ему подготовиться к началу учебы в школе.

Дети с ОВЗ имеют те же права и те же потребности, что и другие дети. Они имеют право не только на защиту и помощь, но и на полноценное участие в жизни общества. Дети с ограниченными возможностями имеют право выражать свое мнение, участвовать в принятии решений, которые их затрагивают, получать инклюзивное образование и быть защищенными от насилия и жестокого обращения, как и все остальные.

Аннотация статьи
инклюзивное образование
педагоги
инклюзия
ОВЗ
Ключевые слова

Совет Европы поощряет права и всестороннее участие инвалидов в жизни общества, уделяя особое внимание детям и молодежи с ограниченными возможностями. В Рекомендации Совета Европы по обеспечению полной интеграции детей и молодежи в общество признаются возможные трудности, с которыми могут столкнуться молодые люди с ограниченными возможностями в их стремлении к качественной жизни в качестве полноправных членов общества. Поэтому Комитет министров призывает правительства принять надлежащие меры для обеспечения полного и равного осуществления ими прав человека [5].

Инклюзивное направление способствует достижению успеха в обучении детей с ограниченными возможностями, обучение детей с ограниченными возможностями для лучшей жизни по–прежнему остается актуальной проблемой [3]. Поскольку их ряды с каждым годом растут. Необходимо совершенствовать систему образования для детей с ОВЗ. Сейчас необходимо создать условия для получения образования наравне с другими, учитывая их возможности.

Подготовка современных педагогов с возможностью реализации инклюзивного образования является очень актуальной задачей. Идеологическая, духовно–нравственная, профессиональная подготовка педагогов готовых к работе в условиях инклюзивного образования с детьми, имеющими ограниченные физические и интеллектуальные возможности необходима для обеспечения равных прав детей.

Требования, предъявляемые к подготовке педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, связаны с выполнением определенных функций: способность самостоятельно, творчески выбирать и применять технологии, с помощью которых возможно работать с различными образовательными группами, будь то дети с ограниченными интеллектуальными или физическими возможностями, дети из разных социальных групп, проживающие в селе, городе или др. [10] Инклюзивное образование, обеспечивающее уважение ребенка и принятие его индивидуальности, независимо от того, соответствует или не соответствует каждый ребенок требованиям системы. Распространение идеи образования в стране диктует новые требования к компетентности педагогов.

В контексте инклюзивного образования обсуждаются аспекты педагогического образования и важность убеждений педагогов. Как один из элементов профессиональной компетентности педагогов, эти убеждения являются ключевым фактором развития инклюзивного образования (de Boer, Peel and Minnert). Результаты исследований в целом неубедительны. Однако существуют эмпирические доказательства того, что университетские курсы по инклюзивному образованию могут привести к более позитивным представлениям об инклюзивности (Lancaster & Bain) [13].

Необходимость высококвалифицированных педагогов, ориентированных не только на норматипичных детей, но и на детей различными отклонениями в развитии с учетом разных социальных условий, особенно ближайшего окружения и социализации [10]. Значимость подобной ситуации определена международными и отечественными правовыми документами. Например, «Всемирный доклад об инвалидности» гласит о важности специальной подготовки педагога общеобразовательной организации для развития инклюзивного образования.

Ограниченные возможности здоровья включают в себя физические нарушения, такие как подвижность, трудности со слухом, зрением и языком, а также задержки в развитии, которые влияют на поведение человека, эмоциональное выражение и способности к обучению. Она включает в себя легкие и тяжелые формы инвалидности, от детского церебрального паралича, паралича и ампутации, до слепоты, глухоты, аутизма и дислексии. Дети могут родиться с нарушениями или развиться в результате болезни, жестокого обращения или травмы, например, многие дети становятся жертвами перестрелок, взрывов в районах, затронутых конфликтом.

Инклюзивное образование – процесс дошкольного образования и развития детей от 1 до 6 лет с различными возможностями и потребностями. Является одним из видов комплексного медико-педагогического, социально-психологического специального образования [9].

В настоящее время проблема, которая привлекает внимание всей мировой общественности, – это образование с участием семьи, среды, индивидуальных запросов и особенностей детей. Этому глобальному вопросу ученые мира дают следующее определение: инклюзивное образование – это государственная политика, направленная на полное включение в общеобразовательный процесс и социальную адаптацию всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями [6], устранение барьеров, отличающих детей, независимо от пола, происхождения, вероисповедания, положения, призыв родителей к активности, специальная поддержка коррекционно-педагогических и социальных потребностей ребенка, то есть эффективное обучение с сохранением качества общего образования [5]. Инклюзивное обучение – используется при описании процесса обучения в организациях образования детей с особыми потребностями. Следовательно, в основе инклюзивного обучения лежит идеология отрицания какой-либо дискриминации детей, обеспечения равноправного отношения ко всем людям, а также создания специальных условий для детей с особыми потребностями в обучении. Данное направление способствует успеху детей в учебе, формирует хорошие условия жизни [8].

Общее инклюзивное образование – одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями. Истинная инклюзия сближает две системы образования: общую и специальную, не противореча друг другу.

Инклюзивное обучение – совместное обучение инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии со здоровыми детьми с целью облегчения их процессов социализации и интеграции [3].

Инклюзивное обучение – позволяет всем детям с ограниченными возможностями активно участвовать в дошкольном образовании, школе и школьной жизни, определяет их равные права, позволяет развивать способности, необходимые для общения с людьми.

Основные принципы инклюзивного обучения:

  • ценность человека определяется его возможностями, достижениями;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на отношения;
  • все люди нужны друг другу;
  • знания реализуются в рамках реального общения;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе своих сверстников;
  • достижение успеха для каждого ученика – это осуществление действий, которые он может выполнить по своему усмотрению;
  • многогранность расширяет сферу развития человеческой жизни [1].

Воспитание детей с ограниченными возможностями требует специфики [14]. Со стороны педагогов должны быть такие качества, как сдержанность, терпение, выдержка. В зависимости как от типа нозологии, так и от уровня сложности, меняются и возможности воспитания детей.

Используя специальные методы, педагог способствует непосредственной коррекции недостатков в воспитании ребенка. Упражнения при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья являются одним из специальных методов коррекции. Выполняя упражнения, ребенок учится правильно вести себя в обстановке, доброте, терпимости [7].

Одним из видов развивающей работы ребенка является влияние взрослых и сверстников. Повторение для взрослых детей. То есть поведение, речь, действия. За ребенком всегда должны следить взрослые, поддерживать в правильных действиях, побуждать к порядку и исправлять ситуацию, в которой он поступил неправильно.

Изменение статуса ребенка в коллективе также является одним из эффективных способов. Например, дать ребенку ответственное задание, несмотря на постоянные проступки. Используя метод педагогики поддержки, взрослый отказывается от негативной оценки личности ребенка, его дисциплины, поддерживает желание поддерживать правильное поведение, четко и открыто выражает готовность помочь детям [2]. Коррекционные методы обучения и воспитания изменение личности ребенка, его порядка и личности педагога. Правильно продуманная повестка дня является необходимым условием и средством формирования либеральной дисциплины для исправления ее недостатков. Организованная повестка дня положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка. Повестка дня должна быть комплексной, многовариантной, с учетом негативных условий. Время для повестки дня должно быть определено правильно. При обучении и воспитании ребенка целесообразно определить основное направление для исправления дефекта в ребенке. Раннее выявление и коррекция негативных явлений в развитии личности ребенка в процессе обучения и обучения. Проведение второго педагогического анализа, выявление первопричин, дифференциальный подход к их устранению. Использование специальных методов. Педагоги должны глубже понимать и слушать детей с ограниченными возможностями, обращать внимание на настроение ребенка. В настоящее время требования к педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, высоки. Соблюдение педагогической этики и сотрудничества между воспитанником и воспитателем.

Воспитательная работа должна способствовать укреплению здоровья ребенка.

При выполнении каждого задания необходимо учитывать уровень задач и возможностей детей. Хотя воспитание детей с ограниченными возможностями очень сложно, это не значит, что педагоги всегда сталкиваются с трудностями. Если дети с ограниченными возможностями также хорошо воспитаны, это также может принести радость и счастье родителям.

Задача взрослых – оказание образовательной, психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Обучающую деятельность для детей с ограниченными возможностями проводят индивидуально [4]. В формах работы с детьми необходимо активное участие родителей. Педагог-психолог проводит индивидуальную работу по коррекционной методике по восстановлению психологического состояния ребенка, следит за нормальным самочувствием, помогает познать себя. Тренинги, игры, арт-терапия, аудио-тренинг способствуют психологическому развитию ребенка. Психолог отвечает на вопросы родителей, дает советы родителям и помогает поддерживать нормальную атмосферу в семье [15].

В целях профилактики утомления и дальнейшего закрепления интереса ребенка необходимо обязательно поддерживать индивидуальный подход и следить за продолжительностью занятий не более 15 минут. Педагоги должны уметь заинтересовать ребенка, используя только эту игру, а не заставлять его играть.

Вначале рекомендуется делать пальчиковую гимнастику, опираясь на стол или другой предмет. Пальчиковые игры нужно начинать с самых простых упражнений, например «посолим суп» (двигаем кончики пальцев), «птички» (птички-пальчики «клювом клювом», например, слова по заданному звуку). Постепенно можно переходить к более сложным играм. Пальчиковые игры также используются в качестве словарного сопровождения. Еще раз следует отметить, что, если проводить с ребенком подобные упражнения чаще, то есть у ребенка будет больше возможностей для достижения наилучших результатов в развитии мелкой моторики, речи, памяти, мотивации, зрения и слуха [11].

Высокий уровень моторики рук объясняет психологическую готовность ребенка к школе. Игры и упражнения для повышения моторики рук также оказывают особое влияние на быстрое развитие языка ребенка [13].

Необходимо создание психолого-педагогических условий для духовного развития, воспитание уверенного в себе, активного, обученного общению со здоровыми детьми ребенка, способного к самообслуживанию.

Текст статьи
  1. Ахметова Д.З. Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию. / Материалы Всероссийской научно–практической конференции с международным участием / Под общей редакцией В.Г. Тимирясова, И.И. Бикеева, Д.З. Ахметова – Казань: Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – С.8 –15.
  2. Быстров А.Е. Нарушения поведения умственно отсталых подростков и методы их коррекции. Электронный ресурс. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21288869 (дата обращения: 13.10.2021)
  3. Дузбаева К.Д., Алшынбекова Г.К., Жумабекова С.А. Психолого-педагогическая сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования // Научный альманах. – 2019 г. – №54. – С.54–57.
  4. Кузеванова А.А. Подготовка педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (41). С. 7–10
  5. Ландышева А.Ю. Инклюзивное образование как реализация права на образование. // Инклюзивное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. трудов по материалам Всероссийской науч.-практ. конф. 19 ноября 2015 г., г. Стерлитамак, Республика Башкортостан / Отв. ред. Л.Б. Абдуллина, науч. ред. Т.И. Петрова – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. –207 с.
  6. Лебедева Н. А. Воспитание толерантности у детей в условиях интегрированного обучения монография. – Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2019. – 175 с.
  7. Лечебная педагогика в контексте развития образования [Текст]: монография / Н. В. Карташев; Министерство образования Московской области, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет». – Орехово-Зуево: Ред.–изд. отд. ГГТУ, 2015. – 167 с.
  8. Магомедова С.А., Дамадаева А.С. Психологическая готовность учителей начальных классов к внедрению инклюзивного образования в Республике Дагестан. Электронный ресурс. URL: http://www.biotech–asia.org/vol12no3/psychological–readiness–of–primary–school–teachers–to–the–introduction–of–the–inclusive–education–in–the–republic–of–dagestan/ (дата обращения: 20.10.2021
  9. Пугачев А. С. Инклюзивное образование [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. – 2012 – №10. – С. 374-377.
  10. Пустовалова Н.И., Григоренко О.В. Формирование педагогической готовности студентов вуза к работе в условиях инклюзивного образования. Электронный ресурс. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35423565 (дата обращения: 13.10.2021)
  11. Шелуханова А.В. Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016.
  12. Deakin Crick, R. (2008). Pedagogy for citizenship. In F. Oser & W. Veugelers (Eds.), Getting involved: Global citizenship development and sources of moral values (31–55). Rotterdam: Sense Publishers.
  13. Hastings, R., & Oakford, S. (2003). Student teachers’ attitudes towards the inclusion of students with special needs. Educational Psychology, 23, 87-94.
  14. Ljubetić, M., & Kostović Vranješ, V. (2008). Pedagogical (in) competence of teachers. Educational science, 10, 1, 209-230.
  15. Slee, R. (2003). Valuing diversity and inclusiveness: The DDG speaks out on inclusive education. Education Views, 11.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября