научный журнал «Актуальные исследования» #11 (90), март '22

Рынок перестрахования в условиях санкций

В статье рассматривается ситуация, сложившаяся на рынке перестрахования в РФ после введения санкций.

Аннотация статьи
санкции
перестрахование
страхование
Ключевые слова

Российские страховщики оказались в не очень приятной, в какой-то степени даже критической, ситуации после получения с конца февраля этого года извещений от ведущих западных перестраховщиков об отказе от продолжения сотрудничества – о прекращении текущих договоров и невозможности заключения новых.

Было принято решение о принятии закона об увеличении размера обязательной передачи рисков страховщиков в перестрахование Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) с 10 до 50%. А Банк России, как единственный акционер РНПК, увеличил ее капитал с 71 млрд руб. (фактический размер уставного капитала на конец 2021 г. был 21 млрд руб.) до 300 млрд руб. Также РНПК начала кампанию замещения долей западных партнеров в договорах перестраховочной защиты, расширила возможности для приема новых рисков. Как показал опрос страховых компаний, благодаря РНПК им в основном удалось выйти из чрезвычайно опасной зоны, однако внутренних емкостей перестраховочного рынка в РФ недостаточно, идет поиск дополнительных возможностей их расширения.

По итогам 2021 года около 72% перестраховочных премий было передано на международный рынок, а 62% из них – в недружественные страны, на них пришлось порядка 100,9 млрд рублей, следует из данных ЦБ. Также отмечается, что по таким рискам выросла вероятность проблем в получении возмещений из-за отказа со стороны международных страховщиков или банков. При крупном страховом событии отсутствие такой защиты способно негативно сказаться на финансовом положении страховщиков, а от них риски могли перейти на страхователей.

Риски ухода западных перестраховщиков оказались более актуальными для крупных и средних компаний, на долю которых приходится более 90% общероссийских сборов. Малые страховщики с показателем годовых сборов менее 1 млрд рублей при ведении бизнеса от договоров перестрахования зависели незначительно, они не принимали крупных рисков.

Согласно российскому законодательству, при наступлении убытка вся ответственность за возмещение ущерба клиенту лежит на прямом страховщике, непосредственно заключившем договор страхования с клиентом. В то же время львиную долю в выплатах наши компании традиционно собирали от перестраховщиков, в большинстве случаев из стран Европы и США, которые имели высокий рейтинг, с которыми заключали облигаторные договоры перестрахования на годовой основе или факультативные договоры перестрахования по отдельным рискам. По разным линиям страхового бизнеса доля перестраховщиков с учетом доли РНПК превышала 80-90%. Неуверенность в получении выплат от партнеров для российских участников означала, что крупный убыток, случись такой в период остановки договоров перестрахования с западными партнерами, мог нарушить финансовую устойчивость национального страховщика, повлечь регуляторные санкции из-за нарушения нормативов и даже поставить компанию на грань банкротства.

Как показал опрос страховщиков, практически все компании получали извещения от международных перестраховщиков - в первую очередь из Европы и США - о прекращении сотрудничества. Но даже те страховые компании, которые не получали "отказных писем" от западных партнеров, тоже не могли оставаться уверенными в исполнении ими обязательств по заключенным договорам, в получении перестраховочного возмещения из-за рубежа - иностранные банки могли не пропустить платеж в силу санкционной политики, которой придерживались. В дополнение ко всему российские законодатели ввели запрет на платежи в адрес контрагентов из списка недружественных стран. Это решение блокировало платежи российских страховщиков по очередным траншам перестраховочных премий по заключенным ранее договорам в адрес иностранных перестраховщиков. Договоры перестрахования автоматически прекращали действие.

Что мы получаем в итоге? Внутренний рынок потерял возможность страховать риски у представителей зарубежных компаний в России либо иметь перестрахование текущих рисков непосредственно за рубежом. С одной стороны, это потенциально расширит поле для страхования отечественным страховщикам, с другой – повысит концентрацию риска непосредственно в России. Но последнее способно создать дополнительное напряжение на рынке в связи с отсутствием достаточной емкости.

Потребности в перестраховочных емкостях в настоящее время на российском рынке в 7-10 раз превышают те объемы, которые перестрахованием уже обеспечены. Для среднего бизнеса на российском рынке достаточно емкостей. Для крупных промышленных и авиационных рисков емкостей недостаточно. С учетом того, что в течение текущего года основное перестрахование рисков сосредоточится внутри страны, актуальным видится вопрос о ретроцессионной защите от рисков природных катастроф. Дополнительное перестрахование – это также и вопрос капитализации страховых компаний, повышения собственного удержания.

Сейчас перед всеми крупными страховщиками стоят задачи по поиску альтернативных емкостей. Как один из вариантов решения данного вопроса предполагается активизация сотрудничества с перестраховщиками Китая, Индии, стран Ближнего Востока и СНГ.

В добавок ко всему, после введения санкций против РФ началось активное обсуждение таких вопросов как – что такое влияние санкций и кто от них страдает. Кто-то убежден, что санкции затрагивают конкретные компании, против которых они персонально направлены, другие трактуют санкционный режим более расширительно, поскольку его последствия угнетали бизнес большинства игроков через слом системы перестрахования, системы международных расчетов, принципов инвестирования, рейтингования, обеспечение финансовой устойчивости, переформатирование сложившейся системы потребительского спроса, не говоря об изменении макроэкономических условий ведения бизнеса.

Вне зависимости санкционный это бизнес или нет – нужна поддержка РНПК в условиях тотального распространения санкций и безысходности работы с международным рынком. Также необходимо максимально упростить и помочь российским компаниям работать, сокращая при этом издержки, такие как дополнительное согласование, вычленение санкционного бизнеса из общего портфеля компаний. На текущий момент перестрахование осуществляется между двумя субъектами РФ, и нет особой необходимости в выделении отдельно рисков, находящимися под санкциями.

Кроме того, важно проработать вопрос перераспределения рисков путем создания пулов сострахования или перестрахования в отношении плохо размещаемых сегментов рисков для предотвращения демпинга и неплатежей по убыткам (например, по рискам логистической отрасли).

Текст статьи
  1. https://iz.ru/1343988/mariia-kolobova/zazhaty-v-riski-perestrakhovshchiki-ishchut-novykh-partnerov-v-sng-i-azii
  2. https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10961689
Список литературы